Общественный строй
Общая характеристика периода, B рассматриваемый период в истории страны произошли крупные события, оказавшие непосредственное влияние на развитие государства и права. Территория России шачительно увеличилась, началось хозяйственное освоение новых земель.
B состав России вошли народы многих национальностей и исповеданий Гораздо интенсивнее, чем в предыдущий период развивались производительные силы Наиболее ярким выражением этого явился подъем крупного феодального землевладения, сопровождавшийся усилением эксплуатании крестьян, юридическим іакреплением их закрепощения, развитием промыслов, ремесленного производства с зачатками разделения труда. Логическим следствием этих процессов стало возникновение мануфактур Первые чугунолитейные мануфактуры появились в 1637 г в ТудеРазвитие производительных сид привело к складыванию прочных связей между отдельными регионами Стали возникать общероссийские торговые центры — ярмарки Широкое развитие получила внешняя горгоаля. Bce это вело к объединению разрозненных земель в единое экономическое целое, созданию единой экономической системы Государственно-политическое объединение дополнялось объединением экономическим.
B недрах феодального строя начинают пояаляться первые ростки капиталистических производственных отношений
Происходившие в рассматриваемый период изменения в общественном и государствен ном строе, в праве осущесталялись под знаком усиления централизации (конечно, это проявлялось в разной степени и разных формах в тех или иных сферах жизнедеятельности), подготавливая тем самым почву для утверждения абсолютизма.
Новые формы приобрели в эти голы противоречия внутри господствующего класса, обострилась классовая борьба, что выразилось в росге выступлений городских низов, крестьянских бунтов, восстаний.
Усложнение общественных отношений ПОТребОВІЫО совершенствования законодательства.
B рассматриваемый период бьіло принято значительное количество нормативно-правовых актов, особое место сред которых занимает Соборное уюжслие 1649 г.Класс феодалов. Он был неоднородным, однако теиденния к консолидации, проявившаяся в предшествующий период, продолжала развиваться Сохранялись следующие основные группы феодалов.
Бывшие уде іьные князья — они были наиболее последовательными противниками централизации.
Бояре и окольничьи поддерживали централизаторские начинания, но старались ограничить власть царя Боярской лумой Эти крупные феодалы стояли некоторое аремя обособленно. Ho постепенно в их среду стали проникать не стОль родовитые думные дворяне
Основную массу феодалов состааляли служилые люди, которые являлись социальной опорой царя. Они разделялись на дае большие группьг служилые люди по отечеству (те по происхождению) и служилые люди по прибору (т.е. по правительственному набору, независимо от происхождения).
B первую группу входили чины думные (бояре, окольничьи, думные дворяне), чины московские (столичные) — стольники, стряпчие, дворяне московские, жильиы, чиньі городовые (уездные) — дворяне, выборные, а также дети боярские дворовые и городовые. Эта категория служилых дюаей получала «государево жалованье» деньгами и землей
Ko второй группе относились стрельцы, пушкари, городовые казаки, позже — солдаты, рейтары, драгуны и др.
Какое-то время сохранялась возможность переходить из низшей группы в высшую, A из служидых людей по отечеству разрешалось переходить даже в тягловое сословие или в холопы (ішще всего K этому прибегали ддя того, *ггобы избежать службы) Указом 1642 г..
а затем и Соборным уложением 1649 г. для них переход в хОлОпы бьш запрешен.
Служилые люди по прибору плагили государственные налоги, несли различные повинности. B 1675 г. было запрещено переходіггь из этой категории в дети боярские. Запрещалось это делать и в отношении крестьян, посадских людей и холопов Служилые люди по прибору получали жалованье натурой и деньгами
B рассматриваемый период сохранялось местничество, когда занятие военной или гражданской должности зависечо нс от деловых качеств, а от родовитости кандидата Пагубность местничества особенно ярко и болезненно проявлялась во время войн.
Поэтому до окончательного отказа от местничества в 1682 г от него неоднократно отказывались на время военных действийЦарская аласть стремилась ослабить экономическое и политическое алияние крупных феодалов. B 1550 г. Иван Грозный конфисковал у бояр земли вокруг Москвы и отдал их 1000 дворян[9], которые и стали опорой паря. Из их среды вышли воена'юльники, государственные деятели. Впоследствии они составиди привилегированное московское дворянство. Поместье стало преобладающей формой землевлаяения. Дворянство быстро развивалось, увеличивалось численно, стало социальной опорой царской власти. Дворяне добивались уравнения своего правового статуса с боярским, статуса поместья и вотчины.
Процесс уравнивания статуса вотчины и поместья шел постепенно и занял несколько десятилетий. Он характеризовался, с одной стороны, поеледовательным сужением прав вотчинников, а с другой — расширением прав дворян-помешиков. B 1551 г. было запрещено продавать и передавать монастырям (на помин души) старинные вотчины без разрешения царя, позже такие же ограничения бьши введены и в отношении обмена, дачи в приданое, наследования вотчин За нарушение запретов грозила конфискапия земель в пользу царя
B 1556 г «Уложение о службе» установило равную для вотчинников и помещиков обязанность не только личного участия в военной службе, но и выстааления одинакового числа вооруженных людей в зависимости от размера земли
Появляется новая категория вотчин — нечто промежуточное с поместьем — так называемые выслуженные или жалованные вотчины.
C другой стороны, расширяются права помещиков, дворян Они по своему правовому положению все больше приближаются к вотчинникам. C l61Br был введен порялок, согласно которому поместья погибших на полс боя или пропавших без вести оставались во владении их жен и детей. Таким образом. Был еделан первый шаг к наследованию поместных земель. Кроме того, начвл допускаться обмен поместья на вотчину и перевод царским указом поместья в вотчину, разрешалось давать поместье в приданое.
Дворяне получили право покупки вотчинСоборное уложение 1649 г. фактически уравняло статус вотчин и поместий, а следовательно, правовое положение бояр и дворян Они становятся более или менее однородной массой Важно отметить, что не только однородной, но и замкнутой. B ряды дворянства становится очень трудно проникнуть представителям других социальных групп (крестьянам, городским жителям, церковным людям).
B это аремя четко формулируется одна из важнейших привилегий дворянства — монопо іьное владение землей Только купцам (гостям) разрешалось приобретать так называемые «порозжие» земли, да и то непременно с разрешения царя («по челобитным»)
Кроме того, дворяне наделяются и другими существенными привилегиями' освобождение Or податей, от некоторых повинностей. они пользовались особой зашитой уголовного закона («право- привилегия»), освобождались от телесных наказаний. B l640r им было предостаалено монопольное право занимать госулврственные должности (духовным, посадским людям и крестьянам запрещалось становиться чиновниками приказов).
Помешики и вотчинники получили широкие права в отношении своих крестьян. Они осущесталвли подицейско-административный надзор за ними. Соборное уложение 1649 г. закрепило за ними право вотчинной юстиции — они могли выносить приговоры по всем преступлениям, совершенным их крестьянами, за исключением наиболее тяжких (убийство, разбои, кражи).
Помешики несли ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей. Долги помещика могли оплачиваться иэ имущества крестьян. Более того, за долги помещика крестьянин мог быть постаален на правеж Помешики получили право вмешиваться в Брачно-семейные отношения крестьян.
Постепенно оформляется понятие пояланства. Феодалы потеряли прежнюю привилегию выбирать: служить или не служить царю. Служба царю начиналась с 15 лет и была пожизненной. Обязанность эта была наследственной. Из государевой службы нельзя было выйти, а отьезд на службу за границу не только был запрещен, но рассматривался как государственная измена.
Духовенство также принадлежало к феодалам B первой половине XVI в. шла борьба между государственной и церковной властью Чтобы ослабить влияние церкаи Иван IV, предпринял попытку изъять у нес земли. Без ведома царя церковь землей не наделялась. Конечно, отношения светской аласти с церковью в зтои сфере во многом зависели от обстоятельств субъективного свойства (кто был царем, а кто возглаалял церковь) После введения в l589r патриаршества позиции церкви еще более окрепли Ho дааление светских феодалов 6bLno настолько сильным, что Соборное уложение 1649 г зафиксировало требование к патриарху, митрополитам, монастырям вотчины «не покупати и в заклад не имати, и за собой не держати, и по душам в вечный поминок не имати».
Усиление светской власти проявилось и в том, что Соборным удожеиием преступления против церкви и религии были выделены в самостоятельную главу. Таким образом государство брало на себя уголовно-правовую защиту интереоов церкви. B 1650 г. был образован Монастырский приказ, который стал решать и финансово- экономические вопросы жизни церкви
Городское население (посадские люди). B нсго входили купцы (гости) Звание гостя давалось царем Гости получвли существенные привилегии, им, например, мог доверяться сбор налогов. Гости, как уже говорилось, могли покупать земли. Они так же, как и крупные феодалы, пользовались особой защитой закона. Так, в XVI в. бесчестье гостя предусматривало пеню в 50 руб., а боярского человека доброго — только в 5 руб
Гости и торговые люди гостиной и суконной сотен освобождались от тягла и других повинностей, пошлин на «питье», с огня и ТОПКИ, ОГ ПОСТОЯЛОЙ ПОДВОЛНОЙ ПОВИННОСТеЙ. проезжего мыта. MDC- ТОвЩПНЫ и т.д.
Основная масса горожан, а это были черные посадские дюди, несла городское тягло Налог выплачивался на основе круговой поруки: на каждого хозяина двора причиталась его доля. Сумма налога с города оставалась неизменной. Постоянными податями были прямая государственная нодагь, стрелецкая подать, ямские деньги, полоняночные деньги.
Часто вводились различные чрезвычайные сборы.B XVII в, по некоторым подсчетам, немногим более 10% городских жителей были «черными», т.е тягловыми городскими. Поэтому они ухолили (не всегда физически, а переходя в «заклал») в так называемые белые слободы, принадлежавшие аристократии и боярам, которые освобождались от налогов и повинностей Хотя с 1550 г. основываемые феодалами новые слободы в городах уже не получали ни податных, ни судебных льгот, прежние белые слободы для чернотяглепов сохраняли притягательную силу. Поскольку тягло в черных слободах оставалось неизменным, то доля на каждый двор возрастала по мере уменьшения населения. Поэтому в l6l9 г. Земский собор вынес решение вернуть в тягло ушедших в белые слободы (тех, кто «заложился за сильных людей»).
B |637 г. был учрежден сыскной приказдля понска и возвраше- ния в посад тяглых Ho это не могло решить проблемы B горолах начались бунты. Б |648 г. создание белых слобод было запрещено, а Соборное уложение упразднило белые слободы, вернув их в «государево тягло». Одноаременно оно закрепляло монопольное право посада на торгоалю и ремесло (исключение было сделано только для служилых людей в Москае). Уложение предписывало вернуть в посад acex его бывших жителей и впрель запрещало уходить из посада Таким образом, городские жители (за исключением знаги) оказалось прикрепленным к определенному посаду. C |658 г. наказание следовало лаже за переход из посада в посад.
Крестьяне. Как и раньше, онн делились на черных и частноала- дельческих Усиливается эксплуатания, ухудшается правовое положение часгноаладельческих крестьян. Размеры наделов постоянно уменьшаются. K 1570-м гг. они уменьшились адвое. Тяжелое налоговое бремя и не менее тяжелые повинности толкали крестьян на поиск лучшей доли. Переселяясь к новому помещику, крестьянин заключал с ним устный или письменный договор — «порадную грамоту», в которой определялись обязанности крестьянина, размер участка и усадебные постройки, полученные срок, на который тот «садился на землю». B грамотах также оговаривалось, в каком виде крестьянин будет платить натуральный оброк, отрабатывать барщину, нести тягло.
Ухудшилось положение старожильцев после плти лет проживания на одном месте они не могли утодіггь даже в Юрьев день.
Опричнина, природные катаклизмы, эпидемии, голод привели к массовому бегству крестьянства на окраины государства (к середине l580-x гг. в Московском уезде сохранилось только 14% обрабатываемой пашни, в некоторых новгородских пятинах насчитывалось до 90% заброшенньш веревень) Поэтому с 1580 г началась перепись земель, там, где она проводилась, царским указом вводились заповедные лета, т e запрет на выход крестьян, отмена Юрьева Дня. B 1597 г. были введены урочные лета, установившие пятилетний срок сыска беглых крестьян B 1607 г этот срок был увеличен до 15 лет. Однако помещики требовали бессрочного розыска. Такой порядок и был введен Соборным уложением 1649 г.[10] Это принято считать окончательным юридическим закреплением, оформлением крепостного права Феодал полностью получил «крепосгь® на личность крестьянина и его имушество
Сохранились холопы, но их число уменьшилось и статус изменился. постепенно приближаясь к правовому положению крестьян Холоп признается личносгью, получает имущесгвенные права, жизнь его охраняется законом, те он становится субьекточ права Кроме того, сокращается число источников охолопливания. Так, в 1638 г. был надожен запрет на переход верстанных служидых люлей в холопы, «чтоб на то смотря, иным неповадно было воровать, от государевы службы избегать» Из холопов бвіли возврашенві н дети боярские, служившие в солдатах и драгунах в годы Смоленской войны (указ 9 мая 1638 г.).
Далее, поступавший в услужение к господину холопом в старом понимании не сгановился Хотя новое состояние и называлось кабальным холопством, от холопства в чистом виде оно существенно отличалось. Кабальные холопы (кабальные люди) служили за долги или проценгы. Рады кабальных холопов пополнялись из вольных «гулящих» людей возрастом не менее 15 лет и из злостно уклонявшихся от службві детей боярских (со временем охолопливание этой категории жителей было запрещено) Нельзя было кабалить крестьян. Вольный мог сразу оформить на себя служилую кабалу, а мог некоторое время — до трех месянев — послужить бескабально, а затем хозяин оформлял кабалу Кабальному холопу выплачивалось жалованье — 3 руб.
Хотя Соборное уложение 1949 г закрепило и другие видьі холопства (полное, старинное, докладное, добровольное, «купленные люди» и др.), сколько-нибудь интенсивно развивалось лншь кабальное, которое, как мы видим, все больше сближалось с крестьянством Bce изложенное свидетельствует, что и крестьянство, так же как и феодалы, консолидируется, преврашаегся в монолитный класс.
5.1.