2. Анаксимандр
Абсолютное начало есть само причина своего бытия: оно ничем внешним не определяется: оно беспредельно. Всякое конкретное определение исключает какие-либо другие—omnis determinatio est negatio. Сущность природы не есть какая-либо определенная конкретная стихия или вещество; эта сущность природы есть бесконечная материя, материальный субстрат, из которого все возникло, в который все возвращается. Количественно он беспределен, качественно — неопределен. «Анаксимандр признал началом всех вещей Беспредельное», причем, по свидетельству Симплиция, он первый ввел в употребление слово «начало» (архл) как философский термин, приложив его lt;кgt; сущности, субстрату всех вещей3. Из этого Беспредельного все происходит, и все в него возвращается: из чего все вещи имеют свое происхождение, в то самое они и уничтожаются по необходимости, во искупление и наказание, которое они несут по определенному порядку времени Это значит, что все вещи, всякое индивидуальное существование, предполагают взаимное разделение и вражду, противоречие с всеобщим единством субстанции; всякое индивидуальное существование есть несправедливость, осужденная всеобщим законом, природою сущего как нарушение единства и покоя в вечной первооснове. Всеобщее, единое является действительным и абсолютным, уничтожая и поглощая в себе все частное, всякую индивидуальность, обособляющуюся от него.
Абсолютная первооснова «вечна», «бессмертна», «неразрушима», «божественна», «все объемлет и всем управляет» (Arist. Phys. Ill 4, 203b); но вместе с тем она есть несомненно вещественная субстанция, хотя и совершенно неопределенная[174].
По меткому замечанию Макса Мюллера, абсолютное и не может представляться первобытному уму иначе как беспредельное, неопределенноех* Почтенный ученый видит в таком представлении корень религиозных метафизических понятий о божественном, психологическую основу генотеизма[175]. Но абсолютное есть на самом деле безусловно позитивное, положительное и вместе безусловно идеальное конкретное; а потому представления беспредельного, неопределенного, особливо в своей естественной чувственной форме, сами по себе не имеют в себе ничего религиозного, теогонического, абсолютного. Другое дело, если мы скажем, что абсолютное не может иначе представляться первобытной мысли как в форме безразличного единства, неопределенной беспредельности. В этом смысле философия Анаксимандра, как и вообще всех древних ионийцев, есть философия натуралистического генотеизма. Освобожденное от мифологических и чувственных представлений, абсолютное, божественное еще не утрачивает своего натуралистического характера. То, что во всем, то, из чего все, метафизическая субстанция, есть вместе и причина; материя и действующая сила сливаются в одном неопределенном понятии. Анаксимандр выражает его метафизический характер совершеннее, чем Фалес,— в чисто отрицательной форме неопределенности и отсутствия предела: вначале метафизическое как всеобщее является как безразличное, неопределенное.В этой первооснове, в этой Беспредельности, заключаются в скрытом зачаточном состоянии все элементарные стихийные противоположности, все различия вещей; они не обособлены, не различаются в абсолютном, они существуют в нем лишь в возможности, как в органическом семени[176]. Аристотель приводит эту «смесь», это «Беспредельное» Анаксимандра как один из примеров потенциального бытия (той боуосцєі ovxoq, Met. XII 2), т. е. такого бытия, которое в действительности еще не бытие, которое есть бытие лишь в возможности, in potentia. Потенциальные противоположности переходят в действительность, выделяются и обособляются в Беспредельном в силу присущего ему «вечного движения», а затем уже из них образуются все остальные вещи.
Те ионийцы, которые, подобно Фалесу, признавали субстанцией мира определенную чувственную стихию, объясняли происхождение различных качеств и видов существ посредством сгущения или разрежения основной стихии; Анаксимандр, напротив того, отрицал в стихийной основе всякую определенность, и потому происхождение всех вещей представлялось ему выделением, обособлением из безразличия, а не изменением данной стихии[177]. Но такое выделение не следует представлять себе разделением смешанных материальных частиц различного качества, неизменных и существовавших от века, как это предполагает позднейший атомизм; о материальных частицах в учении Анаксимандра нет речи. Выделяются сначала наиболее общие качественные противоположности—тепло и холод; эти две стихийные силы рождают в своем соединении первичную влагу, которая здесь, как у Фалеса, является семенем грядущего мира, его основной стихией: из воды осаживается земля, испаряется воздух; воздух окружается, как корою, огненной астральной сферой. Эта кора растрескалась, причем воздух окружил огонь, образовав отдельные астральные сферы, видимые нами лишь чрез особые отверстия этих воздушных оболочек,—так объясняет Анакси- мандр небесные явления. Земля находилась первоначально в жидком состоянии, сгущаясь и образуя из пузырей своих живые существа. Затем она постепенно покрылась твердою корою; из рыб образовались животные, и сам человек возник из первоначального рыбообразного существа—представление весьма распространенное и, быть может, основанное на наблюдении эмбриональных форм.Таким образом, мир происходит посредством соединения противоположностей, выделяющихся из первоначального безразличия, и развивается посредством ряда дальнейших конкретных выделений и соединений. Холодное противополагается теплому, земля—небу, центр— окружности; огонь объемлет воздух, воздух — огненные сферы. Если космогоническая вода Фалеса соответствует гомеровскому Океану, то Беспредельное Анаксимандра соответствует Іесиодову Хаосу, который мало-помалу переходит к конкретному, индивидуальному—от неопределенного и стихийного. Как верный ученик Фалеса, Анакси- мандр сохраняет воду в качестве семени и основной стихии вещей и только подробнее развивает физику своего учителя; но самая стихия, вода, является ему производным сложным образованием, в которое вошло тепло— начало по преимуществу активное, положительное, божественное (ибо из небесного огня образуются божественные светила), и холод—начало по преимуществу косное, пассивное, отрицательное.
Всеобщая субстанция сущего не может обладать определенными чувственными свойствами и находиться в количественном соотношении к всевозможным видам явления. Субстанция сущего есть лишь неопределенная и всеобщая возможность сущего, всего происходящего, относительно существующего и заключает в себе потенциально всевозможные противоположности различных качеств. Эта всеобщая потенция сущего беспредельна в том смысле, что ее способность рождения неисчерпаема[178].Абсолютное, истинно сущее, есть то, что имеет само в себе силу своего собственного бытия и возможность всякого другого, относительного бытия своего противоположного. Первобытное миросозерцание легко отождествляет это возможное бытие («инобытие») с самим самобытным истинно сущим: абсолютное является ему неопределенною всевозможностью, которая признается им истинно сущей, живою, действующей. Впоследствии мысль сознала, что из одной чистой возможности нельзя объяснить реального происхождения, процесса вещей, даже самого действительного существования, реальности их. Мысль спрашивает, что приводит такую возможность в действие, что осуществляет ее, и отсюда устанавливается различие между действующей причиной и потенцией. При Анаксимандре эти два понятия еще не различались в абсолютном; всеобщая возможность явлений непосредственно сливалась с абсолютной действительностью и определялась натуралистическим, физическим образом. Поэтому Анаксимандр, чтобы объяснить происхождение мира из Беспредельного, признал его находящимся непосредственно в процессе вечного движения, причем вопрос о начале движения, конечно, и не возникал. Интуитивное умозрение Анакси- мандра вполне удовлетворялось представлением бесконечного движущегося хаоса: он движется сам собою, ибо он жив, божествен, всем управляет. «Так есть»—в подобном ответе мы видим простое неведение или указание на предел познания: для Анаксимандра же именно в том и заключалось положительное, что беспредельная и неопределенная всевозможность есть, живет и движется. Так есть: натурализм непосредственно обожествляет действительное в его физической основе.
От века беспредельное движется, от века в нем обособляются противоположные друг другу стихии, из коих образуется бесконечный ряд миров, и каждый из этих миров по роковому закону всех вещей должен разрешиться в первоначальный древний хаос[179].Все это мировоззрение есть одна цельная интуиция абсолютного как беспредельной природы вещей, божественного хаоса, который глубже и старше всякого различия, который есть всё и ничто. От немногих строк, дошедших до нас от Анаксимандра, веет величавою моралью религиозного натурализма: все конечное имеет свой предел, мировой процесс возникает из вечного стихийного движения, все рожденное, возникшее, все обособившееся от всеобщей родовой стихии виновно в силу самого своего отделения и все умрет, все вернется в нее. В этом—торжество естественного порядка, естественной справедливости— вечной необходимости, властительницы богов и людей; в этом—теодицея природы.
По отношению к предшествовавшему учению Фалеса философия Анаксимандра заключает несомненный прогресс: во-первых,— в самом понятии абсолютного как беспредельного, в чем отрицалась всякая чувственная определенность; во-вторых,— в понятии абсолютного как безразличия, объединяющего или заключающего в себе потенциально основные противоположности вещей; в-третьих,— в понятии развития, в указании его процесса, внутренно присущего абсолютному и совершающегося посредством обособления и соединения противоположностей. Эти три понятия, три новых различения заключают в себе начальные элементы трех новых философских учений.
Начало есть беспредельное, всеобщее, всеобъемлющее, ничем внешним образом не определяемое, оно ничего вне себя не имеет—оно абсолютно едино; вечное—оно неизменно, бесконечное—оно не может убавляться или прибавляться, уничтожаться или становиться. Как единая, неизменная божественная сущность мира—оно одно истинно есть; все многое, все движущееся, происходящее— ложно, не есть безусловным существенным образом, а только является, ибо множество, движение, происхождение—необъяснимо из подобного определения сущего как абсолютной неизменной субстанции.
Таково учение Элей- ской школы, основателем коей был Ксенофан, один из учеников Анаксимандра.Абсолютное есть единство противоположностей. Такое определение заключает в себе все, что может быть спекулятивного, умозрительного. В наше время говорят: «абсолютное выше отвлеченных противоположностей, заключает в себе их конкретное единство, примиряет их синтетически» или «абсолютное имеет в себе потенцию своего другого» и т. д. В эпоху Анаксимандра идеальная конкретная природа абсолютного не могла быть опознана: она являлась абстрактным безразличием противоположностей. Весь мир состоит из различий, из множества противоположностей; то, что всех их в себе вмещает и объединяет, что «управляет всем» и живет во всем,—то имеет в себе силу всего, то абсолютно. Но такое абсолютное уже не может быть абстрактным единством: как принцип гармо- нии, как образующее начало мирового порядка, оно есть единство, имеющее в себе множество, заключающее в себе силу всего положительного и отрицательного,— таков принцип пифагорейства.
Наконец, абсолютное как живое, действующее, утверждающее себя заключает в себе вечный процесс обособления противоположностей, над которыми оно вечно торжествует в своем непрестанно живом движении, в своем генезисе; оно рождает миры, чтобы поглощать их в себя, и поглощает, чтобы вновь производить их, оно соблюдает внутренний мир и гармонию во внешней борьбе и противоречии— таков принцип Гераклита.