Должности старших дружинников
были: тысяцкие, дворские, посадники, княжеские тиуны, печатники, стольники и дьяки.
Тысяцкий был главным предводителем и начальником всех земских полков, вместе с тем и главным посредником между дружиной и земщиной; он имел гражданскую и военную власть и по своему значению был первым лицом после князя, и имя его всегда упоминалось рядом с княжеским.
Так, например, при известии об освящении Печерской церкви в 1089 году летописец говорит: «Священа бысть церква Печерская при благороднем князе Всеволоде державному Русския земля и чадома его Владимира и Ростислава, воеводство дер- жащу киевские тысяща Яневи». Это свидетельство показывает, что тысяцкие были прямыми земскими начальниками, ибо сказано: «Воеводство держащу киевские тысящи». То же подтверждает другое свидетельство летописи под 1147 годом, где Изяславовы послы пред всей киевской земщиной говорят словами князя брату Изяслава Владимиру и киевскому тысяцкому Лазарю: «Целовал тя брат и Лазаря целовал и Кияне все».Указав важность значения тысяцкого, пересмотрим его обязанности.
- Первой и главнейшей обязанностью тысяцкого было предводительствование земскими полками; ему была поручена вся земская рать и после князя он был ее главным начальником. Так, в летописи под 1195 годом при описании битвы Давида Ростиславича Смоленского с Ольговичами говорится, что княжеским полком предводительствовал Мстислав Романович, племянник Давида, а смоленским полком тысяцкий Михайло. Как военные начальники,тысяцкие усмиряли возмутившихся земцев, защищали города от неприятелей и вообще делали все то, что касалось земщины.
- Кроме военных обязанностей на тысяцких лежали обязанности и гражданские. Как представители земщины, они принимали участие в законодательстве, так что законы издавались не иначе, как по согласию тысяцкого. Так, например, в составлении и издании закона о ростах вместе с Владимиром Мономахом участвовали тысяцкие: киевский - Ратибор, белгородский - Прокопий и переяславский - Станислав. 3) Тысяцкому давались поручения дипломатические: так, в 1221 г. Демьян, тысяцкий Даниила Романовича Галицкого, вел переговоры с польским королем Лешком и заключил с ним мир. 4) В обязанности тысяцкого входили разные придворные дела: так, в 1187 году Рюрик Ростиславич Киевский посылал тысяцкого к Всеволоду Юрьевичу Суздальскому за его дочерью Верхуславой, сговоренной за своего сына Ростислава. Впрочем, дипломатические и придворные дела были чисто второстепенными обязанностями тысяцкого, а главными его обязанностями были первые две: военная и гражданская. С должностью тысяцкого были соединены известные доходы, состоявшие в сборе податей с известных областей, прописанные на путь тысяцкого. Впрочем, об областях, приписанных на тысяцкого, мы имеем только одно и притом неясное указание летописи под 1149 годом о Снов- ской тысяче, которая, вероятно, была назначена на путь тысяцкого. Вот слова летописи: «И Святослав Ольгович поча молвити Владимиру: держиши мою отчину и тогда взя Курск с Посемьем и Сновскую тысячу у Изяслава».
Дворский был то же, что и воевода в первом периоде и что в последующем третьем периоде - московском - стал значить дворовый воевода. Он был главным начальником всей княжеской дружины, как тысяцкий - земской. О должности дворско- го в первый раз упоминается в летописи под 1169 годом при взятии Киева войсками Андрея Боголюбского и его союзников. По всей вероятности, должность дворского существовала и прежде, потому что здесь говорится не об учреждении должности дворского воеводы, а о киевском дворском Олексе. Двор- ский имел значение дворского воеводы московского периода и был главным начальником всей дружины. Мы имеем много свидетельств летописцев о том, что у каждого князя был свой дворский, которому поручалось управление дружиной, все распоряжения по которой принадлежали ему. Как начальник дружины, дворский обязан был защищать княжескую власть: так, в 1235 году дворский Григорий был оставлен Ростиславом Михайловичем в Галиче для защиты его власти от Даниила Романовича и от галицкой земщины, уже признавшей Даниила своим князем.
Но об обязанностях дворского в мирное время мы не имеем прямых летописных указаний; впрочем, если допустить, что дворский имел те же права и обязанности, какие мы видим в московском периоде у дворского воеводы, то очевидно, что ему принадлежал суд и управа между дружинниками и, подобно дворскому московского периода, он имел свой путь, т.е. доходы с областей, приписанных к его должности, подобно тому, как тысяцкий имел свою тысячу. Кроме того, по всей вероятности, дворский пользовался доходами с судных дел между дружинниками.Посадник был представителем княжеской власти в городах и волостях, порученных его управлению. Посему князь, как скоро занимал какое-нибудь владение, первым долгом смещал посадника прежнего князя и назначал там своего. О подробностях посаднической власти мы почти совсем не имеем известий за этот период. Впрочем, и на основании тех немногих известий о посаднической власти, которые предоставляют нам летописи, мы видим, что обязанностью посадников было:
- доставлять своим князьям определенную подать с той области или города, которым они управляли, и содержать свои отряды дружины за счет своей области; 2) творить суд и управу в областях и взыскивать виры и продажи по судным делам; 3) наблюдать за порядком и тишиной в областях, порученных ему, преследовать воров, разбойников, беглецов и др. В Русской Правде говорится, что посадники имели при себе особых приставов или детских, назначенных для поимки бежавших рабов. 4) Посадник обязан был защищать свой город и область от неприятелей, поэтому на его ответственности лежало попечение о городских укреплениях и постройке городских стен.
- Вместе с защитой города и области, принадлежавшей посаднику, ему же принадлежало и начальство над дружиной, находившейся там; следовательно, он вел счет дружинникам и высылал их в полки. На определенный или неопределенный срок назначались посадники - на это мы не имеем указаний летописей за этот период, но надо думать, что они всегда назначались на определенный срок, потому что посадничество давалось в кормление, в награду за военные заслуги, а городов у князей было очень немного; поэтому, чтобы иметь возможность награждать посадничеством всех, оказавших военные услуги, князья не могли назначать посадников на неопределенные сроки и назначали обыкновенно на год, и только на особенном благоволении к кому-нибудь из них - на два или на три года. Вообще русские князья имели правило не назначать из дружинников в высшие должности на большие сроки, потому что иначе многие из старших дружинников могли бы стать независимыми владельцами города и области, поручаемой им. Такой порядок был причиной того, что у нас не мог развиться феодализм, так как служебная аристократия наша не имела возможности слиться с земцами. Впрочем, на определенные сроки посадники назначались только в княжеских владениях, но совсем другой была форма назначения посадников от народа. Характер посадников, назначаемых от народа, лучше всего выявился в истории Новгорода, где власть посадников и тысяцкого, назначаемых народом, была совершенно иной, чем в городах Приднепровья; поэтому я считаю нужным сказать о должности посадника и тысяцкого в Новгороде.
Посадник в Новгороде был первой выборной властью. Посадники первоначально присылались в Новгород из Киева и были не более чем наместниками князя, княжескими чинов- никами[128]. Но со времен борьбы Новгорода со своим князем Всеволодом Мстиславичем этот порядок изменился, и посадники из княжеских чиновников обратились в выборных от народа с властью немногим меньшей в сравнении с княжеской, так что князь в Новгороде ничего не мог сделать без посадника. Первым выборным посадником был Мирослав Горятинич, избранный новгородским вечем в 1126 году[129]. В посадники, по новгородским порядкам, выбирались исключительно одни бояре, и притом из известных, богатейших и могущественнейших боярских фамилий, так что на протяжении почти 300 лет - от 1126 до 1400 года - по летописям мы можем насчитать не более 40 фамилий, из которых выбирались посадники. Избирались ли посадники на определенный срок или бессрочно - об этом нельзя ничего сказать положительно. Но, судя по общему порядку выборов в Новгороде, можно догадываться, что в сан посадника, равно как и в сан владыки и в другие должности, новгородцы выбирали бессрочно, только с неотъемлемым правом веча сменять выбранного посадника, как скоро он будет неугоден общине.
А посему некоторые из посадников исполняли свою должность много лет подряд. Лучшим свидетельством того, что посадники избирались не на срок, служит то, что в летописях смена посадников обыкновенно обозначалась так: «отъяша посадничество у такого-то и даша такому-то», или: «выгнаша такого-то», или: «убиша такого-то». Если бы посадник выбирался на срок, то, конечно, не было бы надобности употреблять такие выражения.Посадники новгородские разделялись на степенных и старых. Степенным посадником назывался тот, который в данное время был посадником, исполнял прямые обязанности посадника, старым же посадником назывался тот, который прежде был посадником и в данное время уже не управлял городом. Как в древнем Риме: раз бывший консулом на всю жизнь оставался консуляром, так и в Новгороде: раз бывший степенным посадником на всю жизнь оставался старым посадником и нередко имел преимущество в общественной службе перед другими боярами, не бывшими в посадниках. Но старые посадники не составляли в Новгороде какого-либо отдельного правительственного класса, сошедшие со степени настоящего правительствующего посадника поступали в разряд бояр, удерживая за собой только имя старых посадников, но отнюдь не становясь из-за этого выше бояр, не бывших посадниками. Так, мы видим, что они нередко назначались на должности, состоявшие под другими боярами, не бывшими посадниками. Но вообще старые посадники, как более опытные в делах общественной службы, назначались на важнейшие должности. Они предводительствовали войсками, правили посольства к князям и в соседние государства. Вместе со степенными посадниками участвовали в приеме послов от соседних государств и утверждали договорные грамоты.
Права и обязанности степенного посадника. Степенный посадник в Новгороде был главным и полным представителем Новгорода в делах мира и войны. Все договоры новгородцев с соседями, если они не были писаны прямо от имени веча, писались от имени посадника, владыки и тысяцкого. Впрочем, имена последних иногда и пропускались, но ни одна грамота, относящаяся к целому Новгороду, не могла быть написана без имени степенного посадника.
Посадник собственно был представителем Новгорода от земщины, постоянным органом народной воли, выбранным на эту службу вечем. Западные европейцы в сношениях своих с Новгородом называли обыкновенно новгородского посадника бургграфом. Значение степенного посадника в Новгороде было так велико, что новгородцы в иное время оставались довольно продолжительно без князя, с одним посадником. В своем управлении посадник был настолько самостоятелен, что по закону мог быть сменен князем не иначе, как только по определению веча, и то по суду, когда он окажется в чем-нибудь виноватым. Так, когда в 1218 году князь Святослав прислал сказать на вече, что не может быть с посадником Твердиславом и отнимает у него посадничество, то вече спросило, в чем виноват Твердислав; и на ответ князя, что он лишает его посадничества без вины, новгородцы отвечали: «Княже! ежели нет за ним вины, то ты к нам крест целовал без вины мужа не лишати: а тебе кланяемся, а Твер- дислав нам посадник, мы не уступим».Права и обязанности степенного новгородского посадника состояли в следующем: 1) посадник был необходимым посредником между князем и народом, так что князь без посадника не имел права ни судить, ни управлять в Новгороде; даже военные походы князя проходили в сопровождении посадника; князь был непосредственным начальником над своей дружиной или над повольниками, если они к нему присоединялись; полки же новгородские, правильно собранные по раскладке, всегда были под непосредственным начальством посадника или того воеводы, которому посадник или вече поручит их. И посадник, и воевода, предводительствуя новгородским войском, отвечали не перед князем, а перед вечем. 2) У посадника была новгородская печать с таким штемпелем: «Новгородская печать посадника». Эта печать прикладывалась ко всем грамотам, выдаваемым от имени посадника. 3) Посадник созывал вече, вел его торжественно на Ярославов двор, открывал собрание, предлагал на рассмотрение веча вопросы, требовавшие вечевого обсуждения. Правильно собранное вече обыкновенно находилось под руководством посадника; он смотрел за порядком и рассуждал с членами веча. 4) Посадник предводительствовал новгородским войском и водил его в походы даже без князя, тогда как князь без посадника или без его воеводы не мог водить в походы земский полк. 5) Посадник укреплял как сам Новгород, так и пригороды по приговору веча или распоряжению веча. 6) Посадник от имени Новгорода вел переговоры с соседними владетелями, а посему во всех договорных грамотах новгородских прописывалось имя посадника, при котором заключен мир. Иногда посадник ездил к тому князю, с которым у новгородцев было какое-либо дело, требовавшее переговоров; также иногда посадник, вместе с Владыкой и другими выборными ездил приглашать князя в Новгород. 7) Посадник был защитником граждан от князя, если бы тот вздумал обижать их. По закону князь не имел права арестовать и осудить новгородца без согласия посадника; поэтому князья всегда заботились о том, чтобы посадник был из их сторонников. 8) Посадник с тысяцким вводил новоизбранного Владыку в дом св. Софии на сени, т.е. передавал новоизбранному управление новгородской церковью. 9) Должности посадника, равно как и должности тысяцкого, были предоставлены определенные доходы с разных областей под именем поралья посадника и тысяцкого. Влияние посадника в Новгороде было так сильно, что за посадника, в случае нападений князя, вступался народ, брал оружие и защищал его. Так, в 1220 году за посадника Твердислава вооружились против князя Всеволода пруссы, людин конец и загородцы, и стали около Твердислава пятью полками. Вообще, чтобы сместить посадника требовалось согласие большинства, и если у посадника была сильная партия, то дело не обходилось без боя и грабежа на улицах; при общем же согласии народа смена посадника по приговору веча производилась тихо, без споров и смятения.
Новгородские тысяцкие. Тысяцкие так же, как и посадники, выбирались вечем из боярских фамилий, из тех же самых, из которых выбирались и посадники. Сан тысяцкого, очевидно, был ниже сана посадника, потому что из тысяцких выбирались в посадники, так что сан тысяцкого был ступенью, хотя и не необходимой, к посадничеству. Судя по грамоте, данной князем Всеволодом Мстиславичем церкви Иоанна Предтечи на Опоках, тысяцкие были собственно начальниками черных людей, так как посадник был земским начальником всего Новгорода. Тысяцкий имел важное значение, потому что он вовсе не нуждался в князе, и его власть была очень сильна качеством, потому что он один управлял черными людьми. Через подчиненных ему черных людей он мог многое сделать на вече; черные люди составляли большинство и по указанию тысяцкого могли пересилить лучших людей. А посему бывали случаи, что иногда князь, поддерживаемый своей партией, поднимал вече на тысяцкого. Тысяцкий сперва назначался князем, но впоследствии стал выбираться вечем. С какого именно года началось избрание тысяцких - неизвестно. Сделавшись выборным, тысяцкий, конечно, получил большее значение, нежели он имел, бывши чиновником князя. Уже в XII столетии имя тысяцкого в договорных грамотах Новгорода ставится вслед за именами князя и посадника; так, договорная грамота князя Ярослава Владимировича и новгородцев с немцами, заключенная в 1195 году, начинается так: «Се яз князь Ярослав Володимирич, сгадав с посадником Мирошкою и с тысяцким Яковом и со всеми новгородцы, подтвердили мира стараго». Подобно тому как посадники, сошедшие с посаднической степени, получали на всю жизнь звание старых посадников, точно так же и тысяцкие, сошедшие со степени, получали название старых тысяцких, в отличие от степенных тысяцких, и принимали деятельное участие и в военных, и в гражданских делах, и в сношениях Новгорода с соседними государствами; мы встречаем их печати в договорных и других новгородских грамотах вслед за печатями степенных тысяцких, а по летописям старые тысяцкие, наравне со старыми посадниками, бывали воеводами в новгородских полках и участниками в посольствах и договорах с соседними государствами, а также членами веча вместе с другими боярами.
Права и обязанности степенного тысяцкого были следующие: 1) степенный тысяцкий вместе с князем и посадником предводительствовал новгородским войском как вождь и начальник черных людей; так, в летописи под 1268 годом сказано, что когда в Ракоборском бою пал степенный посадник Михаил
Федорович и пропал без вести степенный тысяцкий Кондрат, то, по возвращении домой, новгородцы на место убитого Михаила выбрали в посадники Павшу Ананьича, а места тысяцкого не дали никому, поджидая вестей, не жив ли еще Кондрат. Этот факт показывает еще и то, что в степенные тысяцкие назначались на бессрочное время, потому что иначе новгородцы, получив известие о том, что пропал тысяцкий Кондрат, вместе с посадником выбрали бы и тысяцкого. У иностранцев, в их договорных грамотах с новгородцами, писанных по-латыни, новгородский тысяцкий прямо называется «дих». 2) В обязанности тысяцкого входила забота, вместе с посадником, о городских укреплениях. 3) Тысяцкий вместе с посадником вел переговоры с соседними государями, отправлял посольства и заключал мир, разумеется, по решению веча. Так, в 1348 г. шведский король Магнус вел переговоры с владыкой, посадником и тысяцким и требовал, чтобы новгородцы прислали на съезд своих ученых спорить о вере - чья лучше. На это владыка Василий, посадник Федор Данилович и тысяцкий Авраам со всеми новгородцами отвечали Магнусу: «Ежели хочешь узнать, которая вера лучше, пошли в Царьград к патриарху, а с тобою не спорим о вере; ежели же между нами есть какая обида, то о том шлем к тебе на съезд», и послали Магнусу тысяцкого Авраама, Кузьму Твердиславля и иных бояр. 4) Степенный тысяцкий был необходимым товарищем и помощником посадника при открытии народного веча; они вместе наблюдали за порядком на вече, вместе предлагали дела на рассуждение. Во всех известиях о правильно созванных вечах мы непременно встречаем степенного посадника и степенного тысяцкого; во всех грамотах, издаваемых вечем, писались имена степенного посадника и тысяцкого вслед за именем владыки новгородского или за именем князя, если он участвовал в издании грамоты. Все переговоры с иностранными государями велись от имени владыки, посадника, тысяцкого и всего Новгорода. В договорных грамотах также прописывалось имя степенного тысяцкого в любом случае, писались ли грамоты от имени новгородского веча или от имени князя. 5) Тысяцкий имел свой отдельный суд, не зависимый от князя и посадника, суд чисто земский, народный, на котором не участвовали княжеские судьи и с которого не шли судебные пошлины в казну князя. По свидетельству грамоты Всеволода Мстиславича, данной церкви Иоанна Предтечи на Опоках, тысяцкий с пятью старостами заведовал судом по торговым делам, а также, вероятно, судом между черными людьми. В этой грамоте прямо сказано о суде тысяцкого и старост: «Управливати им вся дела торговая Иванская и гостинная, а Мирославу посаднику в то не вступатися, ни боярам новгородским», 6) Тысяцкие имели свою печать, которая прикладывалась к договорным, жалованным и другим новгородским грамотам вслед за печатью посадника, а дела, подлежащие суду тысяцкого, утверждались, конечно, и одной печатью тысяцкого. Тысяцкий, так же как и посадник, имел по закону определенные доходы с разных новгородских областей, которые были приписаны на путь тысяцкого.
Тиун. Слово тиун вообще означало приставника к какому- либо делу у князя или у его дружинников и, в частном быту, у каждого хозяина; тиун был именно приставником с правом известной власти и начальствования над низшими служителями в том же деле. Виды тиунов были различны: были тиуны княжеские, были тиуны боярские, сельские, конюшие, ог- нищные и другие; всему этому мы имеем много свидетельств в летописях, Русской Правде и других памятниках; есть даже свидетельство, что принятие должности тиуна влекло за собой рабство; в Русском Правде сказано; «А встретие холопство тиунство без ряду, или привяжет ключ к себе без ряду». В поучении Мономаха тиуном называется приставник к какому- либо делу на княжеском дворе; Мономах пишет своим детям: «В дому своем не ленитеся, но все видите; не зрите на тиуна ни на отрока, да не посмеются приходящие к вам, ни дому вашему, ни обеду вашему».
Но, кроме общего значения приставника, тиун собственно княжеский имел частное значение судьи, т.е. княжеского мужа, приставленного творить суд людям. И в этом значении должность тиуна была принадлежностью княжеских мужей, старшей дружины. На принадлежность должности княжеского тиуна старшей дружине ясно указывает Русская Правда; в ней за убийство княжеского тиуна, как и вообще за княжеского мужа, старшего дружинника, полагается вира в 80 гривен. А что княжеский тиун был собственно приставник князя, чтобы творить суд и расправу от имени князя, на это мы имеем прямое свидетельство летописи под 1146 годом; в летописи киевляне говорят Святославу Ольговичу: «Всеволодовы тиуны - киевский Ратьша погубил Киев, а другой его тиун - Тудор погубил Вышгород; а ныне княже Святослав целуй нам крест и с братом своим, аще кому нас будет обида, то ты прави», т.е. ты будь судьей, а не поручай суда тиуну. Тиун как главный судья и представитель княжеской власти на суде, первый являлся от князя, как скоро князь получал какое-либо владение; так в 1169 году, когда князь Мстислав Изяславич получил княжескую власть над Киевом, то прежде всего послал туда своего тиуна. Но кроме должности судьи, княжеские тиуны как старшие дружинники управляли городами и предводительствовали войсками; так тиун князя Всеволода Георгиевича, Гюря, в 1195 году построил и колонизировал по приказу князя Городец на Остре и управлял этим городом; а в 1169 г. Род, тиун князя Мстислава Изяславича, был начальником в войске и попался в плен в битве под Киевом.
Печатник. Прямые указания на эту должность по летописям мы находим не раньше XIII века, но, судя по другим памятникам, можно заключить, что она существовала гораздо раньше этого времени. По известиям, дошедшим до нас о должности печатника, видно, что она давалась лицам, приближенным к князю, старшим дружинникам, и соединяла в себе разнообразные поручения; так, по летописным указаниям, печатники предводительствовали войсками и правили городами и посылались в области для приведения в известность ее состояния. Волынский летописец под 1241 годом говорит: «Кирил- лови, сущу печатнику тогда в Баготе, послану Данилом князем и Васильком исписати грабительства нечестивых бояр». Кроме того, само название его показывает, что он был хранителем княжеской печати, самым доверенным лицом князя. Впрочем, позднее печать поручалась и высшим лицам из духовенства, например, митрополиту, епископу и т.п., которые, конечно, не имели других обязанностей должности печатника.
Стольники. Первые указания на них мы находим в старинных наших сказках, в которых говорится о стольниках Владимира Святославича, а летописные указания о стольниках мы встречаем не раньше XIII столетия; так, под 1228 годом говорится о стольнике новгородского архиепископа; потом, под 1230 годом, говорится о стольнике киевского князя Владимира Рюриковича, Георгии, который вместе с митрополитом Кириллом участвовал в посольстве к суздальскому князю Юрию Всеволодовичу. В этом известии стольник назван «княжеским мужем »; следовательно, должность его была очень значительна и принадлежала старшим дружинникам. Наконец, в Волынской летописи под 1240 годом говорится о стольнике Данила Романовича Галицкого Якове, которого князь посылал сделать осмотр областей своего княжества. Более подробных известий о стольниках мы не имеем, а потому и не можем ничего сказать о них. Но, судя по тому значению, какое стольники имели в последующее время, мы можем заключить, что они были самыми приближенными лицами к князю; они были чем-то вроде флигель-адъютантов; им поручалось предводительствовать войсками, управлять городами и вообще они имели самые разнообразные должности.
Дьяки. Об этой должности мы имеем только два летописных указания за настоящий период, из которых видно, что она давалась старшим дружинникам и имела как гражданские, так и военные обязанности. Первое из этих двух известий показывает, что гражданская должность дьяков была очень важная, именно они вели переговоры от имени князя с другими князьями, следовательно, были лицами очень приближенными к князю. В этом известии говорится, что в 1169 году Владимир Мстиславич, приехав в Киев оправдываться перед Мстиславом Изяславичем, послал к нему своего дьяка. Второе летописное известие о дьяках, встречаемое под 1213 годом, свидетельствует, что дьяки принимали участие в битвах. Это известие следующее: «И Дмитрови (киевский тысяцкий) бьющися под городом придоша нань угре и ляхове и побеже Дмитрий, тогда же и Василько дьяк застрелен бысть под городом». Этот характер военных и гражданских начальников дьяки удержали за собой и в последующие периоды: они и тогда участвовали в делах гражданских, придворных и военных; так, например, в 1559 г. московский дьяк Даниил Адашев водил войска Иоанна IV на крымцев. О должности дьяков в последующие периоды мы имеем много известий, из которых видно, что они были людьми близкими к князю и выбирались из лучших фамилий.
Вероятно, старшие дружинники имели в этот период и многие другие должности при князе, но мы не имеем о них более подробных известий. В заключение мы должны сказать, что старшие дружинники в первой половине второго периода назывались вообще боярами и мужами; посему под именем бояр в это время нужно подразумевать старших дружинников с их семействами всех вообще, а не чин, как это было впоследствии в московском периоде. Боярство было в то время родовым, как в наше время дворянство, но его можно было приобретать и личными заслугами, и притом не только для себя, но и для своего потомства. Устройство древнего русского общества имело ту особенность, что в нем не было замкнутых каст, хотя и были разные сословия, имевшие свои права и обязанности. Эти сословия не смешивались между собой, и члены их передавали беспрепятственно своему потомству свои сословные права и особенности, но в то же время не было запрещено для желающих переходить из одного сословия в другое; так, простой крестьянин, купец, попович и др. могли поступить в службу князя и службой у него достигнуть звания старшего дружинника, боярина и передать его своему потомству; точно так же и дружинник мог оставить службу у князя и поступить на службу церкви, принять духовный сан или сделаться земцем, если какая-либо община согласится принять его; земледелец свободно переходил в горожане, горожанин - в сельские общины и т.д.; вообще, повторяем, ни одно сословие не представляло больших преград для перехода в него из другого сословия, но напротив, каждое из сословий было доступно для желающих перейти в него.