<<
>>

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА


- наука к. XIX - пер. пол. XX в., базирующаяся на принципиально иных (в отличие от классической науки) онтологических (многовариантность, альтернативность, релятивизм, вероятностность развития событий), гносеологических (взаимодействие объекта и субъекта в процессе познания, относительность истины, частичная верифицируемость научного знания), методологических (теоретический плюрализм, отказ от поиска единого и общепринятого научного метода, опора на интуицию, взаимопроникновение методологических установок естественных и гуманитарных наук, понимание субъективности как черты, присущей самой действительности) основаниях.
В европейской культуре втор. пол. XIX - н. XX в. происходил процесс глобальных изменений в структуре духовного производства, ознаменовавшийся кризисом классического рационализма и формированием нового понимания рациональности. Целый каскад выдающихся научных открытий (теория относительности, двойственная кор- пускулярно-волновая природа микрочастиц, принципы дополнительности и неопределенности), сделанных на рубеже веков, заставили усомниться в возможности строгого логического осмысления действительности, основанного на пресловутом «здравом смысле», и ознаменовали эру неклассического
естествознания. Несостоятельность представлений классической науки о мироздании и методов его познания становилась все более очевидной. Привычный, устойчивый мир оказался средоточием неподвластных человеку сил, непредсказуемых явлений. Сознание, постигающее действительность, прежде отчетливо чувствующее дистанцию от познаваемого объекта, ощутило свою погруженность в мир изучаемых явлений, осознало зависимость от множества обстоятельств, определявших установки познания, его ценностные и целевые ориентации.
Современная научная картина мира воссоздает реальность, с трудом воспринимаемую с точки зрения законов классической формальной логики. Появилась настоятельная потребность в формировании иного мировосприятия, новых навыков мышления и критериев научной достоверности, альтернативных картин мира и языков науки. В неклассической науке принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Например, в квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом. Признается возможность одновременного существования различных теоретических систем, по-разно- му объясняющих один и тот же класс явлений действительности и реальности в целом и в то же время остающихся в одинаковой степени истинными, поскольку в каждой из них может содержаться момент объективно-истинностного знания. В пространстве неклассической науки ценной оказывается способность к осмыслению многомерного пространства взаимозависимостей, признания равноправия противоборствующих концепций, способность к конструктивному диалогу и умение понять точку зрения оппонента.
Современное естествознание объясняет природу, подрывая установку здравого смысла, полагающего, что природа является как бы сущей сама по себе. Она скорее является частью взаимной игры между природой и нами самими, нацеленными на ее познание. Субъект и объект неразделимы: реальность уже не рассматривается как совокупность объектов, которые существуют сами по себе, независимо от сознания познающего субъекта. Синтез мировоззренческих и методологических установок естественных и соци- ально-гуманитарных наук, допустимость многозначности в интерпретации природных явлений, появление понятия «ценность» в естествознании делают неклассическую науку более гуманитарной. Если для классической науки субъективность - это то, что главным образом и препятствует достижению объективной истины, то с позиции неклассической науки она оказывается исходным началом его познавательной способности. В рамках полицентрической науки субъективность выступает не как отношение к действительности как к чему-то внешнему, трансцендентному, но как отношение, имманентное самой действительности.
С. В. Токмянина
<< | >>
Источник: Н. В. Бряник. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост.и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та,2007.-318 с.. 2007

Еще по теме НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА:

  1.   2.7. Философские проблемы медицины 2.7.1. Философия медицины и медицина как наука  
  2.   3.1.3. Естественные и технические науки  
  3.   4.8. Проблема истинности и рациональности в соЦиально-гуманитарных науках  
  4. 4.12. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки  
  5.   4.13. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций  
  6. ПОНЯТИЕ НАУКИ
  7. Науки о природе и науки о культуре
  8. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
  9. НЕОРАЦИОНАЛИЗМ КАК КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ
  10. § 1. Методология общей теории права в системе гуманитарных наук
  11. Особенности науки XX века
  12. Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке
  13. Методологические принципы объяснения истории науки.
  14. § 4. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
  15. § 5. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
  16. 11) Исторические формы существования науки.
  17. 28) Сравнительная характеристика классической, неклассической и постнеклассической науки
  18. Постнеклассическая наука:
  19. Типологические построения как проявление идеалов постнеклассической науки Typological constructions like manifestation of ideals of postclassic science
  20. От простоты к сложности: постнеклассическая революция в науке From simplicity to complexity:postnonclassical revolution in science