<<
>>

КУЛЬТУРА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Термин культура (от лат. - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) отражает совокупность отношений и объектов (материальных и идеальных), форм человеческого поведения и деятельности, созданных людьми в дополнение к природным, знаний и способов описания окружающего мира, выработанных в ходе социальной практики.

Пространство культуры включает:
  • "возделанную" среду обитания людей, возникающую в процессе человеческой деятельности и насыщенную продуктами этой деятельности;
  • мир "возделанных" личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными нормами и потребностями;
  • мир "упорядоченных" коллективов людей, объединенных общими ориентациями, проблемами и опытом совместной жизнедеятельности;
  • мир создания и воспроизводства сценариев социальной деятельности, воплощенных в системах социальных ценностей, норм и технологий;
  • мир языков культуры - динамичных знаковых систем, созданных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации.

Таким образом, составными элементами культуры являются различные культурные объекты - результат "опредмечивания" творческих идей, всевозможные сценарии и нормативы социальной активности, а также многообразие человеческих отношений по поводу создания, трансляции и потребления культурных продуктов.

Человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Реально существовало и существует множество локальных культур как исторически сложившихся форм социального бытия. Таким образом, "культуры вообще" в принципе быть не может. Каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики конкретно-исторических сообществ.

Информационная функция культуры. С точки зрения семиотики любой культурный объект или процесс обладает символическими свойствами и в силу этого является культурным текстом, несущим информацию о собственных атрибутивных признаках, функциональной нагрузке, структуре, социальной значимости и т.п.

Это означает, что культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности является носителем определенного объема социально значимой информации.

Непосредственным носителем такого рода данных является так называемая культурная форма объекта, явления или процесса. Культурная форма определяется как набор специфических черт и свойств культурного объекта, позволяющих сохранить и передать социально значимые сведения. Это своеобразная "смысловая единица", сочетание которых складывается в определенные культурные системы. Понятие культурной формы в равной мере распространяется как на материальные объекты, так и на различные продукты духовного производства, а также различные модели социальных отношений. Порождение новой культурной формы всегда связано с потребностью в эффективной адаптации к природным или историческим обстоятельствам существования конкретного сообщества.

Процесс генезиса культурных форм включает ряд этапов: возникновение и осознание новой социальной потребности; вероятностный поиск оптимального решения; включение наиболее совместимого с культурной средой варианта в социальную практику путем адаптации к вкусам и потребностям потребителя; превращение новой культурной формы в новый стандарт. В процессе последующего социального функционирования культурных форм происходит их тиражирование в различных культурных продуктах, связанное с постепенной утратой или размыванием их первоначального значения. Утерявшие актуальность культурные формы нередко продолжают сохранять ценность в качестве памятника истории и культуры.

Оформление, воспроизводство и трансляция культурных форм реализуется посредством многообразных языков культуры. Язык культуры представляет собой совокупность культурных объектов, обладающую внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления культурных продуктов, и служащую для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов (производства культурных текстов).

Языки культуры многообразны как отражение реального многообразия социальной практики.

Культура принципиально поли- фонична и говорит одновременно на разных языках "высокой", "массовой", маргинальной и прочих культур и субкультур.

В целом, языки культуры можно дифференцировать следующим образом:

  • по отнесенности к определенной области действительности или человеческой деятельности (язык искусства, студенческий жаргон, сленг музыкантов или "братков");
  • по принадлежности к определенной субкультуре или языковому сообществу (баски, крымские татары, язык панков, хиппи);
  • по типам знаковой представленности (вербальный, жестовый, иконический, формализованный языки) и ее видам (язык причесок, грима, движения, костюма);
  • по специфике смысловой выразительности (информационно содержательные, эмоционально выразительные, экспрессивно значимые) и ориентации на определенный способ восприятия (рациональное познание, эмоциональное созвучие, интуитивное понимание, мистико-экстатическое переживание);
  • по ориентации на определенные коммуникативные и трансляционные ситуации (язык политического митинга, язык официального протокола, язык газет и так далее);
  • по приоритетности и популярности на том или ином уровне культуры, в той или иной субкультуре.

Языки культуры формируются и существуют только во взаимодействии людей, в рамках сообщества, принявшего правила этого языка. Совокупность языков культуры - основное коммуникационное средство любой культуры, поэтому их освоение - ключевой элемент социализации, вхождения на равных в определенную культурную среду. Последнее предполагает усвоение определенного "информационного пакета". Каждому языку культуры соответствует, как правило, своя область действительности или человеческой деятельности, представленная в наборе определенных сведений, а также их носитель - особая знаковая система.

Язык культуры создает набор устойчивых клише, в каком-то смысле форматирующих наш опыт по образцу мифа, наполняя его привнесенным смыслом. Американский антрополог Клайд Клакхон приводит характерный пример: французский католик обращается к Богу "вы", протестант - "ты" и в этом различии - принципиальное расхождение двух конфессий.

В австрийской армии начала XX в. офицеры одного полка, независимо от званий, должны были звать ДРУГ друга на "ты". Обращение на "вы" было равносильно вызову на дуэль. Язык в свернутом виде содержит в себе и глобальные мировоззренческие установки и сценарии социальных отношений.

Разнообразие выразительных средств языков культуры, а, следовательно, и их смысловой насыщенности делают вопросы их "пе- реводимости" (возможности передачи ориганального смысла средствами иных языков - иной культуры или иного уровня этой же культуры), а также "приоритетности" (выбора того или иного языка в конкретной коммуникативной ситуации) весьма сложными. По существу речь идет о поиске оптимального средства обмена культурной информацией с точки зрения сохранения и выражения содержания.

Коммуникативная функция культуры. Культурная коммуникация выступает как средство воспроизведения, хранения и создания различных культурных программ, определяющих лицо конкретного типа культуры. Ее естественным основанием являются прежде всего необходимость управления социальным действием, а также поддержание стабильности в обществе путем организации эффективного диалога между различными социальными слоями. Последнее неизбежно предполагает активный информационный обмен и взаимную корректировку ценностных ориентиров, культурный диалог как встречу различных мировоззренческих ориентаций и моделей поведения. Культурная коммуникация, таким образом, является необходимым условием существования определенного типа общества и присущего ему типа культуры.

Культурную коммуникацию принято понимать как процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т. д.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Культурная коммуникация служит одним из базовых механизмов и неотъемлемой составляющей социокультурного процесса, обеспечивая саму возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей, накопление и трансляцию социального опыта.

Общественная стабильность прямо зависит от степени эффективности культурной коммуникации.

Для того, чтобы культурная коммуникация стала возможной, необходимы:

  • общий язык участников коммуникации (в широком смысле - сходные принципы записи и чтения культурной информации);
  • каналы передачи информации;
  • определенные правила осуществления коммуникации, отражающие существующую социальную и ценностную иерархию (модель взаимоотношений элитарных, массовых и маргинальных, национальных, религиозных, возрастных и тому подобных культурных пространств).

В определенном смысле каждое социальное действие может быть рассмотрено как коммуникативное, поскольку оно в любом случае является общественно значимым. В качестве культурного текста могут выступать риторика, политика и истерика душевнобольного, пластика танца и течение уличного шествия, множество

*. оттенков речи и столько же оттенков молчания. Любое наше дви- ,• жение приводит в действие социальную среду, неизбежно подвергаясь изучению и истолкованию, хотя бы на уровне простейшей эмоциональной реакции прохожих. Это значит, что само наше существование является естественным средством культурной коммуникации как содержащее и выражающее определенную, часто непредвиденную нами информацию.

Однако собственно коммуникативными являются лишь действия, осуществляемые со специальной целью коммуникации, то есть имеющие мотивационное основание, ориентацию на передачу информации и осуществляемые с использованием соответствующей этой цели знаковой системы.

Типология процессов культурной коммуникации может быть построена по различным основаниям:

  1. по характеру субъектов коммуникации (межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и др.);
  2. по формам коммуникации (вербальная, визуальная, звуковая и т.п.);
  3. по уровням протекания коммуникации (обыденно-бытовая, профессионально-специализированная, адаптационно-пропагандистская - средство трансляции культурного опыта с "высших" на "низшие" уровни культурного пространства, радикально-авангардистская - движение инноваций из "подполья" культуры к статусу нового канона и т.п.).

Следует отметить, что весьма специфической сферой современной культурной коммуникации служит массовая коммуникация, связанная с обеспечением управляемого информационного потока, который целенаправленно строится как своеобразный "конвейер социально значимых текстов", призванных оптимально отвечать интересам и потребителя, и создателя информационного продукта, выполняя роль регулятора социальных настроений.

В содержательном отношении культурная коммуникация может быть дифференцирована на четыре основные информационные направления:

  • инновационная, транслирующая информацию о новых знаниях, свойствах и признаках окружающего мира, о технологиях и нормах осуществления конкретного вида деятельности, моделях поведения, формах коммуникации, обучающая потребителя социальному опыту локального сообщества или человечества в целом и т.п.;
  • ориентационная, помогающая потребителю информации ориентироваться в сложноорганизованном природном и социальном пространстве, на разных уровнях его иерархической системы, раскрывающая соотнесенность его элементов, способствующая включению индивида в систему социальных связей и отношений, формирующая его экзистенциально-ценностные и практические ориентации, задающая критерии оценочных суждений и пр.;

  • стимуляционная, определяющая мотивационные основания социальной активности людей, актуализирующая в конкретной ситуации соответствующие знания человека об окружающей действительности и технологиях деятельности, а также стремление к получению недостающей информации ради удовлетворения его социальных притязаний и др.;
  • корреляционная, уточняющая или обновляющая отдельные параметры перечисленных выше видов знаний, ориентации и стимулов.

Успех коммуникации традиционно определяется степенью взаимного понимания, "читаемости" сообщения.

Однако в любом процессе коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствует определенная неадекватность понимания, обусловленная различием индивидуального опыта, степенью знакомства с языком и тому подобным, момент интерпретации (переосмысления), искажающий исходный смысл. Получатель культурного текста всегда обладает неким изначальным предпосылочным представлением о полученном сообщении, ожидает определенного смысла и интерпретирует текст в соответствии с этим представлением. Субъективность адресата встречается с субъективностью автора на территории упорядоченного набора культурных знаков.

Сама природа коммуникации как диалога нетождественных друг другу персонажей несет в себе неизбежность непонимания и ложной интерпретации. Но в этом есть и позитивный аспект: искажение смысла в процессе оформления и чтения культурных текстов служит важным фактором, обеспечивающим изменчивость и подвижность языков культуры. Наряду с развитием уже существующих форм культурной коммуникации (введение новых актуальных знаков и значений, историческая и географическая динамика языков, их взаимопроникновение, очистка от архаизмов и тому подобное) человечество постоянно находится в поисках новых, более совершенных форм хранения и передачи социальной информации. "Всемирная паутина" Internet - один из шагов в этом направлении. Чем сложнее общество, тем значительнее дифференциация присущих ему ценностей и соответственно - культурных коммуникаций.

Аксиологическая функция культуры. Одной из важнейших функций культуры является выработка и трансляция набора ценностей, идеалов и норм, выступающих как основополагающие ре- гулятивы человеческой деятельности во всем ее многообразии.

Отражая актуальный социальный опыт, ценностное измерение присуще любой сфере культурной практики. В основе формирования набора ценностей, присущих конкретному типу культуры, лежат определенные идеалы. Идеал представляет собой возникающий в процессе социальной коммуникации совершенный образ предмета, наделенный абсолютной значимостью. Обладая эталонным статусом, идеал задает модель социальной активности, неся информацию как о желаемом результате, так и о возможных путях его достижения. Социальная значимость любого культурного текста определяется степенью его соразмерности с идеалом. Выдвижение и конкуренция разнообразных идеалов как разнонаправленных социокультурных ориентиров, существенно влияет на культурную динамику. Это происходит посредством формирования ценностных ориентаций конкретных социальных групп, задающих конкретно-исторические модели социальной активности.

Ценности повседневной жизни, политики, морали, искусства, науки, религии достаточно автономны относительно друг друга. В то же время каждому типу культуры присуща конкретно-историческая иерархия ценностей. Общеизвестны, к примеру, приоритет эстетического подхода к миру в эпоху античности или религиозно-нравственного - в средние века. Процесс развития культуры предполагает неизбежную переоценку ценностей, отражающую смену жизненных приоритетов граждан развивающейся социальной системы.

Ценностное сознание воплощается в нормах - стереотипах мышления и действия, присущих конкретной социокультурной общности. Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры - от элементарной повседневной практики до морали, искусства, науки и религии. Они варьируются по степени общности от субкультурных до разделяемых в границах национальных культур и общегуманистических, универсальных. Соответствие актуальным нормативам культуры способствует или препятствует распространению различных социальных технологий, инновационным практикам или диалогу культур. Нормативность и творчество - две взаимодополнительные стороны культуры. В своем историческом бытии нормы неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, ибо воплощают их содержание в инструментально-практической форме. Вместе с изменением ценностной шкалы, выдвижением новых социальных идеалов, изменяются и нормы.

Социализаторская функция культуры. Поскольку мы постоянно существуем в культурной среде и являемся ее продуктом, мы обречены на постоянное получение потока "сообщений", восприятие мира через "фильтры культуры". По мере приобщения человека к набору "правил игры", установленных конкретным типом культуры, происходит включение индивида в наличный набор социальных отношений или социализация. Как первичная (на уровне повседневно-бытовых отношений в кругу близких), так и вторичная (посредством профессиональной ориентации и образования) социализация обеспечивает подключение индивида к многообразному набору культурных образцов. При этом обеспечивается "вписывание" человека в формат конкретной социальной роли, что связано с усвоением специфических форм социального поведения, соответствующих ценностных ориентаций и обусловленного ними типа мировосприятия.

Социализаторская функция культуры проявляется не только в "программировании” членов конкретно-исторического человеческого сообщества путем трансляции набора актуальных стереотипов поведения и мировосприятия. Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и носителями являются отдельные личности. Всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ролях. Любой из нас есть: 1) продукт культуры, носитель ее норм и ценностей, усвоенных в детстве, в процессе образования, в ходе контактов со своим социальным окружением; 2) потребитель культуры, усваивающий и применяющий ее продукты в процессе социальной практики; 3) транслятор культуры, воспроизводящий культурные образцы в своей жизненной практике; 4) творец культуры, создающий новые культурные тексты или, по крайней мере, личностно-индивидуально их прочитывающий. Все эти роли как набор степеней свободы в обращении с культурным материалом складываются в ходе процесса социализации. Социализация в такой трактовке становится не "школой граждан", не инструментом разовой единообразной формовки сознания, но весьма важной формой постоянной регуляции отношений личности с наличным набором социально заданных форм "бытия-в-культуре".

В теории культуры такие формы именуются культурными образцами или паттернами. Термин "pattern", заимствованный из биологии, был применен впервые американским антропологом Рут Бенедикт для обозначения общих "атрибутов" или "стилей", лежащих в основе культур. Известный исследователь Альфред Крёбер также пользовался этим термином, который у него означал способ внутренней организации, структуру объекта. В этом случае социальная практика рассматривалась как набор моделей функционально оправданных алгоритмов поведения.

В настоящее время культурный образец понимается как устойчивая модель связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, которая обусловливается определенным типом ситуаций, предписанным поведением в них человека, а также критериями, оценивающими действия человека и характер его отношений с окружающим миром. Таким образом, культурный образец заключает в себе и информацию о мире, и определенную его оценку, и сценарии действия в нем человека, и набор мотиваций таких действий.

С одной стороны, на уровне обыденной практики культурные образцы выступают набором стереотипных схем поведения, взаимодействия, оценки людей, их манипулирования с материальными предметами, равно как и самими предметами культуры, позволяя каждому конкретному человеку действовать в привычной среде без излишних затрат энергии. При этом паттерны становятся 5 формами неосознанно-автоматического практического действия. Культурные образцы этого уровня по большей части сравнительно быстро устаревают и исключаются из памяти общества как следствие постоянных изменений социальной практики и порождаемого ей массового практического сознания.

С другой стороны, за пределами локального практического опыта, создаются культурные паттерны иного рода - новые художественные стили и религиозные учения, философские теории и научные школы. Их создание оказывается возможным в результате эффективной культурной коммуникации, связанной с динамичным взаимодействием "высокой" и "профанной" культурной среды в поисках ответа на запросы меняющегося социума. На этом уровне культурной практики культурные образцы выступают как программы с высокой степенью информативности, ценностной, мировоззренческой и нормативной значимости. Благодаря им общество оказывается способным адаптироваться в новых условиях и выработать линию поведения в нестандартных обстоятельствах.

<< | >>
Источник: B.C. Стёпин. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B.C. Стёпин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. - Мн.; РИВШ,2006. - 624 с.. 2006

Еще по теме КУЛЬТУРА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ:

  1. 4.2. Основные функции менеджмента
  2. 2. Социально-психологическиеаспекты культуры
  3. КУЛЬТУРА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
  4. §1. Основные функции публицистики в обществе
  5. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА
  6. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  7. §23.6. Правосознание. Правовая культура.
  8. 3.2.1. Функции государства: понятие, основные признаки
  9. Понятие и классификация функций права
  10. 4.5. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ПОДХОДА К КУЛЬТУРЕ. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ
  11. 14.1. _Понятие культуры. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность.
  12. 1.2.1. Основные функции словарей
  13. 2. Социально-психологические аспекты культуры
  14. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА РАЗРАБОТКИ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
  15. Организационная культура организации здравоохранения
  16. ФОРМИРОВАНИЕ, ПОДДЕРЖАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
  17. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА: ВЗАИМОСВЯЗИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ПЕРСОНАЛА
  18. 89. Комунікативний зміст національних культур.
  19. Глава 4 НОРМАТИВНЫЙ И КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
  20. 40. Функции права: понятие и классификации