<<
>>

3. Социально философские концепции

Философия Нового времени содержит ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место принадлежит концепциям «естественного права» и «общественного договора». Так, Дж.

Локк объявляет естественным правом человека его свободу и владение собственностью, приобретенной посредством труда. В работе «Два трактата о государственном правлении» он рассматривает первоначальное состояние людей как состояние господства их «естественных прав»: свободы, равенства и охраны собственности. Но он, как и Т. Гоббс, считает, что с целью защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». В «Левиафане» Т. Гоббса государство возникает через общественный договор, чтобы люди не уничтожали друг друга, так как они по природе все сильны и злы и к ним применим принцип «человек человеку – волк». У Локка на государство переносится лишь часть естественных прав – ради эффективной защиты всех остальных, прежде всего свободы слова, веры и собственности. У Гоббса государство есть смертный Бог – Левиафан, оно охраняет мир и благоденствие граждан. Государство это абсолютистское по своему характеру общественное состояние, организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх, способный управлять волей всех людей, направляя ее на внутренний мир и взаимную помощь против внешних врагов.

Локк развивает учение о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Именно законодательная власть прежде всего определяет порядок и режим, который устанавливается в обществе.

Концепции «естественного права» и «общественного договора» разделял Б. Спиноза. У него эти теории получают обоснование не просто через естественную природу человека, но через такое ее качество, как свобода. Спиноза пишет о свободе как праве рассуждать и свободе как праве действовать. «Цель государства в действительности есть свобода». В то же время он считал, что «общее решение должно преобладать над личным мнением и «изволением своего сердца», иначе в обществе возникает произвол.

<< | >>
Источник: В. Н. Лавриненко. Философия. 1998

Еще по теме 3. Социально философские концепции:

  1. 3. Социально философские концепции
  2. 3. Социально философские воззрения
  3. Социально философские концепции.
  4. 4. Социально философские воззрения П. Лаврова и Н. Михайловского
  5.   1.2.2. Новые подходы. Социально-философская антропология В.С.Барулина а) Общая характеристика  
  6. § 2. Экологическая проблема. Ее научные, социально-философские и этико-гуманистические аспекты и глобальный характер
  7. ПРИРОДА И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И КОНФЛИКТОВ. КОНЦЕПЦИИ НЕНАСИЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
  8. Общество: многомерность социальног
  9. 2.1. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии
  10. «Фалсафа» – светский вариант арабо-исламской философии. «Фалсафа» и религия. Разработка проблемы единства бытия как философской проблемы. Концепция творения мира вещей: необходимосущее и возможносущее бытие. Картина строения бытия, эволюции сущего.
  11. 3. Социально-философские концепции
  12. 3. Социально-философские воззрения
  13. 3. Ведущие философские течения 60—70-х гг. XX в.
  14. 4. Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н. Михайловского
  15. § 2. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА
  16. Y.5. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ МАРКСИЗМА И СОВРЕМЕННЫЕ «ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ» И «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЕ» КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  17. Техносоциальные интенции в современных социально-философских конструкциях.
  18. Мотивация поведения как предмет социально-философского анализа
  19. Социально-философский анализ проблем современного воспитания Problems of modern education:socio-philosophical analysis