>>

ВВЕДЕНИЕ

Философия - знание особого рода. Она пытается судить о единой для всех явлений мира основе и ищет в ней условия единства и целостности мира. Философия не поддается определению через что-то другое, она есть нечто самостоятельное, предельное, "последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно".

Она может быть понята в силу этого "только через саму себя и в качестве самой себя" (М. Хайдеггер). Она есть философствование, мышление в предельных вбирающих понятиях, вопрошание, которое в каждом вопросе, а не только в конечном итоге спрашивает о целом, постоянно захватывая при этом и самого вопрошающего - человека.

Философия возникла в VI в. до и. э., в так называемое "осевое время", когда, по словам немецкого философа Карла Ясперса, в различных культурах сформировалась "своего рода полоса древней цивилизации", приведшая к концу мифологической эпохи. У истоков формирования философии стояла мифология, от которой философия унаследовала ее мировоззренческую схему, то есть совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Но в отличие от мифологии, строившей общую картину мира на уровне эмоционально-чувственной ступени познания, философия рассуждает на уровне рациональной рефлексии. Философия судит обо всех известных людям вещах, исходя из признания их общей непреходящей основы, чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в специфическом, обосновать и объяснить многие явления. Необходимость обоснования осмысливается в форме вопросов, непосредственно затрагивающих существование человека, его отношение к миру.

Такие "вечные" философские вопросы, как что собою представляет мир, в чем сущность человека, в чем смысл его жизни и его предназначение, каковы его отношения с миром и другими людьми всегда сохраняют свое значение для человека и человечества.

В их постановке и поиске ответов на них просматривается соотношение вечного и сиюминутного. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялись с развитием общества, науки, самого философского знания. Во многом философская проблематика является экспликацией категориальной структуры определенной культуры. Преобразование смыслообразующих доминант (универсалий) культуры - и соответственно изменение типа культуры - означает трансформацию не только образа человеческого мира, продуцируемых им типов личности, их отношения к действительности, их ценностных ориентацией, но и типа рационально-логической рефлексии.

В исторической динамике менялись акценты в решении основных философских проблем, однако уже в древних философских учениях можно зафиксировать постановку и анализ каждой из выделенных нами тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения. В сфере философского знания мы встречаем людей, которые "подумали некую мысль", и их мыслительное усилие навсегда осталось выдающимся достижением. В этом смысле великие философы - вечные современники человечества.

| >>
Источник: B.C. Стёпин. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B.C. Стёпин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. - Мн.; РИВШ,2006. - 624 с.. 2006

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ: