§ 1. Субъекты, территориальность и срок действия исключительных прав на авторские произведения
Исключительное право принадлежит автору произведения науки, литературы и искусства (ст. 1255 ГК РФ). Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано lt;1gt;.
Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 ГК РФ). Иными словами, право авторства презюмируется.--------------------------------
lt;1gt; Способность граждан иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства прямо указана законодателем в качестве элемента содержания правоспособности граждан в сфере гражданского права (ст. 18 ГК РФ). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства (п. 2 ст. 26 ГК РФ). Интересно заметить, что английский Закон 1988 г. об авторских правах, правах на модели (дизайны) и патентах определяет автора литературного, музыкального, драматического произведения или произведения изобразительного искусства как лицо, чьим трудом создано произведение (ст. 91) (см.: Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности: авторское право / Пер. с англ. В.Л. Вольфсона. СПб., 2004. С. 198).
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ при рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что, пока не доказано иное, автором произведения (обладателем исключительного права на произведение) считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения. Необходимость исследования иных доказательств может возникнуть в случае, если авторство лица на произведение оспаривается lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; См.: п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г.
N 5/29. Важно также заметить, что по вопросу презумпции авторства Бернская конвенция содержит следующее положение, обязательное для государств-участников: "Для того чтобы автор охраняемых настоящей Конвенцией литературных и художественных произведений рассматривался при отсутствии доказательств противоположного как таковой и в соответствии с этим имел право обращаться в странах Союза в суд по поводу нарушения его прав, достаточно, если имя автора будет указано на произведении обычным образом. Настоящий пункт применяется даже, если это имя является псевдонимом, в том случае, если псевдоним, принятый автором, не оставляет сомнений в его личности" (п. 1 ст. 15).
Изложенные нормы авторского права в полной мере соответствуют общим положениям части четвертой ГК РФ: автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п. 1 ст. 1228). Общие положения ст. 1228 не признают авторами граждан, не внесших личного творческого вклада в создание интеллектуального продукта, в том числе граждан, оказавших автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ (п. 2). Именно автору в первую очередь принадлежит исключительное авторское право lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; Согласно общим положениям интеллектуального права исключительное право на результат интеллектуальной деятельности первоначально возникает у его автора (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). Российским законодательством предусмотрены два случая, когда автором произведения может считаться не гражданин, творческим трудом которого создано произведение, а иное лицо: при предоставлении на территории РФ охраны произведения, созданного за рубежом (п. 3 ст. 1256 ГК РФ); в отношении некоторых категорий произведений, созданных до 3 августа 1993 г.
(п. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Полномочия, вытекающие из исключительного права, а также само исключительное право в целом или в части согласно Гражданскому кодексу РФ могут быть переданы автором другим лицам на основе договора об отчуждении исключительного права (ст. ст. 1233, 1234, 1285), по лицензионному договору (ст. ст. 1233, 1235, 1286), а также без договора (независимо от воли автора) в случаях универсального или сингулярного правопреемства (по наследству, ст. ст. 1241, 1283), при обращении взыскания на исключительное право на произведение и право на использование произведения в установленном законом порядке (ст. 1284).
Таким образом, помимо автора, существуют иные обладатели исключительного права (правообладатели). В некоторых случаях под термином "правообладатели" в Гражданском кодексе РФ понимаются лица, уполномоченные законом получить вознаграждение в случаях использования произведения без согласия автора; лица, у которых не испрашивается согласие в случаях распространения правомерно опубликованного произведения, введенного в гражданский оборот (ст. 1272), при воспроизведении произведения в личных целях (ст. 1273), при использовании произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274), при свободном использовании произведения путем репродуцирования (ст. 1275) и т.д. Правообладатели - это не только сами авторы, но и иные физические и юридические лица, получившие исключительные права на использование произведения по договору или по иному законному основанию.
Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору (п.
2 ст. 1295 ГК РФ).Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию (п. 1 ст. 1298 ГК РФ).
Право авторства на проект официального документа, в том числе проект официального перевода такого документа, а также проект официального символа или знака, принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику) (п. 1 ст. 1264 ГК РФ).
Переводчики являются авторами не основного литературного произведения, а созданного ими в результате перевода произведения. Им, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские (включая исключительные) права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения (п. 1 ст. 1260 ГК РФ).
Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство) lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.
Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.
Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.
Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом (ст. 1260 ГК РФ).
Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует такое произведение нераздельное целое (нераздельное соавторство) или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство) (п. 1 ст. 1258 ГК РФ). Права на произведение, созданное в соавторстве, принадлежат соавторам совместно (п. 4 ст. 1228 ГК РФ). Изложенное означает, что, если иное не предусмотрено соглашением соавторов, такое произведение используется ими совместно lt;1gt;. Если произведение образует неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить его использование. Напротив, в случаях, когда использование части произведения, имеющей самостоятельное значение, возможно независимо от других его частей при условии, что иное не предусмотрено соглашением между соавторами, эта часть произведения может быть использована ее автором по своему усмотрению (п.
2 ст. 1258 ГК РФ) lt;2gt;.--------------------------------
lt;1gt; В.И. Серебровский определял соавторство как "участие двух или более лиц в совместной творческой деятельности по созданию произведения литературы, науки или искусства, в результате чего все эти лица приобретают авторские права на созданное ими произведение" (Серебровский В.И. Указ. соч. С. 64).
lt;2gt; Соавторы осуществляют совместное распоряжение исключительным правом на произведение, созданное в соавторстве (п. 3 ст. 1229 и п. 3 ст. 1258 ГК РФ). Вопрос об отчуждении исключительного права на произведение либо о заключении лицензионного договора о предоставлении права использования произведения, созданного в соавторстве, должен решаться всеми его авторами сообща и единогласно. В случае недостижения согласия между ними спор передается на рассмотрение суда. Доходы от совместного использования произведения, созданного в соавторстве, должны распределяться между соавторами поровну, если иное не предусмотрено соглашением между ними (п. 3 ст. 1229 ГК РФ). Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое (п. 4 ст. 1258 ГК РФ).
Результат творческой деятельности, соавторства двух лиц (репортера-интервьюера и лица, дающего интервью (интервьюируемого)) также является объектом авторского права (интервью), и согласно сложившейся практике такое соавторство оформляется подписью журналиста и визой интервьюируемого lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; См.: Минбалеев А.В. Произведения науки, литературы и искусства: проблемы правового регулирования // Интеллектуальная собственность: Актуальные проблемы теории и практики: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Н. Лопатина. М., 2008. Т. 1. С. 118.
Зарубежное законодательство предусматривает институт неустановленного авторства. Например, согласно английскому Закону об авторских правах, правах на модели (дизайны) и патентах 1988 г. произведение считается созданным неустановленным автором в случае, когда личность его автора неизвестна и не может быть установлена любыми разумными способами. В такой ситуации за автором сохраняется статус первого правообладателя, однако, поскольку установить дату его смерти невозможно, срок действия авторского права на такое произведение ограничен 50 годами с момента, когда произведение было представлено публике lt;1gt;. Речь идет именно о неустановленных авторах, а не об авторах, использующих свои произведения под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно (п. 1 ст. 1265 ГК РФ).
--------------------------------
lt;1gt; См.: Бентли Л., Шерман Б. Указ. соч. С. 203.
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений предоставляет правовую охрану следующим категориям авторов: 1) которые являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений вне зависимости от того, опубликованы они или нет; 2) которые не являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений, впервые опубликованных в одной из этих стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и стране Союза. Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран Союза, но имеющие обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей названной Конвенции к гражданам этой страны (п. п. 1 и 2 ст. 3).
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений предусматривает гарантированные авторские права с учетом страны происхождения. В отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу названной Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются в настоящее время или могут быть предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми данной Конвенцией. Пользование этими правами и их осуществление не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей; такое пользование и осуществление не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения. Следовательно, помимо установленных названной Конвенцией положений, объем охраны, равно как и средства защиты, представляемые автору для охраны его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана. Охрана в стране происхождения регулируется внутренним законодательством. Однако если автор не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, он пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы - граждане этой страны.
Страной происхождения считается: 1) для произведений, впервые опубликованных в какой-либо стране Союза, - эта страна; для произведений, опубликованных одновременно в нескольких странах Союза, предоставляющих различные сроки охраны, - та страна, законодательство которой устанавливает самый короткий срок охраны; 2) для произведений, опубликованных одновременно в какой-либо стране, не входящей в Союз, и в одной из стран Союза, - эта последняя страна; 3) для неопубликованных произведений или для произведений, впервые опубликованных в стране, не входящей в Союз, без одновременного опубликования в какой-либо стране Союза, - та страна Союза, гражданином которой является автор, при условии, что в отношении кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в какой-либо стране Союза, страной происхождения является эта страна, и в отношении произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране Союза, или других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, расположенного в какой-либо стране Союза, страной происхождения является эта страна (ст. 5).
Разъясняя важность применения положений Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений в нашей стране, Пленум Верховного Суда РФ подчеркивает, что в соответствии с этой Конвенцией охрана прав авторов базируется на принципах: 1) национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран - участниц Конвенции, в любой другой стране-участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям; 2) возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п.; 3) предоставления охраны во всех странах - участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения. Применительно к произведениям, охраняемым авторским правом, предусматривается, что охрана в стране происхождения произведения регулируется внутренним законодательством. Автор, если он не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана, пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы - граждане этой страны (ст. 5 Бернской конвенции).
Решая вопрос о возможности правовой охраны произведения на территории РФ, необходимо учитывать, что охрана предоставляется авторам, которые являются гражданами одной из стран - участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений, как выпущенных, так и не выпущенных в свет, и авторам, которые не являются гражданами одной из стран - участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений, выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не являющейся участницей этой Конвенции, и в стране - участнице Бернской конвенции. Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран - участниц Бернской конвенции, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей Бернской конвенции к гражданам этой страны.
При этом следует иметь в виду, что исходя из ст. 4 Бернской конвенции охрана распространяется на авторов кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран - участниц Бернской конвенции, а также на авторов произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране - участнице Бернской конвенции, или других художественных произведений, являющихся частью здания или иного сооружения, расположенного в какой-либо стране - участнице Бернской конвенции lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; См.: п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах".
Согласно российскому законодательству исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется на произведения: 1) обнародованные на территории Российской Федерации или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства; 2) обнародованные за пределами территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории РФ, и признается за авторами, являющимися гражданами РФ (их правопреемниками); 3) обнародованные за пределами территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории РФ, и признается на территории РФ за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами РФ.
При предоставлении на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав (ст. 1256 ГК РФ).
Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение всей жизни такого автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п. п. 1 и 2 ст. 1281 ГК РФ) lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года (п. п. 3, 4 и 5 ст. 1281 ГК РФ).
По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние (п. 1 ст. 1282 ГК РФ).
Так, по одному из изученных дел выяснилось, что Постановлением Арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2009 г. была взыскана денежная компенсация в сумме 6368 тыс. руб. с общества с ограниченной ответственностью (ООО) "ТЕРРА-Книжный клуб" (г. Москва) в пользу истца - ООО "Издательство "АСТ МОСКВА" (г. Москва) за незаконное воспроизведение и распространение произведений Э.М. Ремарка. Суд апелляционной инстанции установил, что истец является обладателем исключительных прав на воспроизведение и распространение на русском языке спорного произведения Э.М. Ремарка на основании заключенного с фондом "Наследие покойной Полет Ремарк" договора от 2 мая 2005 г. Суд отклонил довод ответчика о том, что спорные произведения перешли в разряд общественного достояния, указав на то, что в соответствии с положениями Бернской конвенции спорные произведения подпадают под правовую охрану, предоставленную действующим законодательством РФ, поскольку со дня смерти автора Э.М. Ремарка не истек 50-летний срок. Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции в 1995 г. В силу ст. 18 данной Конвенции она применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. Спорные произведения в период с 1971 по 1995 г. продолжали охраняться в странах - участницах Бернской конвенции и не перешли в общественное достояние. Следовательно, данные произведения после присоединения России к Бернской конвенции (т.е. с 1995 г.) получили правовую охрану на территории РФ, которая действует по общему правилу в соответствии с нормами части четвертой ГК РФ в течение 70 лет с момента смерти автора lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; См.: Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 ноября 2009 г. N ВАС-12437/09.
Согласно Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений срок охраны, предоставляемой названной Конвенцией, составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти (п. 1 ст. 7) lt;1gt;.
--------------------------------
lt;1gt; Для кинематографических произведений страны Союза вправе предусмотреть, что срок охраны истекает спустя 50 лет после того, как произведение с согласия автора было сделано доступным для всеобщего сведения, либо, если в течение 50 лет со времени создания такого произведения это событие не наступит, что срок охраны истекает спустя 50 лет после создания произведения. Для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом, срок охраны, предоставляемой названной Конвенцией, истекает спустя 50 лет после того, как произведение было правомерно сделано доступным для всеобщего сведения. Однако, если принятый автором псевдоним не оставляет сомнений в его личности, сроком охраны является срок, предусмотренный п. 1 ст. 7 Конвенции. Если автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность в течение вышеуказанного срока, то применяется срок охраны, предусмотренный п. 1. Страны Союза не обязаны охранять произведения, выпущенные анонимно или под псевдонимом, в отношении которых есть все основания предполагать, что со времени смерти их автора прошло 50 лет. Срок охраны, предоставляемой после смерти автора, исчисляется со дня смерти автора, но отсчет срока всегда начинается с 1 января года, следующего за годом смерти. В случае смерти одного из соавторов срок правовой охраны исчисляется со времени смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Страны Союза могут установить срок охраны, превышающий указанные выше сроки. Законодательством стран Союза может определяться срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства, охраняемых в качестве художественных произведений; однако этот срок не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения (ст. ст. 7 и 7bis Конвенции).