<<
>>

27. Открытие Сократом новой реальности

“То, что бытие можно обнаружить лишь в мысли и что от этого оно становится субъективным, открыл Парменид, но его интуиция бытия была вполне досократовской, она оставалась в рамках фисиологии (учения ионийских философов.

- А.В.). Парменидовское бытие растворяет в себе индивидуальные качества, в том числе и мышление индивидуума. То, что подлинной мерой бытия может быть существование индивидуума, открыли софисты, но индивидуум для них был эмпирическим, “природным человеком”. Сократ основывает свой метод на интуиции индивидуального, но общезначимого сознания. Хотя свидетельства не донесли до нас никаких высказываний Сократа о бытии (да и стилистически они были бы не в духе Сократа), эта интуиция имеет прямое отношение к проблеме бытия: в условиях кризиса первого - досократовского - варианта онтологии вопрос был поставлен о самой возможности мышления, о бытии, и Сократ, обнаружив несводимую к человеческому и природному началам реальность, которая является неделимой и неуничтожимой частью бытия, основал возможность нового варианта онтологии...

Реальность, которую он открывает своей деятельностью, не является ни природой, ни человеком, это - какая-то третья реальность, которая дана в мышлении, но не определима в терминах натурфилософии. Вместе с тем природное и человеческое исчерпывают собой все, что так или иначе может быть или стать явлением...

В той непосредственной и достаточно ясной форме, в которой открытие Сократа предстает в античных свидетельствах о его методе, оно может быть определено как обнаружение и утверждение понятия в качестве субстанциональной основы мышления... Именно она (третья реальность. - А.В.) соответствует тому, что в предшествующий и последующие периоды называли “бытием””.

(Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. С. 19, 16-17.).

1. С какой реальностью отождествляют бытие Парменид и софисты?

2. Что из себя представляет третья реальность бытия по Сократу? Выходит ли она за рамки природного и человеческого? В каком смысле она не является ни природной, ни человеческой?

3. В чем новизна и значение сведения “бытия” к понятию?

<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме 27. Открытие Сократом новой реальности:

  1. Глава V«РУССКАЯ ИДЕЯ», ИЛИ СВЕРХЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (Вместо заключения)
  2. К НОВОМУ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ РОССИЯ — ЗАПАД
  3. 4. УРОКИ КРИЗИСА (2): ОТКРЫТОСТЬ ЭКОНОМИКИ И ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
  4.   3. РАЗУМ  
  5. 2, Учение о знании и понятиях
  6. 5. Богословие Сократа
  7. 4. Философия Сократа
  8. 27. Открытие Сократом новой реальности
  9. Проблема сознания в историко-философской традиции.
  10. § 1. Принцип разделения властей к политическая реальность Испании (начало XIX в. — 1975)
  11. «ОСЕВАЯ» МОРАЛЬНО-ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.
  12. Возрождение и новейший кризис либерализма
  13. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ ДИСКУССИИ СОКРАТА С КАЛЛИКЛОМ
  14. Открытое письмо российским атеистам! Гуртовцев А.Л. Минск, 25 июля 2013 г.
  15. ГЛАВА IX. НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ
  16. К. Поппер а врагах «открытого общества»
  17. II.7. Философия Нового времени. Выдающиеся европейские философы XVII-XVIII вв. Русские философы XVIII в.
  18. Исторический поворот России. Создание новой “инженерно-технической интеллигенции "