Отношение дружины к князю.
По отношению к князю дружинники были не только воинами и слугами князя, но и советниками его. Так, в 946 г. Игорь советовался со своей дружиной - продолжать ли ему поход на греков или, взяв с них дань, предложенную императором, заключить мир.
«Игорь же дошед Дуная, созва дружину и нача думати, поведа имреч цареву» (Лавр. сп., стр. 23). Когда же дружина предпочла дань, продолжает летописец, «и послуша их Игорь и повеле печенегом воевати болгарскую землю; а сам взему греков злато и поволоки и на вся вой и взратися в спять, и прииде к Киеву во сво- яси». По требованию дружины ходил Игорь и на древлян, где и погиб. «В се же лето, - говорит Нестор (Лавр. сп., стр. 28), - рекоша дружина Игореви: “Отроци Свенелжи изоделися суть оружием и порты, а мы нази; пойди, княже, с нами в дань».То же значение советников имели дружинники при Святославе и Ярополке. Когда Цимисхий прислал Святославу дары, прося мира, то Святослав обсуждал этот вопрос с дружиной[95]. Сын Святослава, Ярополк, по совету дружинника Свенельда напал на своего брата Олега, князя древлянского[96]. Как дорожил князь мнением о себе дружинников, видно из того, что Святослав, несмотря на просьбы матери своей Ольги принять христианство, оставался язычником только из опасения, что принятие им чужой веры не понравится дружинникам[97]. Участие дружинников в делах князя засвидетельствовано официальными актами. Так, в договоре Олега с греками послы говорят: «Послани от Олега, великого князя Русского, и от всех, иже суть под рукою его, светлых бояр» (Лавр. сп., стр. 16). То же повторяется в договоре Игоря, где послы называют себя: «мы... послании от Игоря, великого князя Русскаго и от всякоя княжья и от всех людей Русская земли» (Лавр. сп., стр. 24). Здесь между посольскими именами даже отдельно обозначены послы от Игоря, от его жены, от сына и от знаменитейших дружинников, напр., Прасьтен от Турда, Либиар от Фаста, Сфандр от жены Улеба и др.
Даже Святославов договор с Цимисхием был заключен от имени Святослава и его старшего дружинника Свенельда[98]Все это показывает, что участие дружинников в управлении и в совете княжеском было официальное и составляло одно из важнейших прав дружины, так что о нем необходимо было упоминать в договорах с иностранными государями, и имя одного князя было как бы недостаточно для обеспечения договора. Кроме участия в совете княжеском, старшие дру жин- ники были предводителями войск, воеводами, которым князья иногда поручали вести войны с соседями и пользоваться выгодами от этих войн. Так, Свенельд был воеводой при Игоре, Ольге, Святославе и Ярополке; ему дано было поручение вести войну с уличами и тиверцами с тем, чтобы он набрал себе дружину и содержал ее на доходы от этой войны. При Владимире воеводой был один дружинник по прозванию Волчий Хвост, который покорил ему радимичей[99]. Само воспитание малолетних князей поручалось дружинникам, которые поэтому назывались кормильцами. Так, у Святослава воспитателем был Ас- мульд (Асмуд - Лавр. сп., стр. 28), у Владимира - Добрыня. Это обычай чисто скандинавский; там дружинники также были и воеводами, и кормильцами конунгов; например, при Гаральде Гарфагере был воеводой дружинник Гутторм, у Голфдана Черного кормильцем состоял дружинник Олфер Мудрый.
Кроме военной службы и участия в советах и управлении, дружинники вели от имени князя торговлю княжими товарами в чужих землях и отправляли посольства. В договоре Олега с греками упоминается, напр., о послах и гостях русского князя, приезжавших в Константинополь, и в числе условий договора говорится, чтобы греки выдавали послам посольское содержание, а гостям - гостиное[100]; а в договоре Игоря греки говорят: «А великий князь Русский и бояре его да посылают в Гре- ки к великим царем Греческим корабли, елико хотят, с послы и с гостьми, яко же им установлено есть» (Лавр. сп.,стр. 24). Этот обычай был также чисто скандинавский, где, как мы видели, к числу королевских служб, которые несли дружинники, принадлежала и торговля товарами конунга, и отправление посольств в чужие края.
Торговля составляла важнейшую часть доходов князя и была тем более необходима для него, что большая часть дани, получаемой им, состояла из произведений земли. Торговля по своей важности приравнивалась к войне. Указание на это находится в былинах, где говорится, что лучшие дружинники посылаются торговать. Даже в позднейшее время в московском государстве весь сибирский доход (соболиная казна) находился в руках бояр. Дружинникам же поручалось устройство колоний и городов, надзор за княжескими имениями, суд и расправа, одним словом, они исполняли все поручения князя. Однако, так как каждый дружинник служил по доброй воле, то ему нельзя было давать поручений, для него унизительных; иначе обиженный мог всегда оставить князя и увести с собой целую толпу своих воинов[101]. Пример этого мы видим в Аскольде и Дире. Они отпросились у Рюрика в Царь- град и увели с собой целую толпу воинов, с которыми и заняли Киев, встретившийся им на дороге.