Младшая дружина,
т.е. отроки, гридни, детские, пасынки и подобные им составляли отдельный класс от старшей дружины; они также были люди вольные и могли, смотря по службе и по распоряжению князя, поступать и в старшую дружину; но, будучи младшими дружинниками, не были думцами князя и исполняли только незначительные придворные должности.
Этот отдел княжеской дружины был очень многочислен; к нему причислялись все разряды вольных слуг государевых, состоявших, по тогдашнему обычаю, в одно и то же время при дворе и в войске. Младшая дружина резко отличалась от старшей и в законодательстве того времени, и в летописях, где первая постоянно называется молодью, детскими, дружиной отроков, молодшею дружиною. Впоследствии, в XIII столетии, младшая дружина получила другое общее название - слуг, и с этого времени заметно ее преобразование. Со второй половины второго периода младшие дружинники, продолжая по- прежнему называться слугами, получили в некоторых местах еще новое название «дворян». В первый раз младшая дружина названа слугами под 1217 годом при описании изменнического умерщвления шестерых рязанских князей Глебом и Константином Рязанскими, которые умертвили не одних князей - своих родных и двоюродных братьев, но вместе с ними «их бояры и слуги». Суздальский летописец говорит: «Ияко начаша пиши и веселитися и ту абие проклятый Глеб с братом вземше мечи своя начаста сещи преже князи тоже бояры и слуги их, много множество одинех князей шест, а прочих бояр и слуг без числа изби с своими слуги и с половцы ». Это описывает современник события, суздалец, а московский летописец XV столетия переводит по своим понятиям слово «слуги» словом «дворяне», - «прочих же бояр и дворян их без числа избиша». Новгородский летописец при описании того же события также называет княжеских слуг дворянами: «начаста сещи прежи князи и тоже бояр и дворян множество». Следовательно, дворяне в XV веке были тем же самым, что прежде называлось молодшей дружиной, а в XIII в. слугами. Главные отличия младшей дружины от старшей состояли в следующем: 1) младшая дружина не участвовала в княжеской думе и князья не объявляли ей о своих предприятиях и сношениях с другими князьями. Летопись под 1169 годом говорит, что когда старшая дружина говорила Владимиру Мстиславичу: «О себе ecu, княже, замыслил, а не едим по тобе, мы того не ведали. Владимир же рече, взрев на децски: “а се будут мои бояре”». Здесь детские не сетуют, что князь не объявлял им своей думы, а являются простыми исполнителями княжеской воли. Впрочем, бывали случаи, что князья иногда приглашали на свою думу и старшую и младшую дружину; так, под 1143 годом сказано: «Изяслав же (с братьями) созва бояры свое и всю дружину свою и начаша думати с ними». 2) Младшим дружинникам поручались низшие должности: военные, гражданские и придворные. О должностях младшей дружины мы имеем свидетельство в поучении Владимира Мономаха своим детям: «В дому своем, - говорит он, - не ленитеся. но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмеются приходящие к вам и дому вашему и обеду вашему». Здесь мы видим отроков, младших дружинников, служителями в княжеском доме, поварами и приставниками к домашним должностям. Далее продолжает он: «Куда же ходящие путем по своим землям, не дайте пакости деяти отрокам ни своим, ни чужим, ни в слех, ни в житех». Здесь отроки являются сопровождающими князя в его путешествиях по своим землям. Затем продолжает Мономах: «Еже было творити отроку моему, то сам есть творил дела на войне и на ловех... сам творил, что было надобе, весь наряд и в дому своем, то я творил есмь и ловчий наряд сам есмь держал, и в конюсех и о соколех и о ястребех». Здесь мы видим отроков и на войне, и на охоте, и в доме - ловчими, конюхами, сокольниками и ястребниками. В Русской Правде в числе младших дружинников встречаются мечники и гриди, а также сельские тиуны, мытники, т.е. сборщики мытных пошлин на торгах, мостах и перевозах. На мечниках, по свидетельству РусскойПравды, лежала обязанность заведовать тюрьмами, где содержались подсудимые по тяжбам о краже и разных обидах.
- Младшие дружинники, принимая участие в военных походах князей, обыкновенно составляли сторожевые полки его войска. По свидетельству летописей, младшими дружинниками иногда населяли целые города. Так, под 1159 годом Святослав Ольгович говорит Изяславу Давидовичу: «Виждь мое смирение, колико на ся поступах, взях Чернигов с семью город пустых, в них же седят псареве и половцы». Или в другом месте летописи, под 1179 годом упоминается о волостях, занятых седельниками княжескими. Вероятно, младшими же дружинниками были заняты города, пограничные со степями, и они же содержали разъезды в степях для наблюдения за кочевниками. Этот обычай был исконным в русской земле: еще Владимир построил несколько крепостей в Приднепровье для защиты от печенегов и других кочевников и поручил охрану их младшим дружинникам. Точно так же впоследствии московские государи построили целый ряд крепостей от Оки почти до Черного моря, в которых содержали младших дружинников. Последние поступали на службу не к одним князьям - и старшие дружинники имели также целые полки младшей дружины и содержали ее на свой счет. 5) Младшие дружинники отличались от старших по своим правам перед законом; так Русская Правда резко различает тех и других дружинников, назначая за убийство мужа, т.е. за старшего дружинника, 80 гривен, а за младшего только 40, наравне с земцем.
Младшая дружина имела одинаковое происхождение со старшей, т.е. состояла как из туземцев, поступивших на княжескую службу, так и из пришельцев из разных стран. Люди богатые или знаменитые по своему происхождению и своим подвигам, поступали в старшую дружину, а люди бедные и неизвестные - в младшую. Переход из младшей дружины в старшую был возможен или по особому расположению князя, или по особым заслугам и подвигам. Так, тот отрок, который при Владимире Святом победил на поединке печенежского воина, был сделан боярином с отцом своим. Другой пример того же находим в летописи: ясин Амбал, пришедший и поступивший на службу к Андрею Боголюбскому безвестным бедняком, впоследствии был любимцем князя и имел в своих руках весь княжеский двор и власть над всеми слугами.