<<
>>

1. Мир знания

Человек живет в мире знания, которое необходимо для осуществления деятельности, для ориентации в мире, для планирования и предвидения, для общения с другими людьми и окружающей природой.

Этот мир знания велик и многообразен. Человек использует в своей жизни знание, формируемое системой наук - это научноезнание, которое внутри себя различается на знание естественных наук (физики, химии, биологии, математики и т.д.) и знание наук гуманитарных (истории, искусствоведения и др.). Очевидно, что знать положение 2х2=4 это не одно и то же, что знать эпоху Ивана Грозного или современное время.

Наряду с научным знанием существует знание художественное, добываемое и вырабатываемое искусством, всем спектром художественной деятельности. Познавательный потенциал искусства признавался на протяжении всей истории философской мысли. Еще Аристотель говорил, что искусство учит, развлекая, а Н.Г.Чернышевский утверждал, что искусство - учебник жизни. Знание, которое человек получает благодаря искусству, специфическое знание, хотя сводить сущность искусства только к познанию нельзя, оно одна из черт искусства, важная, но не единственная.

В спектре знания выделяют и такую его форму как философскоезнание, которое одной своей стороной близко к научному, стремится быть доказуемым, логично изложенным, ориентированным на действительную реальность, а с другой - близко искусству, ибо, как и в последнем, в философии важен личностный, субъективно неповторимый характер знания. Человек имеет дело не с философией вообще, а с философией Канта, Гегеля, Платона, Маркса и т.д. В общей целостной системе знания важное и ничем невосполнимое место занимает религиозное знание, знание особого типа, характера и содержания. В отличие от, например, научного знания, которое является результатом рационально-логического познания, религиозное выступает результатом личностного видения истины в ее цельности. Это знание откровения. Даже атеистическая мысль не отрицала познавательный характер религиозных образов.

Уже на заре философии люди не просто пользовались всем богатством знания, но и ставили вопросы: что означает знание? откуда берутся знания? как проверить, насколько получаемое знание является верным? и так далее. Эти и близкие им вопросы являются философскими по своей природе, ибо ни одна из многочисленных сегодня наук не рассматривает их как самостоятельные вопросы. Раздел философии, который делает подобные вопросы предметом специального анализа, называется гносеологией(от греч. gnosis - знание, познание), теорией познания.

<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме 1. Мир знания:

  1. 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ
  2.   § 33. Структура сознания и формы его проявления Информационная и оценочная стороны сознания.  
  3. АПОЛОГИЯ УЧЕНОГО НЕЗНАНИЯ  
  4. ВНУТРЕННИЙ АНАЛИЗ СОЗНАНИЯ
  5. Философия и становление национального самосознания
  6. 2. Структура правосознания
  7. §23.4. Влияние правосознания на правовую культуру
  8. Уточнение понятия ЗНАНИЕ
  9. Познание: религиозные и научные знания
  10. К.А.Сергеев, Я.А.Слинин «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания
  11. Радикальное отличие в определении знания в трудах богословов и философов. Разработка учения о душе, разуме, интеллекте, учение о деятельном разуме. Проблема смертности и бессмертия разумной души. Концепция Ибн Сины о «парящем человеке».
  12. § 3. Принципы познания общественных явлений в истории социально-философской мысли
  13. Знание как сознательный феномен Катречко С.Л.
  14. 4. Субъект как процесс самопознания.
  15. 3. Тождество диалектики, логики и теории познания.
  16. 1. ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ИЛИ «БЫТИЕ-ДЛЯ-СЕБЯ»