<<
>>

1. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (VI в. до н.э.)



Первые философские учения возникли на рубеже VII-VI вв. до н.э. в Милете, крупнейшем малоазиатском греческом городе. Первым древнегреческим философом был Фалес (род. ок. 625 - ум. ок. 545 г.
до н.э.), причисляемый античной традицией к "семи мудрецам". Он был знаком с вавилонской и египетской религией и наукой, учился у египетских жрецов математике и астрономии; опираясь на эти знания, предсказал солнечное затмение, которое затем имело место в Ионии. Сочинения Фалеса до нас не дошли, как и многие работы милетской школы мыслителей. О них мы знаем из более поздних свидетельств. Писали о Фалесе Диоген Лаэртский (III в.н.э.) и Аристотель ("Метафизика"). Фалес считается основателем европейской науки и философии. Вместе с Анаксимандром и Анаксименом, на которых он оказывал большое влияние, Фалес выработал первую философскую систему взглядов. Переворот в мировоззрении, который совершили эти философы, состоял в том, что была предложена новая натурфилософская гипотеза, новая картина мира в отличие от мифологической: они отказались от определяющей роли божественных сил в мире и дали картину мира, которая исходит из самой природы, а не из деятельности божественных сил.
Для мыслителей милетской школы характерны такие общие черты:
1) поиски первоначала (Аристотель в книге "Метафизики" писал: "Из первых философов большинство полагало в виде материи единое начало всего: то, из чего все сущее состоит,... то, сущность чего сохраняется, а состояния изменяются..., оно и есть основа и начало сущего... и поэтому ничто не рождается и не уничтожается, так как такая природа сохраняется вечно"[4]);
2) первоначало мыслится монистически;
3) оно представлено как первичное вещество;
4) оно представлено как живое (такая точка зрения есть гилозоизм - учение о всеобщей одушевленной материи), т.е. в вечном движении и превращении.
У Фалеса первоначало - вода, т.к. "все питается влагой", "семена всего сущего" влажны, даже огонь питается влагой. Сама земля "лежит на воде ... держится благодаря своей плавучести подобно дереву или чему-то в этом роде". Гилозоизм привел Фалеса к предположению, что "душа есть нечто движущее", что "камень имеет душу, потому что он движет железо"[5] (магнит). Фалес, по свидетельству Аристотеля, "первый провозгласил, что природа души такова, что она находится в вечном движении или самодвижении"[6]. Подлинное божество мироздания, по Фалесу, это разум. Фалесу приписывают изречения:
* Что прекраснее всего? - Мир, ибо все, расположенное в системе, часть его.
* Что быстрее всего? - Быстрее всего ум, он обегает все.
* Что всего мудрее? - Время, ибо оно одно открывает все.
* Что сильнее всего? - Необходимость, ибо она властвует над всем.
* Что трудно? - Познать самого себя.
* Что легко? - Давать советы другим.
* Кто счастлив? - Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования.[7]
Анаксимандр (умер ок. 545 г. до н.э.) определил признаки первоначала так: это бесконечное ("апейрон") - иначе оно исчерпается; вечное; всеуправляющее; божественное. Как свидетельствуют древние, Анаксимандр не называл апейрон чем-то определенным (вода, воздух, земля), он говорил об апейроне неопределенно. В то же время он считал, что "апейрон есть не что иное, как материя"[8].
На вопрос: Как возникают вещи? - Анаксимандр отвечал: путем выделения. Все вещи противоположны друг другу: воздух холоден, вода влажна, огонь горяч. "Апейрон" как бы соединяет в себе все эти противоположности, выделение которых и обусловливает все развитие в различных формах. Это движение вещей вечно. Как происходит весь процесс развития? Анаксимандр считал, что - через вечное движение происходит бесконечная смена мироздания: "из чего все вещи получают свое рождение, в то все они и возвращаются, следуя необходимости. Все они в свое время наказывают друг друга за несправедливость" [9].
Анаксимен (умер ок. 525 г. до н.э.) определил в качестве первоначала воздух (из-за его бесконечности и подвижности, а также, потому, что он имеет "определенную природу"[10]). Воздух, по Анаксимену, различался по своей плотности или разреженности своей сущности. Благодаря этому, из него и рождаются вещи: "при разрежении рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает все прочее".[11]
<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме 1. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (VI в. до н.э.):

  1. 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
  2. 1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада
  3.   Милетская школа  
  4.   1. АНАКСИМАНДР 
  5. 3. Анаксимен
  6. 1. АНАКСИМАНДР
  7. ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫСЛИ ОТ МИФА
  8. Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии
  9. Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
  10. Анаксимен
  11. 1. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (VI в. до н.э.)
  12. 6. Философия эпохи эллинизма
  13. Фалес Милетский
  14. Г.В.Моисеенко НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  15. 1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада
  16. Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии
  17. Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
  18. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
  19. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИИ