<<
>>

Истоки отечественной философии.

  • Славянофильское учение о самобытности народа и его соборности.
  • Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность.
  • От философии сродности до философии общего дела, от монолога к диалогу.
  • Ключевые понятия

    Всеединство — состояние единства мира и человека, воплощающее идеал сродности и соборности на основе «великого синтеза» религии, науки и философии.

    Ноосфера — сфера взаимодействия в системе «природа — общество — человек», в пределах которой антропогенная деятельность становится определяющим фактором развития бытия в мире.

    Общее дело — высшая цель и организация человеческих усилий, которым предшествует сродность и софийность.

    Соборность — олицетворение паритетных отношений мира и человека, единство общего и единичного, целого и части, их диалог и согласие.

    Софийность — ценностный ориентир на сотворчество мира и человека.

    Сродность — начало, объединяющее род человека и природу.

    Назначение IX главы учебника состоит в том, чтобы вскрыть и обосновать основные идеи отечественной философии, выявить особенности и рассмотреть основные направления ее развития. Для отечественной философии характерны: идея сродности с природой и соборности с миром; идея софийности в системе «природа — общество — человек»; идея всеединства человека и мира на основе «синтеза» религии, науки и философии; идея общего дела как высшей цели и организации человеческой деятельности; идея антропокосмизма как воплощенного диалога человека и мира, коэволюции общества и природы; идея ноосферы.

    Отечественкая философия зарождалась в условиях смешения языческой, византийской и степной культур. Она тесно связана со своей религиозной почвой. На ней сказалось влияние западной философии.

    Отечественная философия изначально тяготеет к рационализму, но не к европейскому академическому, в к практическому с ярко выраженным нравственным ориентиром.

    Она антропологична, ибо замыкается на феномен человека; она историософична, ибо поднимает вопросом о смысле истории; она социологична, ибо рассматривает проблемы общественного развития; она диалогична, ибо своей сутью ориентирована на общее дело, на формирование парадигмы антропокосмизма.

    Отечественная философия начинается как протофилософия в форме просвещения, обеспечивая формирование философии славянофильства и философии радикализма от декабристов до «русского» марксизма; а также проторив путь той философии, которая начинает свое становление с идеи сродности и обретает перспективу в идее диалога, концепции антропокосмизма и ноосферы.

    1. Истоки отечественной философии

    Предпосылкой становления философии была специфическая «ойкумена»: необъятные просторы богатой земли и люди, адаптировавшие византийскую и монгольскую (степную) культуры.

    Особую роль сыграло принятие христианства. Через церковь и монастыри шел процесс освоения философских произведений Василия Великого, Иоанна Дамаскина и др., прививалось уважительное отношение к философскому слову.

    Усилиями первых просветителей — Кирилла (826-869) и Мефо- дия (820-885) философия обретает нравственные ориентиры, сближается с моралью. Первая польза от философии — «разумение невежества своего». Суть второй пользы — осознание мудрого и достойного поведения.

    В становление отечественной философии внесли свой вклад и митрополиты церкви: Иларион Киевский, Никифор Грек и Климент Смолятич.

    Иларион Киевский, духовный наставник Ярослава Мудрого, в трактате «Слово о законе и благодати» не только своеобразно толковал тексты Ветхого и Нового Заветов, но и открывал дорогу к самобытности русской мысли. С его точки зрения, право сопряжено со свободой человека, а закон с «суетой земных страстей». Ветхий завет ориентирован на закон, Новый Завет — на право. В смене одного завета другим Иларион Киевский видит жизнеутверждающую силу права, а в смене доминанты в пользу права и свободы — сущность развития истории человечества, ее смысл.

    Позицию равновесия духовной и светской власти отстаивал наставник Владимира Мономаха — Никифор Грек.

    Соотношение разума и чувств, знания и веры рассматривал Климент Смолятич. Чувства — опора души, а разум — ее руководитель. Истины веры должны стать объектом мышления.

    Краткий анализ творчества духовных наставников князей Киевской Руси свидетельствует о становлении философской традиции, о формировании самобытности философской мысли с установкой на рационализм, но в лоне христианства.

    Дальнейшее формирование отечественной философии шло через противоречие двух тенденций развития России, которая сохранив преемственность с Киевской Русью сложилась как самостоятельное государство. Одна ратовала за самобытность развития России, а вторая стремилась вписать ее в общий процесс развития Европы.

    Первоначально эти тенденции проявляются внутри духовенства, которое раскололось на иосифлян (сторонников жесткой централизации государства и приоритета светской власти) и не- стяжателей, ратовавших за духовное обновление церкви на пути чистоты помыслов, очищения от коварства и стяжательства, на пути утверждения примата содержания религии над ее формой.

    Концепция Нила Сорского(1433—1508) о чистоте помыслов и укреплении духа уступила конъюнктурным соображениям Иосифа Волоцкого. Произведение И. Волоцкого «Просветитель» стало настольной книгой Ивана Грозного.

    По времени русское просвещение занимает период с середины XVI до первой трети XIX века, когда за «словом» просветителей последовало «дело» декабристов.

    У истоков Просвещения этого периода стоит фигура А. М. Курбского (1528-1583). Ему принадлежит «История о Великом князе Московском». Это своеобразный жанр обличительной публицистики. Он осуществляет организацию переводов Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина и др., снабжая переводы комментариями, где ставит вопрос о соотношении веры и знания, души и разума, содействует открытию Киево-Могилянской академии как одного из центров духовной жизни.

    Истоки академии складываются первоначально в культурнопросветительном центре Острога в 1576, где кроме А. Курбского можно было встретить первопечатника Ивана Федорова, автора «грамматики славянской» Г. Смотрицкого, по которой спустя два века учился М. В. Ломоносов.

    В этом центре сложились устойчивые традиции любомудрия и хотя в 1636 г. он прекратил свое существование, но традиции обеспечили базу формирования Киевско-Могилянской академии (1701 г.), которая заявила о себе как первое высшее учебное заведение, и где преподавались семь (7) «вольных наук» — грамматика, поэтика, риторика», арифметика, геометрия, философия и музыка. Учеба занимала 11 лет. Из этого времени два года отводилось на изучение философии.

    Одним из первых ректоров академии был Феофан Прокопович (1681—1736), будущий глава «ученой дружины» Петра I.

    В Киево-Могилянской академии учился Григорий Сковорода (1722—1794), автор философии «сродности» и «сердца».

    Проникновение в Московию западной учености привело к новому противостоянию латинствующих (сторонников европейского образования) и грекофилов (староверов). Позицию староверов наиболее адекватно выразил Аввакум Петров (1621-1682) с его ставкой на истины веры и только веры. Феномен протопопа необычайно сложный, но за прозаической противоречивостью просматривается целостная натура, ориентированная на укрепление духа и чистоту помыслов как духовной, так и светской власти.. Об этом свидетельствуют и его жизнь, и его смерть.

    Усилиями латинствующих (Симеон Полоцкий и Стефан Яворский) в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия (1685.) Несмотря на заявку о том, что «знание есть необходимое условие для понимания природы мира и его последующего освоения» академия не стала центром светских наук и просвещения.

    В отношениях грекофилов и латинствующих не только проявилось прошлое противостояние нестяжателей и иосифлян, но и наметилось будущее противостояние славянофилов и западников.

    Новая волна просветительского движения связана с деятельностью т.

    н. «ученой дружины» Петра. Это Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир.

    Феофан Прокопович, автор трактата «Духовный регламент», где он обосновывает идею приоритета государства над церковью. Он полагает, что Библию следует воспринимать «не в буквальном, но в аллегорическом смысле». Необходимо осваивать логику, ибо она обеспечивает культуру мышления.

    Татищев Василий Никитич (1686-1750). Ему принадлежит первая классификация наук, в основе которой лежит полезность. Рассматривая философию как науку наук, считал, что недооценивают или запрещают философию только невежды и тираны.

    Кантемир Антиох Дмитриевич (1708-1744). Занимался переводческой деятельностью, заложил основы русской философской терминологии.

    Классический период отечественного Просвещения представляет Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Емкую и поэтически образную характеристику мыслителя дал А. С. Пушкин: «Он (Ломоносов — И. К.) создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

    Ломоносов был прежде всего ученым-энциклопедистом. Философских проблем он касался постольку, поскольку они имели отношения к его исследованиям. Стоял на позициях деизма и следовал теории двух истин, полагая, что негоже циркулем мерить божескую волю, также глупо химию учить по псалтири.

    Просветительскую эстафету Ломоносова приняли Д. С. Аничков, Я. П. Козельский, С. Е. Десницкий, внеся вклад в разработку социологических проблем, рассматривая вопросы совершенствования общества и разумного устройства государства. Один ищет основания религии, второй размышляет, почему труд перестает быть нравственной силой, третий предлагает криминальную концепцию общественного прогресса.

    Оставил свой след в просветительской деятельности и историк М. М. Щербатов, автор произведения «О повреждении нравов в России», где обвиняет Петра в том, что его реформы поставили под сомнение самобытность России.

    Своей деятельностью это поколение просветителей подготовило философию А.

    Н. Радищева (1749-1802), радикализм которого дает Екатерине II повод считать Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева», ибо его «Путешествие из Петербурга в Москву» имело характер криминального намерения.

    Своим трактатом «О человеке, о его смертности и бессмертии» Радищев заложил традицию российской философской антропологии, ориентированной на «правило сходности».

    Завершает просветительский этап А. И. Галич (1783-1848). В своей работе «Картина человека» он рассматривает феномен человека как соборную ячейку мироздания, а посему познание мира прямо и непосредственно замыкается на самопознании человека. Тайна мира в загадке человека. Кто раскроет загадку происхождения человека и его сознания, тот постигнет тайну мира.

    Отечественная философия в своем становлении ориентируется на производство и воспроизводство той культуры, которая требовала мудрого и взвешенного решения дилеммы: свобода или хлеб, при ясном понимании того, что если человек выбирает свободу, то он обретет и хлеб. Если же он выбирает хлеб, то он теряет и то, и другое.

    << | >>
    Источник: Кальной И. И.. Философия.              Учебное пособие.              - Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - 448 с.. 2002

    Еще по теме Истоки отечественной философии.:

    1. 3. Особенности отечественного правопонимания
    2.   СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 
    3. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ: «СОГЛАСИЕ УМА И СЕРДЦА»
    4. 3.1. МАРКСИСТСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ РОССИИ
    5. ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ КАК ИСТОРИК ФИЛОСОФИИ
    6. 4. Русская идея как мировоззренческая доминанта отечественной философии
    7. Истоки отечественной философии.
    8. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
    9. Немецкая классическая философия
    10. Особенности русской философии
    11. Развитие научных и гуманистических оснований отечественной философии в конце 50 - начале 90-х годов
    12. Эволюция и основные характеристики аналитической философии
    13. II.12.1.Философия "серебряного века" русской культуры
    14. Тема 2. Исторические типы философии
    15. §3. Хайдеггер и латиноамериканская философия. Восприятия философии Хайдеггера в Латинской Америке
    16. § 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ КАК НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
    17. 5. ПРЫЖОК ИЗ ФИЛОСОФИИ В НАУКУ
    18. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА