СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ПСКОВА
В соответствии с производственными отношениями псковское общество распадалось на класс эксплоататоров — бояр, житьих людей, земцев, духовенство, купцов, с одной стороны, и на класс экоплоатируемых трудящихся — черных, или молодших, людей, смердов и холопов — с другой стороны.
Псковский летописец называет представителей господствующего класса «большими» людьми, а представителей трудящихся— «меньшими», или «молодшими».
Верхушкой господствующего класса во Пскове были крупные феодалы
— бояре. Им принадлежало основное богатство — земля с населяющими ее феодально-зависимыми крестьянами. Бояре руководили деятельностью веча, «господы», контролировали деятельность приглашенного князя и всех должностных лиц Пскова. Они организовали торгово-ремесленные предприятия и вели обширную внутреннюю и внешнюю торговлю. Бояре избирались на все наиболее значительные государственные должности — посадников, сотских, губских старост, воевод и др. Из бояр выбирались послы, направляемые в соседние государства. Бояре не платили каких-либо податей и те несли повинностей в пользу государства..
Средние феодалы назывались житьими людьми. Мелкие феодалы во Пскове носили название земцев. Они получали от Пскова земельные владения и за это обязаны были нести военную службу. Эти земли земцы не имели права продавать, закладывать или дарить. Землей они владели до тех пор, пока несли Пскову военную службу. Примером такого получения земельного владения является жалованная грамота Пскова Якову Г олутвиничу, относящаяся к началу XIV в. В ней указывается: «Се желуеса Яков Голутвияич с братом Прокопем и с детемь за пот и кровь селящем Пастухом, да рыбные ловли за Великою рекою на Великом озере на Ревицы Малой, да пожни и сеные покосы. Се желуеса селит на ставити да рыбу ловити неводом да мережи. А что селище за Ревицы Малой, туда Якову не
ходити. То воля господина Великого Пскова у святой Троицы на вече.
39
Послухи сему Борис посадник, да Петр збиручей, да Иван збиручей» .
Буржуазные ученые, занимавшиеся историей Пскова (Беляев, Никитский, Костомаров и др.), всячески стирались завуалировать привилегированное положение боярства. Эти исследователи пытались доказать, что бояре во Пскове не пользовались какими-либо преимуществами по сравнению с другими классами. Вече, по их мнению, ограничивало власть бояр, а псковские законы «явно склонялись в пользу мелкой поземельной собственности против крупной...»40.
Разумеется, эти положения не обоснованы и не находят каких-либо подтверждений в летописях и других памятниках Пскова.
Следующей группой господствующего класса было духовенство. Подобно боярству, оно владело вотчинами Население, зависимое от монастырей, соборов и приходских церквей, жестоко эксплоатировалось духовными феодалами. Кроме того, за счет верующих строились монастыри и церкви.
Духовенство пользовалось большим влиянием на вече. Духовные лица часто направлялись в соседние государства в качестве послов. Им поручалось хранение государственной казны. Духовенство освобождалось ог податей и повинностей.
Подобно купечеству, духовенство имело свое корпоративное устройство. Духовенство нескольких церквей объединялось при одной какой- либо церкви в так называемый собор. Духовенство собора избирало из своей среды двух церковных старост, управлявших делами своего собора.
Псковская церковь подчинялась новгородскому архиепископу, который управлял церковными делами Пскова через своего наместника. Это вызывало недовольство псковского духовенства, которое стремилось к известной самостоятельности. Это выразилось в том, что в 1469 г. духовенство Пскова избрало из своей среды двух старост для управления псковской церковью. Однако вследствие противодействия новгородского архиепископа и возражения московского митрополита этот порядок управления был упразднен.
Псковское духовенство располагало огромными богатствами и пользовалось известными привилегиями, что привлекало в его среду бояр и их детей.
Это облегчалось тем, что игуменские и священнические должности покупались и продавались. Обычно эти должности получали те, кто мог предложить самую большую сумму. Так устанавливалась тесная связь между светскими и церковными феодалами.Третьей эксшюататорской группой псковского общества было култечество. Купцы не только занимались торговлей, но и владели большими землями. Они объединялись в ряды, или купеческие общины (суконщики, кожевники, мясники и т. д.), имевшие свое корпоративное устройство. На своих собраниях купцы решали вопросы, касавшиеся жизни ряда. Текущими делами яедали избираемые купцами старосты. Последние рассматривали конфликты между членами своего ряда, хранили общественные суммы и представляли интересы своего ряда перед органами власти.
Купцы города Пскова, кроме того, имели свое купеческое вече, которое избирало двух старост. И функции были аналогичны функциям старост ряда.
И. Д. Беляев, исходя из теории «севернорусского народоправства» во Пскове, представлял дело так, что псковские купцы, пользуясь своей организованностью и выступая на вече вместе с черными людьми, играли основную роль на вече и поэтому занимали руководящее положение в обществе. Он полагал, что фактически первым классом общества было не боярство, а купечество. Бояре, по его мнению, были лишь простыми исполнителями воли веча.
Между тем анализ псковских памятников показывает, что боярство и купечество выступали единым фронтом на вече против черных людей, которые, в свою очередь, боролись против своих экшлоататоров — боярства и купечества. Что же касается псковского веча, то оно выносило решения, угодные и выгодные боярству и связанному с ним на почве эксплоатации народных масс купечеству.
К классу эксплоатируемых относились черные, или молодшие, люди, смерды, половники, или изорники, огородники, кочетники и, наконец, холопы.
К черным, или молодшим, людям относилась основная масса городского населения — мелкие ремесленники, мелкие торговцы и др. Они платили подати, несли повинности государству по строительству городских укреплений, церквей, строительству и ремонту дорог и мостов, а в военное время участвовали в ополчении.
Хотя черные люди и принимали участие в вече, но из их среды не могли быть избраны должностные лица.Черные люди объединялись в общины и на своих общинных собраниях избирали старост, ведавших делами общины.
Смерды составляли основную массу феодальнозависимого сельского населения Пскова Смерды — это крестьяне, имевшие свое собственное хозяйство. Они платили подати и выполняли различные повинности государству. С течением времени светские и духовные феодалы устанавливают свою власть над смердами и заставляют их выполнять в свою пользу различные повинности и платить подати сверх тех, которые были возложены на смердов государством.
Смерды объединялись в сельские общины и судились общегосударственным судом.
Псковская Судная Грамота совсем не упоминает о смердах, а говорит лишь о «еябрах». По мнению академика Б. Д. Грекова, Псковская Судная Грамота под термином «сябры» имеет в виду крестьян-общинников, поскольку сябры — это члены одной крестьянской общины41.
Второй категорией феодальнозависимого сельского населения являлись половники. Половники — это лишенные земли и средств производства крестьяне, получившие ссуду от феодалов и работавшие на земле последних. Они платили подати и несли различные повинности лишь в пользу своего феодала. Половниками они назывались потому, что за пользование землей должны были платить йсталу, т. е. половину дохода, полученного с земли. Половник мог жить на земле феодала до тех пор, пока это было угодно последнему.
Правовое положение половников было значительно хуже, чем смердов. Половник мог уйти от своего феодала, только рассчитавшись с ним полностью, и при том один раз в году, в установленный законом срок — Филиппьево заговенье (14 ноября по ст. стилю). Уход половника без погашения задолженности феодалу рассматривался как бегство. В этом случае, а также в случае смерти половника феодал имел права в погашение долга продать его имущество. Родственники умершего не имели прав на наследство.
Половники подлежали не общегосударственному суду, как смерды, а суду своих феодалов.
Половники делились на изорников, огородников и кочетников. Изорниками назывались половники, которые селились на земле феодалов и занимались земледелием. Огородниками — обрабатывающие огороды феодалов. Кочетники занимались рыболовством.
В связи с развитием феодализма холопство не получило большого распространения во Пскове. Хотя псковские летописи и другие документы упоминают о существовании холопов во Пскове, Псковская Судная Грл-мота ничего о них не говорит. Это объясняется тем, что в XIV—XV вв. холопство во Пскове уже стало изживаться, и холопы ко времени издания Судной Грамоты уже не играли какой-либо существенной роли в хозяйственной жизни Пскова.
В. И. Ленин, давая характеристику феодальному государству, говорил: «И здесь формы государства были разнообразны, и здесь мы имеем и монархию, и республику, хотя гораздо более слабо выраженную, но всегда
42
господствующими признавались только помещики-крепостники» .
К. Маркс называл Новгород великой русской республикой средневековья. Псков, подобно Новгороду, по форме правления также был русской республикой средневековья. Политический строй Пскова имел очень много общих черт с новгородским, хотя, конечно, имелись и некоторые различия. Как и Новгород, Псковская республика была аристократической республикой. Власть в стране осуществлял господствующий класс феодалов посредством таких органов, как Совет господ, должностных лиц — посадников и т. д.
«Когда государство было монархическое — признавалась власть одного; когда оно было республиканское — признавалось более или менее участие выборных от помещичьего общества,— это в обществе крепостниче-
43
ском»43.
Все категории феодальнозависимого седьмого населения Пскова — смерды, изорники, огородники и кочетники, а также городская беднота и хочопы, не имели каких-либо политических прав. «Крепостные крестьяне в области всяких политических прав были исключены абсолютно»44.
Однако буржуазные ученые пытались доказать, что Псковская республика, в отличие от Новгорода, была не аристократической, а демократической республикой И.
Д. Беляев писал: «...власть постепенно сосредоточивалась в вече, на котором были равны и бояре, и купцы, и черные люди»45. Но Псковская летопись и другие документы опровергают это утверждение. Боярам принадлежало основное богатство того времени — земля с проживавшими на ней крепостными крестьянами. Высшие должности в государстве занимали исключительно бояре и купцы. Они осуществляли управление в интересах господствующего класса. Вече выносило решения, угодные и выгодные господствующему классу. Вот почему черные или молодшие, люди и смерды не раз восставали против своих угнетателей, пытаясь сбросить их господство или заставить их выполнить требования акошщатируемых масс.Совет господ или «Оснода»
Есть основания считать, что Совет господ носил также название Малого веча. Он состоял из двух посадников, избранных вечем, так называемых «степенных» посадников и всех бывших посадников. Совет господ являлся высшим государственным органом власти. Он руководил деятельностью веча, а также посадниками, и другими должностными лицами и решал все важнейшие вопросы государственного управления. Всякий вопрос, выносившийся на обсуждение веча, предварительно обсуждался в Совете господ. Вече в большинстве случаев созывалось также по его указанию. Совет господ заседал в сенях Троицкого собора. Для созыва членов Совета господ на заседания звонили в малый, или меньший, вечевой колокол, называвшийся Корсунским веч ником.
Посадники
Высшими должностными лицами Пскова были посадники. Не желая сосредоточения власти в руках одного посадника, бояре установили порядок, при котором вече избирало двух посадников, называвшихся «степенными» в отличие от бывших посадников, называвшихся «старыми». В одной из своих последних работ46 проф. Б. Б. Кафенгауз выдвинул иную точку зрения. Он пришел к выводу, что вече избирало из числа бояр членов Совета господ, которые назывались посадниками. В свою очередь, посадники из своей среды избирали двух посадников, называвшихся степенными, которые и являлись
47
высшими должностными лицами Пскова47. Под «старыми» посадниками проф. Б. Б. Кафенгауз понимает не бывших степенных посадников, а степенных посадников, продолжающих необычно долго занимать эту
48
должность, старших по положению или по рангу . Однако эта точка зрения проф. Кафенгауза нуждается в дальнейшей разработке и уточнении.
Как об этом свидетельствуют летописи, посадники избирались на короткий срок — на один или дева года. Как правило, посадниками были представители знатнейших боярских родав. Посадники руководили заседаниями Совета и собраниями веча. Оии ставили на обсуждение веча вопросы, связанные с принятием новых законов или отменой старых. Об этой функции посадников свидетельствует ст. 108 Грамоты: «А которой строке пошлинной грамоты нет, и посадником доложить господина Пскова на вечи, да тая строка написать. А которая строка в сей грамоте нелюба будет господину Пскову, ино та строка волно выписать вонь из грамот».
Посадники направляли и контролировали деятельность всех должностных лиц во Пскове. Они вместе с князем ведали вопросом суда и управления. Во время войны они выступали в поход вместе с князем, а иногда возглавляли псковское войско самостоятельно. Посадники были обязаны следить за возведением новых укреплений и поддержанием в порядке старых.
Они ведали дипломатическими сношениями с другими государствами. В договорной грамоте Пскова с Ливонским орденом о десятилетнем мире (1417) написано: «Нас послали наши власти, посадник псковский и весь Псков...»49.
Грамога Пскова московскому царю Ивану Васильевичу, относящаяся к 1477 г., начинается словами: «Господину Государю великому князю Ивану Васильевичю, царю всея Руси, посадники псковской степенный и старые посадники, и сынове посадничьи, и бояре, и купцы, и житьи люди, весь Псков, отчина ваша, своим государем, великим князем русским и царем, челом бьем»50.
Имя степенного посадника обычно указывалось в государственных актах, ib частности, в жалованных грамотах. В жалованной грамоте, выданной Псковом в начале XIV в. Якову Голутвиничу с братом и детьми на селище Пастух и рыбные ловли на Великом озере, указывается: «То воля господина Великого Пскова у святой Троицы на вече. Послухи сему Борис посадник...»51.
Князь
Князь во Пскове играл ту же роль, что и князь в Новгороде. Нуждаясь в военных специалистах для защиты страны, Псков приглашал князей, чаще всего русских, а в XV в. исключительно из Москвы. Вопрос о приглашении того или иного инязя по рекомендации Совета господ решался вечем. Князь должен был принести на вече присягу судить по праву и не нарушать псковских законов и обычаев.
Важнейшей функцией князя была защита Пскпвя от нападений извне. Во время походов он командовал не только своей дружиной, но и псковской ратью. Однако в поход князь выступал не один, а вместе с посадниками, которые контролировали его деятельность и без ведома которых он не мог принимать «никаких решений. Он также наблюдал за возведением оборонительных укреплений вокруг городов.
Второй функцией князя был суд. Но и суд князь творил вместе с посадниками. Князю принадлежал суд не по всем делам, а лишь по определенным категориям дел. Так, он рассматривал дела об убийстве, кражах, опорах о поземельном владении и беглых половниках, присутствовал при судебных поединках и т. д. Судебные пошлины являлись важнейшим источником доходов князя.
Князь имел право держать своих наместников сначала в семи, а позже и во всех двенадцати пригородах Пскова. Княжеские наместники также творили суд и получали в свою пользу судебные пошлины.
К числу других функций князя относились: участие в вече, разработка вместе с посадниками и обсуждение на вече договоров с другими государствами, прием на вече иноземных послов. Кроме того, князья иногда направлялись в качестве послов в соседние страны для переговоров и урегулирования пограничных споров.
Князь во Пскове, как и в Новгороде, не имел права приобретать в собственность землю.
Княжение прекращалось вследствие сложения князем своих полномочий или когда псковское вече «указывало ему путь», или, другими словами, изгоняло ero.
Вече
Вече состояло из бояр, духовенства, купцов, житьих людей и черных, или молодших, людей, объединявшихся в сотни. Что же касается черных, или молодших, людей, а также городской бедноты — поденщиков, чернорабочих, грузчиков и т. д., не имевших собственности в городе и не входивших в сотни, то они не могли присутствовать на вече. Феодально зависимые крестьяне и жители псковских пригородов также не имели права принимать участие в вече. Наиболее эксплуатируемая и бесправная группа населения — холопы — была лишена права участвовать в вече.
Таким образом, вече состояло из представителей господствующего класса — феодалов и купцов — и зависимых от них мелких купцов и ремесленников. Такой состав веча обеспечивал господствующему классу руководящую роль при решении вопросов, стоявших на повестке дня веча. Поэтому попытки буржуазных ученых изобразить псковское вече как сугубо демократическое учреждение, где «все равны», не выдерживает никакой критики. Вече руководилось и направлялось верхушкой господствующего класса — Советом господ — и поэтому вече принимало решения, соответствующие интересам господствующего класса.
Хотя вече считалось формально высшим органом власти, фактически высшим органом власти являлся Совет господ, который предварительно решал все вопросы и выносил их лишь на утверждение веча.
Вечу принадлежали самые разнообразные функции. Так, оно избирало и смещало всех высших должностных лиц, утверждало новые законы и отменяло старые, объявляло войну и заключало мир, принимало послов других стран, определяло поборы с населения, раскладывало подати и повинности, принимало решения о постройке городских укреплений, мостов, церквей, устанавливало меры, веса и деньги.
Вече судило высших должностных лиц, а также рассматривало наиболее важные уголовные и гражданские дела.
Собиралось вече по звону большого вечевого колокола на площади Троицкого собора. Созыв веча и руководство его работой принадлежали степенным посадникам.
В притворе Троицкого собора находилась вечевая канцелярия и архив, которыми заведывали вечевые дьяки. Вече имело свою печать, которая прикладывалась к чокументам, утвержденным вечем.
Г ородские и местные органы власти
В административном отношении город Псков делился на шесть концов, или районов. Каждый конец управлялся кончанским вечем с выборными кончанскими старостами во главе.
По концам производилась раскладка податей и повинностей. Каждый конец должен был вооружить на свой счет определенное количество войск, а также строить и поддерживать в порядке городские стены. Каждый конец имел в своем распоряжении денежные средства. Представители концов участвовали при заключении договоров с соседними государствами. При посылке Псковом послов за границу вместе с посадниками в посольствах участвовали представители концов. Концы, в свою очередь, делились на улицы. Члены уличной общины (суссди) управлялись уличанским вечем с уличанским старостой во главе. Уличанские старосты распоряжались денежными средствами уличной общины, вели книги со списками уличан.
Вся остальная территория Псковского государства, кроме самого города Пскова, делилась на пригороды, т. е. города, игравшие роль опорных военных укреплений, с прилегающими к ним волостями. Всего во Пскове насчитывалось двенадцать пригородов. Они управлялись так же, как и город Псков, т. е. с помощью веча и выборных должностных лиц — пригородских посадников и старост. Однако псковское вече могло назначать в пригороды и своих посадников, воевод и других должностных лиц. Кроме того, псковские князья имели право держать своих наместников сначала в семи, а с 1467 г. — во всех двенадцати пригородах.
В административном отношении пригороды подчинялись кончанским органам власти — вечу и старостам.
К каждому концу прикреплялось по два пригорода.
Пограничная территория Пскова делилась на так называемые губы, или округа, которые в свою очередь делились на волости. Во главе губы стояли губские старосты, избиравшиеся местным населением из числа бояр. Г убские старосты ведали вопросами управления губы, а также творили суд.
Низшей административно-территориальной единицей Псковского государства были волости, делившиеся на несколько сел и деревень. Во главе волости стоял избираемый местным населением староста, власть которого распространялась только на черные деревни, крестьяне которых платили подати и несли повинности в пользу Пскова. Крестьяне сел и деревень, принадлежавших боярам, купцам или монастырям, были изъяты из ведения волостных властей. Управление этими селами и деревнями и судопроизводство в них находились в ведении их владельцев, за исключением наиболее важных дел, подсудных общему суду.