<<
>>

Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.

Английский философ Джордж Беркли (1685-1753 гг.), основываясь на точке зрения сенсуализма (все знания из ощущений), пришел к выводу, что человек имеет дело только со своими ощущениями, источником которых является бог.
Вещи - это комбинации наших ощущений, существовать - значит быть воспринимаемым. Общие идеи, прежде всего, идея субстанции, в лучшем случае бесполезное удвоение мира, в худшем - это химеры разума, отвращающие его от бога.

Другой английский философ Дэвид Юм (1711-1776 гг.) утверждал, что наши ощущения - это предел человеческих возможностей, ибо мы не можем заглянуть за них и ответить на вопрос: что или кто порождает ощущения? Все знания (за исключением математических) могут быть оценены не с точки зрения их достоверности, а с точки зрения их практической полезности. Это философия агностицизма, т.е. философия принципиальной непознаваемости мира.

<< | >>
Источник: Петров Г.В.. Краткий справочник по философии Составитель Петров Г.В. Псков: ПГПИ,2004. - 52 с.. 2004

Еще по теме Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.:

  1. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПОВТОРЕНИЯ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ
  2. Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.
  3. Берлинский этап становления (завершения) ОТО.
  4.   Новое время  
  5. 2. «Кант» Вл. Соловьева в жанре словарной статьи  
  6. § 2. Философия и наука
  7. Учение о чувственности и проблема математикикак науки («трансцендентальная эстетика»)
  8. 5. Лейбниц и его монадология
  9. ЧЕЛОВЕК И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
  10. Проблема судеб европейской культуры. Понятие «жизненного мира»
  11. СЕНСУАЛИЗМ
  12. «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  13. II.7. Философия Нового времени. Выдающиеся европейские философы XVII-XVIII вв. Русские философы XVIII в.
  14. РАЦИОНАЛИЗМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ XVII в.