<<
>>

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ


- один из основных аспектов бытия науки, раскрывающий особенности функционирования научного сообщества, регулирования взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством с помощью специфической системы ценностей.

Наука - явление социальное. Она создается сообществом ученых и представляет собой не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. В связи с этим и возникает вопрос, чем наука как социальный институт отличается от других социальных институтов. Вне ценностного измерения отличить науку от других социальных феноменов (политика, экономика, религия и др.) невозможно.
Набор внутренних ценностей научного сообщества, имеющих главным образом статус моральных норм для этого сообщества, получил название «научный этос». Один из основоположников социологии науки, Р. Мертон, в 30-е гг. XX в. выделил четыре ценностных императива, на которые опирается наука как особая социальная структура; позднее его последователями к ним были добавлены еще два:
  1. универсализм - утверждает внелич- ностный объективный характер научного знания;
  2. коллективизм - плоды научного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом, они всегда результат коллективного научного сотворчества;
  3. бескорыстность - главной целью деятельности ученых должно быть служение истине; истина в науке никогда не должна быть средством для достижения личных выгод;
  4. организованный скептицизм - предполагает запрет на догматическое утверждение истины в науке и вменяет в профессиональную обязанность ученому критиковать взгляды своих коллег; соответственно критика в свой адрес должна восприниматься как необходимое условие развития науки;
  5. рационализм - наука должна стремиться не просто к объективной истине, а к доказанной, логически организованной истине;

6) эмоциональная нейтральность - запрещает ученым при решении научных проблем использовать эмоции, личные симпатии и антипатии.
Последователи Р. Мертона пришли к выводу, что поведение членов научного сообщества амбивалентно. В профессиональной повседневной деятельности ученый постоянно находится в состоянии выбора между разными полярными поведенческими императивами. Так, ученый должен как можно быстрее передавать свои результаты научному сообществу, но не обязан торопиться с публикациями, остерегаясь их недобросовестного использования; быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной «моде»; стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других; защищать новые идеи, но не опрометчивые заключения и т. д.
Наука не есть монолитное образование, она состоит из множества научных сообществ. Современная наука - это сложная сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений (лабораторий, кафедр, государственных институтов, академий, международных объединений и т. д.).
Н. С. Смолина
<< | >>
Источник: Н. В. Бряник. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост.и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та,2007.-318 с.. 2007

Еще по теме НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ:

  1. §1. Мода как социальный феномен и предпосылки ее институционализации
  2. АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ: К ПРОБЛЕМЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
  3. 1. Анализ системных признаковХАРАКТЕРИСТИК ПОНЯТИЯ ИНСТИТУТА
  4. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ: ОПЫТ ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  5. Наука как социальный институт
  6. I Подходы к определению социального института
  7. Наука как особый социальный институт
  8. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  9. НАУКА И ВЛАСТЬ.
  10. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  11. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  12. ПРЕДМЕТ УГОЛОВНОГО ПРАВА. УГОЛОВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА