ЧЕЛОВЕК - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Универсальная сущность человека определяет бесконечное множество фиксируемых за ним институций, на основании которых он действует в обществе. Этим же обусловлен системный характер институциональных форм и содержания конкретных акторов, позволяющий выделять их из социальной среды, идентифицировать и классифицировать.
Всякий человек представляет собой институциональную систему, если вклад, вносимый всеми присвоенными им институциями в создаваемый продукт, больше, чем при их осуществлении по отдельности или в других комбинациях (связках).
Своего рода «твердое ядро» институциональной системы человека составляют реализуемые им институции, а относительно более динамично меняющаяся «защитная оболочка»1, или трансакцион- ное поле, представлена их атрибутами — статусами и ролями, нормами и правилами, убеждениями и устоями, чинами и зва-ниями, должностями и степенями, привычками и ритуалами, рутинами и традициями и т. д.
Утрачивая системное качество своих институций, индивид теряет социальную определенность, его деятельность становится все более рисковой и затратной, а сам он трансформируется во внутренне противоречивое «суммативное множество»2 статусов. Но наряду с конкуренцией институций объективно существует и принцип их дополнения в «наборе» каждого конкретного актора или, шире, хозяйственного субъекта. Поэтому при выборе и кооптации человеком новых институций в свою систему целесообразно учитывать ее состав и структуру, а также прошлые, на-стоящие и намечаемые параметры эволюционной траектории, чтобы не упустить выгоды от социально-функциональной синергии и избежать эффекта «убивающей» отдачи от «неподходящих» институций.