<<
>>

Г л а в a V. Права мужа над женой и отношения последней к первому.

Ограничение прав мужа над женой. Об обрядах сватовства и венчания, а также об отношениях жениха к невесте

а) Права мужа над женой

161. У всех горских племен, живущих на северной покатости Кавказского хребта, жены приобретаются не иначе как покупкой, т.

e. жених платит за невесту деньгами, головами разного скота, оружием и другими вещами.

162. Эта плата называется калымом, величина которого зависит не только от раз­личия состояний, но также и от того — девица или вдова невеста.

163. Калым князя больше калыма узденя первой степени, а этого последнего — больше узденей низших степеней; чагары платят более крестьян.

164. Крестьяне вовсе не платят калыма, но женятся по назначению своих господ, тоже на холопках.

165. За девицу платится калым больше, чем за вдову, соразмеряя эту плату также с тем сословием, к которому принадлежит жених.

166. Величина калыма также неодинакова у горских племен: у одних она больше, у других меньше.

167. У чеченцев и у кумыков, кроме калыма, жених делает своей невесте в день сговора еще особенный подарок, состоящий из шелкового головного платка и денег.

168. Так как жена приобретается покупкой, а потому она есть, так сказать, раба мужа и во всем должна повиноваться, быть покорной ему, как своему господину, и быть верной ему до смерти.

169. Жена должна работать на своего мужа не только все относящееся до его одежды и делать все черные домашние работы, но даже поить и кормить его сорат- ного товарища — коня.

170. Жена не смеет садиться в присутствии мужа, вмешиваться в разговор и есть вместе с ним при посторонних людях.

171. Ha основании того же обычая, что жена приобретается покупкой, по смерти своего мужа она обязана выходить замуж за одного из его братьев, если кто-нибудь из них этого пожелает, и только в таком случае освобождается от этого второго бра­ка, когда, имея детей, объявит желание посвятить себя их воспитанию.

172. Многоженство, дозволяемое Кораном, редко встречается между горцами, но не потому, чтобы это было противно их обычаям, а оттого, что они по бедности не могут платить калым за нескольких жен.

173. To же самое можно сказать о наложницах.

174. Несмотря на рабское состояние жен у обитателей северной покатости Кав­казского хребта, каждый муж считает для себя высшем оскорблением слышать дур­ной отзыв о своей жене.

175. Скорее он перенесет наносимую брань его отцу и матери и даже самому себе, чем дозволит оскорбить свою жену.

176. У некоторых горских племен, в особенности же у черкесов, или адыге, суще­ствует обычай, что муж должен избегать встречи с женой не только при посторон­них людях, но и при дневном свете. Этот обычай, как должно полагать, происходит не от каких-либо других причин, как из желания продлить любовь, которая тогда сильнее чувствуется и сохраняется, когда менее случаев к разочарованию, а при ред­ких свиданиях и эти случаи будут реже.

177. Ho таковой обычай относится существенно только до мужа и жены; девицы же и даже замужние женщины, в отсутствие своих мужей, могут участвовать во вся­кого рода забавах и удовольствиях.

178. To мнение, что между горцами все женитьбы совершаются так, что будущие супруги не видят и не знают друг друга, неосновательно. Достаточно одного свида­ния, чтобы девушка могла понравиться горцу по наружности, потому что они, как и все мусульмане, основываясь на Коране, в котором сказано, что «у женщин нет души», о внутренних их достоинствах не слишком-то заботятся. 06 уме своих жен заботятся еще менее, да и на что им ум, когда они не в состоянии блистать им при затворническом их образе жизни.

179. У чеченцев, сравнительно с прочими горскими племенами, более свободы как женам, так и девицам. Супруги не чуждаются друг друга, и жены разделяют со своими мужьями разного рода удовольствия.

180. Сверх того, у большей части тех обществ, в которых высший класс народа составляют князья, существует обычай, что князья в первый год после женитьбы, не живут со своими женами, но оставляют их у одного из своих узденей или чагар.

181. По прошествии же года князь перевозит свою жену в свой дом, платя тому узденю или чагару, у которого она проживала, крестьянина и крестьянку или сто баранов.

182. Кроме того, в пользу того же узденя или чагара остаются все лошади, на ко­торых княжеская жена и ее имущество были привезены к нему в дом.

b) Ограничение прав мужа над женой

183. Несмотря на таковое положение женщин между обывателями северной по­катости Кавказского хребта, которое вполне соответствует обществам необразован­ным и полудиким, где преимущественно физическая сила признается законным правом, нельзя сказать, что они не ограждались некоторыми обычаями от беспре­дельного самовластия мужчин.

184. Муж ни в каком случае не может свою жену ни продать, ни лишить жизни, даже и в том случае, если она окажет неверность. Это выполняется, впрочем, в пол­ной силе у одних только чеченцев.

185. У кумыков и некоторых других горских племен муж за неверность может убить свою жену, за что не подвергается кровомщению, если убежден B этом не по одним подозрениям, а представит в том ясные доказательства.

186. Имущество, принадлежащее жене, неприкосновенно, и без ее согласия муж не имеет права им распоряжаться.

187. Если бы муж вздумал принуждать свою жену к уступке принадлежащей ей собственности, то она может искать защиты у своих родственников.

188. Жена по собственному своему желанию может всегда развестись со своим мужем, но в таком случае она оставляет ему свой калым и все свое имущество.

189. Если же муж первый потребует развода, то он должен отпустить жену с ка­лымом и со всем ей принадлежащим.

с) 06 обрядах сватовства и венчания, а также об отношениях жениха к невесте

190. У горцев не существует ни обручения, ни венчания; даже та молитва, кото­рая по магометанскому закону должна быть совершена над вступающими в брак, не всегда и не везде читается.

191. Главный свадебный обряд, вроде нашего сговора, состоит в изъявлении ро­дителями или родственниками невесты согласия выдать ее замуж за известную плату, часть которой отдается во время самого сговора, а остальная после женитьбы.

192. Ha ту часть калыма, которая отдается женихом во время сговора, приготов­ляется для невесты приданое.

193. После сговора жених имеет право видеться тайно со своей невестой, но при посторонних людях приличие требует не только не говорить между собой, HO и не смотреть Друг на друга.

194. Жених имеет право во всякое время отказаться от своей невесты или дозво­лить ей, по просьбе ее собственной или родителей, выйти за другого.

195. Сама же невеста не может оставить своего жениха без его дозволения.

196. Иногда случается, что между сговором и женитьбой проходит несколько лет. Это происходит или оттого, что жених по бедности своей не в состоянии заплатить условленный калым, или потому, что, рассердившись на сговоренную с ним девуш­ку за ветреность ее или за что-нибудь другое, нарочно считает ее своей невестой, а между тем женится на другой.

197. Хотя как по адату, так и по шариату воспрещается похищать девицу против желания родителей или родственников, однако случается, что таковое похищение совершается, и если родители или родственники похищенной не согласятся на при­мирение с похитителем, с уплатой обыкновенно надлежащего калыма, то в таком случае между ними возникает вражда, как за кровную обиду.

<< | >>
Источник: Ф.И. Леонтович. Кавказ: Адаты горских народов. — Нальчик,2010. Вып. IV. — 384 с.. 2010

Еще по теме Г л а в a V. Права мужа над женой и отношения последней к первому.:

  1. Основные моменты в развитии гражданского права
  2. 1.3. Вопросы опекунства,  использование принципа дативности и  особые коллизий, возникающих в семейном праве России второй половины 19 века.
  3. 2.4. Особенности развития семейных отношений в народной среде  второй половины 19 века и влияние накопленного положительного опыта на правовую культуру семейных отношений последующих поколений.
  4. 2. Коррупция: понятия, формы проявления и факторы, способствующие ее росту. Субъекты коррупционных отношений
  5. 2.1. Брак, его требования и заключение
  6. § 1. Предмет «Основ римского гражданского права»
  7. 3. Личные и имущественные отношения между супругами Личные отношения между мужем и женой.
  8. §132. Юридические отношения супругов
  9. 2. Взаимодействие уголовного и семейного права в сфере имущественных отношений
  10. УЧИЛИСЬ МЫ В СИБИРИ, НАД ТОМЬЮ, НАД РЕКОЙ...
  11. Из двух первичных видов древнерусского холопства наиболее тесную историческую связь с крепостным правом на крестьян имело холопство кабальное
  12. ОПИСАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО БЫТА ЧЕЧЕНЦЕВ, C ОБЪЯСНЕНИЕМ АДАТНОГО ИХ ПРАВА И НОВОГО УПРАВЛЕНИЯ, ВВЕДЕННОГО ШАМИЛЕМ. 1843 ГОД1
  13. Г л а в a V. Права мужа над женой и отношения последней к первому.
  14. 8.11. Развитие права
  15. Глава девятая. Последние годы
  16. ИСТОРИЯ РИМСКОГО ПРАВа
  17. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ B АНГЛИИ (XVI — ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII BB.)
  18. 28. Регулирование брачных отношений
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -