<<
>>

  § 30. Человек как единство идеального и материального

  Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осознавалась. Первые две пары категорий (естественное и общественное; индивидуальное и социальное) выражают объективный процесс становления и развития человека.
Исторически они «старше» сознания. В период антропосоциогенез^ биологические и социальные закономерности взаимодействовали еще до победы последних и превращения их в ведущую силу. Наличествовала также борьба индивидуального, как уникального свойства представителей биологического вида, и социального, «вооруженного» орудием, регулирующим отношения индивидов, — табу. На определенном этапе орудийной деятельности и эволюции социальных норм возникло сознание, что качественно усложнило структуру человеческого существа и его связей с окружающим миром. Бытие человека стало характеризоваться единством идеального и материального. Человек стал принадлежать двум мирам — миру необходимости и миру свободы.
Идеальное определяется как «субъективный образ объективной реальности, результат освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры».41 Выраженное в формах сознания, идеальное противоположно материальному.
205
Это субъективный образ объективных свойств и связей труда; цель, представляющая «возможность», а недействительность. План, выражающий предварительное видение процесса и его результата, но еще не сама материальная деятельность. Как материальный процесс она может не выстроиться соответствующим образом и не дать желаемого результата. Символ — знак, содержащий смысл обрядовых действий, которые еще должны быть организованы. Нарушение обрядовой последовательности воспринимается как абсолютное крушение надежд. Все эти формы возникли в ответ на необходимости природы, но «изобретены» человеком и используются им в качестве особых орудий наряду с материальными орудиями труда.
«Идеальное выступает как система отношений между независимыми от сознания и воли объективными явлениями и человеком, способным эти явления воспроизводить и преобразовывать в процессе своей теоретической и практической деятельности. Будучи производным от материального, идеальное приобретает относительную самостоятельность, становясь активным началом жизнедеятельности».42 Коротко говоря, идеальное — это «отношение». Как отмечал Маркс, животное ни к чему не «относится», оно совпадает со своей деятельностью. Даже в форме синкретизма идеальное выполняет роль специфического центра эмоционально-чувственной сферы человека, определяет становление нового качества его психической формации (А. Н. Леонтьев). Обеспечивает соответствие информационно-отра- жательных (знание), энергетических (эмоции и воля) и материально-вещественных (телесность) процессов, обусловливает существование человека как особоц целостности — человека разумного.
Все отмеченные аспекты, выражающие «единство» человеческого существа, — естественное и общественное, индивидуальное и социальное, идеальное и материальное — опосредствованы. Посредником здесь выступает сам человек как целое, его предметно-чувственная деятельность по изменению природы, отношений между людьми и себя самого.
Все аспекты историчны и взаимосвязаны. Изменение Одного тцпа соотношения влечет за собой изменения другого. Но поскольку мы имеем дело с человеком разумным, счи- тается, что разум должен выступать ведущим началом, отвечающим собственно человеческой природе. Однако сознание не существует отдельно от тела и его свойств как живого, а стало быть, всегда связано и реализуется через них. Еще JI. Фейербах подчеркивал, что духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного. *В мозговом акте, — отмечает философ, — как высочайшем акте, деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы».43
Философия и наука сегодняшнего дня рассматривают единству идеального и материального в человеке с позиции материалистической диалектики, которая признает относительную самостоятельность развития идеального. Человек как порождение общества и культуры, являясь творцом культуры, создал себе богатейший мир идеальных форм, которые благодаря своим материальным носителям существуют, сохраняются и передаются в историческом времени. Материальные носители этих форм (язык, произведения искусства и другие явления культуры) не представляют собой самостоятельной субстанции. Они вторичны, созданы человеком и заключают в себе идеальное содержание.
<< | >>
Источник: Звездкина Э. Ф. и др.. Теория философии/Э. Ф. Звездкина й др. — М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо,2004. — 448 с.. 2004

Еще по теме   § 30. Человек как единство идеального и материального:

  1. Глава IVОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ( Предварительные замечания)
  2.   § 30. Человек как единство идеального и материального
  3.   § 34. Сознание как самосознание  
  4. Психологические концепции человека
  5. ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ КАК ИСТОРИК ФИЛОСОФИИ
  6. 4 . Деятельность как способ бытия человека
  7. ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
  8. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя
  9. ЧЕЛОВЕК И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
  10. 2.2 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПОСТРОЕНИИ ОБЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ. КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
  11. Соотношение идеального и материального
  12. ВВЕДЕНИЕ (Ю.А. Харин)............................................................................................................................................... 4 СОЦИАЛЬНАЯ СИНЕРГИЯ: ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ (Ю.А. Харин)...................................................... 6 Человек как субъект синергии (Ю.А. Харин)........................................................................................... 14 Социоантропная тотальность...............................................................
  13. Радикальное отличие в определении знания в трудах богословов и философов. Разработка учения о душе, разуме, интеллекте, учение о деятельном разуме. Проблема смертности и бессмертия разумной души. Концепция Ибн Сины о «парящем человеке».
  14. Понятие как основная форма рационального познания
  15. § 3. ФИЛОСОФИЯ КАК ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  16. YI.3. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  17. 17. 1. _Проблема человека и его свобода в философии.
  18. Знание как сознательный феномен Катречко С.Л.
  19. § 4- Ведущая роль воспитания в формировании человека