<<
>>

Развитие и его критерий

Прогресс и регресс — те характеристики процесса развития, которые имеют отчетливо оценочный подтекст. Чаще всего под прогрессом понимают тип направления развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Соответственно, регресс понимается как нечто противоположное прогрессу.

Деление процессов на прогрессивные и регрессивные исходя из такого определения затруднено, ибо предполагает предварительное согласие по вопросу о том, что такое «низшее и высшее», «более и менее совершенное». Выйти из затруднительного положения можно, лишь предположив, что прогресс и регресс связаны с определенной целью развития. Прогресс — это развитие по пути приближения к своему идеальному состоянию, а регресс — удаление от него.

Особую значимость идея прогресса имеет в социальной области. Человечество всегда было одержимо стремлением сделать жизнь лучше, чем она есть. Стремление к должному и есть прогресс. Если бы люди считали, что та жизнь, которой они живут, является единственно возможной, они впали бы в отчаяние от безысходности.

Истоки идеи прогресса можно обнаружить уже в греческой античности. Платон в «Законах» рассуждает об эволюции социальной организации, которая продвигается от зарождения к более совершенным формам. Прогресс государства, по Аристотелю, есть развитие от семьи и первобытной общины к греческому полису. В эпоху Возрождения и в условиях Нового времени идею прогресса связывают с мерой свободы и нравственности людей.

В XIX столетии идея прогресса стала своеобразной «религией» европейской цивилизации. Она восторжествовала в науке, философии, социологии, искусстве. Поводом для такого оптимизма можно считать реальное улучшение жизни в Европе.

Тогда же концепция прогресса становится и предметом специального философского осмысления. В ней выделяют такие основополагающие аспекты: необратимость времени, текущего линейно и обеспечивающего непрерывность прошлого, настоящего и будущего; направленность движения, в котором ни одна стадия не повторяется; кумулятивность развития, которое протекает либо революционно, либо эволюционно; дифференциация фаз процесса развития; имманентность причин развития.

Предполагалось. что на последней ступени развития полностью осуществятся такие ожидания, как счастье, справедливость, равенство и подлинная свобода людей.

Критерием социального прогресса, начиная с Нового времени, считается мера человеческой свободы, а в качестве универсального средства прогресса — рационализация всех сфер человеческой жизни.

Таким образом, прогресс и регресс есть ценностные характеристики процесса развития. Из этого не следует, что критерии прогресса полностью относительны. Их относительность обусловлена не субъективной оценкой того или другого человека, а временем и возможностями исторической эпохи.

Никто не станет оспаривать тот факт, что прогресс науки и техники привел к увеличению продолжительности жизни людей, уменьшению числа неизлечимых болезней. Люди в XX в. обладают большим потенциалом полезных знаний, чем их предки в XVIII столетии, значительно сократились затраты на выполнение многих видов работ, сократилось время на передвижение в пространстве, увеличилась продолжительность жизни человека.

Выражением прогресса традиционно считают такие процессы, как индустриализация, урбанизация, модернизация и лишь недавно человечество осознало, что обратной стороной всего этого является ухудшение экологии, перенаселенность, перепроизводство, рост напряженности между развитыми и развивающимися странами. Непрерывный экономический рост привел к исчерпанию многих видов природных ресурсов и поставил человечество перед необходимостью регулирования развития, вплоть до «нулевого роста». И поэтому одной из главных задач -не только философии, но и науки, политики является пересмотр оснований прогресса, поиск его оптимального критерия.

  1. Основные философские концепции развития бытия в мире

Среди множества философских концепций развития бытия в мире наиболее содержательными и впечатляющими являются: диалектическая; эволюционная; структуралистская; синергетическая.

<< | >>
Источник: Кальной И. И.. Философия.              Учебное пособие.              - Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - 448 с.. 2002

Еще по теме Развитие и его критерий:

  1. 3.3 ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  2. Понятие комплексного социально-экономического развития поселения
  3. § 4. КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЕЖНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ
  4. 3.3. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии  
  5. § 3. Единство и борьба противоположностей как выражение внутреннего механизма развития
  6. Сущность развития.
  7. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
  8. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО gt; РАЗВИТИЯ: УРОВНИ, ТИПЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
  9. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА
  10. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  11. 6.11. Социальное развитие и социальный прогресс