СУД И ПРОЦЕСС
Судоустройство
Судебные функции во Пскове выполняли следующи учреждения: вече; князь совместно с посадниками и сотниками; городские судьи; наместники князя и посадник пригородов; старосты волостей и пригородов; псковский наместник новгородского архиепископа; братчина.
Вече
Как высший орган Псковского государства вече могло непосредственно осуществлять судебные функции. По этому Судная Грамота запрещала князю посаднику производить суд на вече. Принимать решения по делам рассматриваемым на вече, могло только само вече. Однако вече рассматривало лишь наиболее важные деле, например, дела о преступлениях высших должностные лиц, дела о поджоге и т. д. Псковская летопись зафиксировала несколько случаев подобного рода дел.
Под 1314 г. имеется следующая запись: «А в Пльскове почали бяху грабити недобрии люди села и дворы в городе, и клети на городе, и избиша их пльсковичи с 50 человек»86.
Под 1484 г. летописец записал: «Того же лета смердов посадиша на крепость в погребе; а посадников и. заповеди закливдша, что грамоту новую списали и в ларь вложили на сеиях со князем Ярославом, а Псков тоге не ведает. Того же лета посадника убиша Гаврила, месяца июня в 13; а убиша его всем Псковом на вечи»87.
Под 1496 г. записано: «Загорелося на Крому... а зажег Чюхно закрадчися.. и... изымаша его на Крому и сожгоша его огнем»88.
Суд князя и посадника
Постоянно действующим судебным учреждением в Пскове был суд князя совместно с посадниками и сотскими.
Княжеский суд рассматривал лишь определенные категории дел: убийство, разбой, грабеж, наход, кражу, побои, а также дела о поземельном владении и беглых изорниках.
В соответствии со ст. 4 княжеский суд должен был заседать «оу конязя на сенех», т. е. в княжеских палатах.
За выполнение судебных функций князь и посадники получали продажу в размере, указанном в законе. Грамота предписывала, чтобы князь и посадники судили на основании законов и не брали взяток.
Однако она не предусматривала санкции за неправедный суд. В ней говорилось лишь: «...а не въ судят в правду, ино Бог буди им судна на втором пришествии Христове» (ст. 4).Вновь избранный посадник должен был присягнуть на вече в том «...что ему судит право по крестному целованию, а городскими кунами не корыставатися, а судом не метится ни и а шгож, а судом не отчитись, а пря- ваго не погубит, а виноватаго не жаловати; а без исправы человека не погубити, ни на суду на вечи» (ст. 3).
В случае избрания нового посадника старый посадник должен был закончить рассмотрение всех начатых им судебных дел. Новый посадник не имел, права изменять вынесенные старым посадником судебные решения (ст. 6).
Посадникам, как и другим должностным лицам, запрещалось выступать на суде в качестве поверенного другого лица Они могли вести только собственные судебные дела, а также дела по имуществу той церкви, в которой они состояли церковными старостами (ст. ст. 68, 69 и 71).
Судная Грамота предписывала князю и посаднику не рассматривать дела, подсудные псковскому наместнику Новгородского архиепископа. В свою очередь последний не должен был рассматривать дела, подсудные княжескому суду (ст. 2).
Псковские судьи
Псковским судьям были подсудны мелкие уголовные дела, а также все гражданские дела, кроме споров о землевладении. Судьи избирались на вече из среды знатных боярских фамилий. Подобного рода суды были не только в самом городе Пскове, но и во всех пригородах и волостях Псковского государства.
В ст. 77 Судная Грамота обязывала псковских судей «судити право по крестному целованью», в противном случае «ино суди им Бог в страшный день втораго пришествиа Христова».
Суд княжеских начестяиков и посадников в пригородах
13 псковских пригородах дела, подсудные княжескому суду, рассматривались княжескими наместниками вместе с посадниками пригородов.
Судебные функции, аналогичные функциям псковских судей, в пригородах и волостях выполняли старосты пригородов и волостей. Господствующий клас мог вполне доверять судебные функции старостам, так как даже по свидетельству дореволюционных историков права (И.
Д. Беляев и др.) старосты избирались лишь из числа бояр.Суд псковского наместника новгородского архиепископа
Церковь во Пскове не была самостоятельной она подчинялась новгородском архиепископу. Правда, псковское духовенство пыталось выйти из подчинения архиепископа путем создания независимой от последнего епископской кафедры с непосредственным подчинением ее московскому митрополиту. Но эта попытка не удалась.
Как и в других феодальных государствах средневековья, право суда над духовенством, а также над феодальнозависимым населением, проживавшим на землях монастырей и церквей, принадлежало новгородскому архиепископу. Последний имел во Пскове своего наместника, который непосредственно и осуществлял судебные функции в отношении указанных выше лиц.
Псковская Грамота подчеркивала, что дела, в которых сторонами выступали поп, дьякон, просвирня, монах и монахиня, подсудны только суду наместника новгородского архиепископа. Поэтому ни князь, ни посадник, ни городские судьи не имели права рассматривать подобного рода дела. В свою очередь наместник архиепископа также не должен был принимать к производству дела, подлежащие рассмотрению светского суда. Однако могли быть судебные споры, в которых одной стороной выступало лицо, подсудное церкви, а другой стороной — лицо, подсудное светскому суду. В этом случае, указывается в ст. 109, «то судити князю и посаднику с владычним наместником вопчи, також и судиам», т. e. совместно. Несомненно, что продажа в данном случае делилась между светским и церковным судом поровну.
Суд братчины
Судебные функции, помимо указанных выше органов, могла осуществлять также братчина. В ст. 113 говорилось: «А братыцина судить, как судьи». Братчина — это группа соседей, объединявшихся между собою с целью организации в складчину общественных пирушек. Несомнение, что братчины следует рассматривать как пережиток родоплеменных отношений. Братчина являлась оформленной организацией. Участники братчины («пивцы») избирали из своей среды «пирового» старосту, который и являлся организатором увеселений.
Так как вс время этих пиров нередки были случаи оскорблений, драк и т. д., Судная Грамота предоставляла право самой братчине рассматривать подобного рода дела. Что же касается более тяжких преступлений, совершенных на пиру, как убийство, разбой и т. д., то несомненно, что такого рода дела подлежали суду князя и наместника.При суде князя и посадника состояли следующие лица: дьяк княжеский и городской, княжеские слуги и подвойские или городские приставы, княжеские писцы и подвергший.
Из этих должностных лиц, состоявших при суде, наибольшее значение имели дьяки — княжеский и городской. Они ведали канцелярией суда. Кроме того, они докладывали князю и посаднику дела и составляли судебные решения. Дьяков было двое. Первый, княжеский, дьяк являлся представителем князя, другой, городской, — Псковского государства.
Судная Грамота устанавливала в ст. 79, что в случае представления сторонами на суде грамот на спорный участок земли или рыбную ловлю грамоту одной стороны зачитывал княжеский дьяк, а грамоту другой стороны — городской дьяк. Грамоты, присланные из пригородов, согласно этой статье должен читать только городской дьяк. Последнее обстоятельство, несомненно, объяснялось стремлением господствующего класса Пскова решать такие важнейшие дела, как споры о владении землей, с участием городского дьяка, мнение которого имело большое значение при разрешении этого спора князем и посадником. Князь и его окружение не имели права владеть землей во Пскове.
Важную роль играли в суде также и писцы. Судная Грамота в ст. ст. 50, 82 и 83 упоминает лишь о княжеских писцах. Была установлена определенная такса за пользование их услугами. Так, а написание правой грамоты по земельному спору в пользу писца взыскивалось пять денег; за получение письменного разрешения на поездку за границу, а также за приложение печати к документу уплачивалось по одной деньге.
Если княжеский писец требовал уплаты пошлины свыше установленной законом по ст. ст. 50 и 82, сторонал: разрешалось обойтись без его услуг, написав документ с помощью другого лица, а князь должен был приложить свою печать.
В случае отказа князя печать могла быть приложена в архиве Троицкого собора, что не считалось нарушением прав князяФункции судебных исполнителей выполняли подвои-ские или пристава, являвшиеся представителями Псковского государства, и княжеские слуги, представлявшие интересы князя.
Согласно ст. 81, городские пристава и княжеские слуги должны были производить обыск или вызывать в суд свидетелей совместно, а полученные при этом прогоны делить пополам.
Пристава и княжеские слуги при суде обычно выполняли следующие функции вызывали стороны и свидетелей в суд, производили обыски и выемки, налагали оковы на обвиняемых, участвовали при размежевании границ спорных земельных участков, присутствовали при продаже помещиками имущества изорников, приводили в исполнение судебные решения и т. д.
Приезд пристава с целью производства обыска в дом какого-либо псковитянина был настоящим бедствием для последнего. Это видно, в частности, из ст. 98 «А которой человек с приставом приедет на двор татя имать, и татбы искать, или длъжника имать, а жонка в то время детя выверже, да пристава оучнет головшинной окладати, или исца, ино в том голоешины нет».
За порядком в помещении суда следили так называемые «подверники» или привратники, о которых упоминается в ст. ст. 58 и 59.
Подверников, как и других должностных лиц, при суде было двое: один являлся представителем Пскова, другой представлял интересы князя. Перед вступлением в должность они приносили присягу в том, «што праваго не погубити, а виноватаго не оправити». С каждого дела, которое рассматривалось в суде, подверники получали по 2 деньги на двоих. Обязанность подверников заключалась в том, чтобы в судебницу никого не пропускать, кроме истца и ответчика. Исключения допускались для женщин, малолетних, монахов, монахинь, престарелых и глухих, за которых разрешалось выступать на суде пособнику. Если какое-либо лицо насильно пыталось проникнуть в судебницу, ударив при этом подверника, виновного в таком поступке заключали в колодки и брали с него рубль продажи в пользу князя и 10 денег в пользу подверника.
Произвол приставов и отсутствие гласности на суде давали возможность господствующему классу феодалов беспощадно расправляться с угнетенными массами.Процесс
Процесс во Пскове носил состязательный (обвинительный) характер. Стороны, выступавшие на суде, назывались «сутяжниками».
Ярким примером порядка судопроизводства по земельным спорам служит Правая грамота псковского князя Ярослава Васильевича и псковских посадников Снетогорскому монастырю на шестую часть реки Перервы, спорную с Козмодемьянским монастырем, от 1 1 июня 1483 г: «Перед господином псковским Ярославом Васильевичем, и перед посадники степенными, перед Левонтием Тимофеевичем, и перед Степаном Максимовичем, и перед соцкими на сенех, стоя на суде, игумен Тарасеи Богородицкои Снетные горы и все старцы Снетогорские с Юрьем соцким, с старостою сь Егорьевским, да с Ортемом и с Ыльею, со всеми их сябры, и с ыгуменом с Лаврентием Кузмодемьянским з Гремячие горы и со всеми старцы Кузмодемьянскими, а ркучи тако игумен Тарасеи и все старцы Снетогорские господин князь, и посадники, и соцкие, тому, господине, Юрью сотцкому, старосте Егорьевскому, и Ортему, и Ильи, и всем их сябром, игумену Лаврентию Кузмодемьянскому и всем стар-цом Кузмодемьянским пять частей в Перерве реки, а нам, господине, шестая часть в Перерве реки, проезду деля, и нынечя, господине, Юрьи, и Ортем, и Илья, и вся сябры их, игумен Лаврентей и старцы Кузмодемьянские нас шестой части в Перерве реки лишают, а проезду нам не дадут, а у нас, господине, в той Перерве реки на шестую часть грамоты купчие. Да и положили грамоты купчие перед осподою. И господин князь псковской Ярослав Васильевичъ, и посадники, и сотцкие, прочет перед собою обои грамоты, и дали грамоты Климяты сотцкому, да послали княжого боярина Михаила Чета да и Климета Семеновича сотцкого тое воды в Перерве реке досмотреи. И княжой боярин Михаило да Климета сот-цкои тое воды досмотрели, да и на луб выписали, и перед осподою положыли, да и велись по лубу. И князь псковской Ярослав Васильевич, и посадники степенные ч сотцкие вопросили обоих с обою сторон снимаете ль с межников межничьства. И обои исцы тако ркли сни чаем, господине. И господин князь, и посадники, и сети, кие вспросили игумена Тарасья и старцов Снетогорских есть ли у вас стариков хто, кому то ведомо, что вам в Перерве реке шестая часть, проезда деля. И игумен Тарасеи и старцы Снетогорские воименовали старика Терентия Кудатова тому ведомо, что нам шестая часть есть, проезду деля, в Перерве реки, на того и послачися. Юрьи, да Ортем, да Илья, и все сябры их, и игумен Лаврентей и старцы Кузмодемьянские того же старика воименовали Терентия Кудатова. И послались обои (ис)цы на одного старика. И господин князь псковской, и посадники, и сотцкие велели перед собою поставити Теоентея Кудатова. И терентеи, став перед осподою, тако рек в той, господине, Перерви реки Юрью, и Ортему, да Ильи и всем сябром их, и игумену Лаврентию Кузмо- демьянскому и старцом пять частей, а игумену Тарасью
Богородицкому и старцом Снетогорскам в Перерве реки шестая часть, проезда деля; то мне, господине, ведомо. И ото тому князь псковский
78
Ярослав Васильевич, и посадники степенные Левонтеи Тимофеевич и Степан Максимович, и сотцкие игумена Тарасья Богородицкого и всех старцов Снетогорских в шестой части в Перерве реки у проезду о правихом; а Юрья сотцкого, старосту егорьевского, и Ортема, да Илью, и всех сябров, игумена Лаврентия и старцов Кузмодемьянских з Г ремячеи горы повинихом; и дахом игумену Тарасию Богородицкому и всем сгарцом Снетные горы грамоту правую, по псковской пошлины, в Перерве реки на шестую часть на проезд»89.
По ряду важнейших дел, например, о государственной измене («перевет»), краже в Крому, поджоге и проч., применялись уже принципы следственного инквизиционного процесса. Наличие во Пскове такого процесса зафиксировано в Псковской летописи под 1509 г.: «Поймали пономаря троицкого Ивана, а он из ларев денги имал да в той гибели доспел 400 рублев, и псковичи его на вечи казнили кнутьем, и он сказался, и псковичи посадили его на крепость, да того же лета... на Великой реке огнем сожгли его»90.
Применение следственного процесса к отдельным категориям дел объясняется обострением классовой борьбы во Пскове и невозможностью для господствующего класса удержать в своих руках власть старыми методами судебной расправы.
Как и Русская Правда, Судная Грамота знала особый вид отношений сторон до суда, так называемый свод. Своду в Судной Грамоте посвящена ст. 54. По этой статье ответчик, у которого истец обнаружил свою пропавшую вещь, должен был привести на суд человека, у которого он купил спорную вещь. По установлению факта купли продавец отвечал по суду перед истцом, а первый ответчик, купивший вещь, являлся поручителем второго ответчика. До каких пор мог продолжаться своц, Судная Грамота не указывает.
Русская Правда не знала института судебного представительства. В Псковской же Грамоте судебному представительству посвящено несколько статей (58, 68—72) . Согласно ст. 58 женщины, малолетние, монахи, монахини, престарелые и глухие имели право приглашать для защиты своих интересов на суде «пособников», т. е. поверенных. Пособнику запрещалось в один и тот же день выступать на суде по двум делам (ст. 71).
По Судной Грамоте вызов ответчика в суд производился через приставов. За выполнение этой обязанности пристав получал с истца прогоны из расчета по одной деньге за каждые десять верст (ст. 64).
Пристав вызывал ответчика на церковную площадь, где и оглашал повестку о вызове последнего в суд. Если ответчик не являлся на церковную площадь, приставу надлежало огласить повестку в присутствии священника.
В случае неявки ответчика суд по истечении пятидневного срока выдавал истцу и приставу грамоту о доставке ответчика на суд силой (ст. 25) .
При доставке ответчика в суд истец не имел права применять физические меры воздействия. Ответчик в свою очередь не должен был отбиваться при задержании. Ответчик, убивший истца, привлекался к ответственности как убийца (ст. 26). Пристав имел право заковать ответчика в оковы.
Подобный порядок вызова ответчика в суд был установлен по наиболее важным уголовным делам (убийство, разбой, грабеж и другие). По мелким уголовным преступлениям и по гражданским делам неявка ответчика в суд влекла за собой обвинение в указанном преступлении или проигрыш дела при имущественных спорах (ст. 82).
Судная Грамота, защищая интересы собственников, требовала, чтобы истец до решения суда не брал самовольно имущество ответчика в обеспечение своего иска. В противном случае истец подлежал привлечению к ответственности за грабеж (ст. 67).
Истец, предъявивший иск к ответчику по такого рода делам, как требование о возвращении денег, передачных ответчику для ведения торговли, долга под поручительство, имущества, отданного на хранение, займа и по делам о наследстве, должен был точно указать цену иска, в противном случае он терял иск (ст. 45).
Виды доказательств
Псковская Судная Грамота упоминает следующие виды доказательств: собственное признание, свидетельские показания («суседи», «сторонние люди»), послушество («послухи»), письменные документы (грамоты, записи, рядницы, доски), поличное, присяга («рота»), судебный поединок и «закличь».
В отличие от Русской Правды Судная Грамота не упоминает о таком виде доказательств, как жребий, о котором говорится в статье Русской Правды «о муже кроваве».
Собственное признание
Судная Грамота указывает такой вид доказательства, в отличие от Русской Правды, которая еще не упоминает о собственном признании. В ст. 94 говорится «А которой вятший брат с меншим братом жиоучи в одном хлебе с вятшим братом, а скажут долгу отцово, а на отца записи не будет, ино вячьшему брату правда дать, да заплатит опчим животом, да остатком делится».
Таким образом, старший брат приводился к присяге, и если он признавал этот долг, то уплачивал его из общего имущества.
Свидетельские показания
Судная Грамота различает две категории свидетелей-ксуседей», т. е. тех, кто проживал в непосредственной близости к истцу или ответчику, и «сторонних людей», которые хотя и не проживали вместе с истцом или ответчиком, но знали о том или ином факте. О показании «суседей» или «сторонних людей» указывается в ст. ст. 9, 27, 51, 55—57. Как правило, истец или ответчик должны были представить суду не менее 4—5 свидетелей. Лишь в одном случае по ст. 57 при предъявлении обвинения приставам в том, что они не произвели обыск у подозреваемого, приставы должны были выставить дсух или трех свидетелей.
Сторона, не сумевшая представить должного числа свидетелей, проигрывала дело. В случае покупки краденой вещи, владелец которой впоследствии претендовал на нее, покупатель должен был доказать свою невиновность с помощью 4—5 свидетелей или принести присягу (ст. 56).
Свидетельские показания давались по делам о земельных спорах, при драке на пиру, на рынке или на улице, при спорах о наследстве, при отрицании изорником факта получения «покруты» и пр.
Послушество
Институт послухов был известен не только Русской Правде, но и Псковской Судной Грамоте. Однако послухи по Судной Грамоте существенно отличались от поспухов Русской Правды. Известно, что послухами в эпоху Киевской Руси считались не очевидцы событий, а лишь свидетели «доброй славы» той или иной стороны, тогда как по Судной Грамоте послухи уже являются очевидцами.
Таким образом, понятия видока и послуха слились в одно понятие послуха как очевидца факта. Это подтверждается ст. 20: «А кто на кого имет сачит бою или грабежу по позовници и князь и посадником и сотцким обыскати как послух, где будет обедал, и игде начавал, и послух изведется иночаем его, или где обедал. .», т. е. князь, посадники и сотские должны выяснить у послуха, обедал ли и ночевал ли он вместе с истцом. Псковская Судная Грамота совершенно не упоминает о видоках. Существенное отличие послушества по Судной Грамоте по сравнению с Русской Правдой состоит еще и в том, что послух истца, при отсутствии других доказательств, должен был выходить на судебный поединок с ответчиком. Если при этом ответчиком оказывался престарелый, малолетний, увечный, поп или монах, то он мог выставить вместо себя наемного бойца, на что послух не имел права (ст. 21).
Показание послуха имело весьма важное значение для сторон. Поэтому при неявке послуха на суд или при показаниях, не совпадающих с показаниями истца, последний проигрывал дело (ст. 22).
Послухов могли выставлять не только истцы, но и ответчики. Если ответчик не выставлял послуха, то суд должен был направить на место происшествия приставов для расследования (ст. 24).
Письменные документы
К письменным документам относились: записи, рядницы и доски.
Записи представляли собой письменные договоры, заключенные между сторонами, копии которых сдавались на хранение в архив Троицкого собора. Такая запись являлась официальным документом, не подлежащим оспариванию в суде.
Рядницами назывались платежные расписки, в которых указывалась сумма долга или торговой ссуды. Только те рядницы, копии которых сдавались в архив Троицкого собора, могли предъявляться в качестве бесспорного доказательства. В противном случае эти записи не имели юридической силы (ст. ст. 32 и 38).
Доска в отличие от записи была простым домашним договором, написанным на доске. Копия такого договора не сдавалась в архив Троицкого собора. Поэтому достоверность доски могла быть оспариваема, а в некоторых случаях она не считалась достоверным документом. (.Так, по ст. 30 давать деньги в долг по доске можно было в сумме до рубля включительно. При предъявлении иска на сумму свыше рубля доска не имела юридической силы.
Таким образом, Судная Грамота знает различного рода письменные документы в отличие от Русской Правды, где не упоминаются ни записи, ни рядгаицы, ни доски.
Поличное
Бесспорным доказательством вины вора являлось обнаружение у него краденой вещи («полишное»). Поэтому Судная Грамота предписывала суду не доверять показаниям вора, обвиняющего кого-либо в соучастии. В таких случаях необходимо было произвести обыск в доме предполагаемого соучастника. При обнаружении краденных вещей соучастник подлежал привлечению к ответственности за кражу (ст. 60). За поездку для обнару-
82
жения поличного пристав имел право на получение двойных прогон, которые взыскивались с вора. При отрицательных результатах обыска оплата прогон приставу и привратникам производилась истцом, по просьбе которого производился обыск (ст. 65).
Лицо, подозреваемое в краже, было обязано допустить пристава в свой дом для производства обыска, в противном случае подозреваемый привлекался к ответственности как вор (ст. 57).
Присяга («рота»)
Присяга как судебное доказательство применялась в тех случаях, когда стороны не могли представить суду других, более веских доказательств, например, свидетельских показаний, письменных документов и т. д. Выбор этого вида доказательства принадлежал ответчику. Он мог сам принести присягу, и в этом случае выигрывал дело, или мог положить у креста цену иска, предоставив возможность присягнуть истцу.
Псковская Грамота знает так называемую «вольную рогу». Она применялась в тех случаях, когда на кого-либо падало обвинение в краже, но других улик не было. В этом случае подозреваемый в краже должен был принести присягу в невиновности. Присяга освобождала подозреваемого от ответственности за кражу (ст. 34).
В таком же порядке освобождались от ответственности лица, подозреваемые в поджоге (ст. 116).
Ответчик, не явившийся в срок для принесения судебной присяги, проигрывал дело (ст. 99). Присяга как вид доказательства применялась чаще всего в имущественных спорах. Что же касается иностранцев, то этот вид доказательства применялся не только в имущественных спорах, но и в спорах о побоях и ограблении (ст. 105).
Судебный поединок («поле»)
Поле, как и присяга, применялось в тех случаях, когда в распоряжении сторон не было других, более веских доказательств, например, в спорах о земле, о невозвращении вещей, отданных на хранение, о торговом займе, о долге по поручительству, по делам о побоях, грабеже и вырывании бороды. Как правило, ответчику предоставлялось право решать, какой вид доказательства должен быть применен на суде — клятва или судебный поединок. Судная Грамота знает лишь один случай, когда дело решалось судебным поединком не по желанию ответчика, а по указанию суда. Это имело место в спорах о лесных участках, находившихся в межах двух владельцев (ст. 10). В данном случае в споре выступали представители господствующего класса, и поэтому Судная Грамота не ставила одну из спорящих сторон в привилегированное положение.
Иначе обстояло дело, когда спор происходил между помещиком и крестьянином или между кредитором и должником. В этом случае Судная Грамота предоставляла собственнику право решать вопрос о принесении присяги по его усмотрению.
Престарелый или малолетний ответчик, увечный, поп или монах имели право выставить за себя наемного бойца (ст. 21). В спорах о взыскании долга, предъявленном на основании доски, этим же лицам, выступавшим в процессе в качестве истцов, также предоставлялось право выставлять за себя на судебный поединок наемных бойцов. Женщины, выступавшие в суде в качестве истца и ответчика, должны были сами выйти на судебный поединок (ст. 119).
Побежденная сторона должна была уплатить князю и приставам пошлину. Но если истец убивал в поединке ответчика, он терял право на удовлетворение своих претензий и должен был ограничиться тем, что брал доспехи и другое одеяние убитого. Если же стороны, не выходя на поле, мирились, то ответчик платил приставам всего лишь половину продажи, а князю ничего не платил (ст. 37).
Испытание огнем и железом (ордалии), применявшееся в эпоху Русской Правды, в Псковской грамоте совсем не упоминается.
«Закличь»
Одним из видов доказательства был так называемый закличь, т. е. объявление истцом на торгу о своей претензии к ответчику. Этот вид доказательства применялся в тех случаях, когда у сторон не было письменных документов. Так, помещик имел право путем заклича требовать от изорников «покруты» (ст. 44). К закличу мог прибегать и работник, которому хозяин отказывался уплатить за труд (ст. 39).
Таким образом, закличь применялся в случаях невозвращения покруты и наемной платы. Этим закличь эпохи Псковской Судной Грамоты отличался от заклича эпохи Русской Правды, где этот вид доказательства применялся только при опорах о похищенных вещах и холопах. При этом требовалось, чтобы эти вещи обладали определенными индивидуальными признаками.
Вынесение решения
Как известно, в эпоху Русской Правды суд выносил устные судебные решения. Псковская же Грамота упоминает только о письменных решениях суда «суднице» и бессудной грамоте. Судница, или судная грамота, это
84
решение суда по делу. Бессудная грамота представляла собой решение суда в тех случаях, когда ответчик не являлся на суд.
Согласно ст. 82, княжеский писец за написание судницы имел право взыскать с заинтересованной стороны определенную сумму денег.
Обжалование решения
Подобно Русской Правде, в Псковской Судной Грамоте не упоминается о возможности обжалования судебных решений.
Ст. 61 предписывала князю и посаднику не отвергать на суде различного рода документы, подлинность которых не вызывала сомнений. Суд должен признавать недействительными только подложные документы, грамоты и доски.
Исполнение судебных решений
Судная Грамота содержит мало норм, регулирующих исполнение судебных решений. Известно лишь, что по делам о побоях на рынке, на улице или на пиру виновный выдавался с головой потерпевшему. Кроме того, виновный должен был уплатить князю продажу (ст. 27). Точно так же, если кто-нибудь ударил на суде своего противника, должен был заплатить потерпевшему рубль, а в случае несостоятельности выдавался с головой потерпевшему. Кроме того, виновный должен был уплатить продажу в пользу князя (ст. 111).
Лицами, выполнявшими функции судебных исполнителей, являлись подвойские или приставы и княжеские, слуги, которые получали за выполнение своих обязанностей с проигравшей дело стороны судебные пошлины.
Псковская судная грамота
Ся грамота выписана из великаго княчя Александровы грамоты и из княж Костян-тияовы грамоты и изо всех приписков псковских пошлин по благословению отец своих попов всех 5 съборов и священноиноков, и дияко нов, и священноиноков и всего Божиа священьства всем Псковом на вечи, в лето 6905-е
(1) Се суд княжеи, ож клеть покрадут за зомком или сани под полстью или воз под титягою или лодью под полубы, или вь яме или скота оукрадают или сено сверху стога имать то все суд княжой, а продажи 9 денег, а разбой, наход, грабеж 70 гривен, а княжля продажа 19 денег, да 4 денги князю и посаднику.
(2) . И владычню наместнику суд и на ссуд не судить, ни судиям ни наместнику княжа суда не судите.
(3) . А которому посаднику сести на посадниство, ино тому посаднику крест целовати на том, что ему судит право по крестному целованию, а городскими кунами не корыстоватися, а судом не метится ни на когож, а судом не отчитись, а праваго не погубити, а виноватаго не жаловати, а без неправы человека не погубити ни на суду на вечи.
(4) . А князь и посадник на вечи суду не судять, су-дити им оу князя на сенех, взираа в правду по крестному целованью. А не всудят в правду, ино Бог буди им судна на втором пришествии Христове. А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику.
(5) . А которому княжому человеку ехат на пригород наместником, ино целовати ему на том крест, что ему хотети Пскову добра, а судит прямо по крестному целованью, а коли ему ехати на которое...
(6) . А которой посадник слезет степени своей, орудия и судове самому оуправливати, а иному насед его судове не пересужати.
(7) . Л кримскому татю и коневому и переветнику и зажигалнику тем живота не дати.
(8) . Что бы и на посаде покрадется, ино двожды е пожаловати, а изличив казнити по его вине, и в третий ряд изличив живота ему не дати, крам кромскому татю.
(9) . А коли будет с кем суд о земли о полней, или о воде, а будет на той земли двор, или ниви розстрадни а стражет и владеет тою землею или водою лет 4 или 5, ино тому исцто съслатоя на сосед человек на 4 или на 5. А суседи став, на коих шлются, да скажут как прав пред Богом, что чист, и той человек которой послался стражет и владеет тою землею или водою лет 4 или 5, а супротивень в те лета, ни его судил ни на землю насту-пался, или на воду, ино земля его чиста или вода, и це-лованиа ему нет, а тако не доискался кто не судил, ни наступался в ты лета.
(10) . О лешей земли будет суд, а положат грамоты и двои на одну землю, а зайдут грамоты за грамоты а исца оба возмут межников, да оба и зведутца по своим грамотам, да пред господою ставши межником межничство сьимут ино им присужати поле.
(11) . А которой своего истца переможет..
(12) . А которой истець... там. Ино того человека по-винити, и грамоты его посудить, а правому человеку на ту землю и судница дати; а подсудничье князю и посадником и с сотскими всеми взяти 10 денег.
(13) . А кто оу кого иметь землю отимати выкуиком, а старые грамоты оу того человека, оу кого землю оти-мают, ино воля того человека оу того старые грамоты: хочет на поле лезет или своего исца к правде ведет, на его выкупке покуду отнимает.
(14) . А кто положит доску на мртваго облюденъ(е), а имет искати на приказникох того соблюдениа, сребра или платиа, или круты, или иного чего животнаго, а тот оумршей с подряднею и рукописание оу него написано и в ларь положено, ино на тых приказникох не искати чрез рукописание ни зсудиа без заклада и без записи и на приказникох не искати ничего. А толко будет заклад пли запись, ино водно искати по записи, и и кто животом владеет по записи или по закладу; а оу приказников оумршаго а не будет заклад, ни записи оумршаго на кого, ино им не искати ничегож, ни ссудиа, ни торговли, ни зблюдениа ничегож.
(15) . А оу котораго оумршаго а будет отец, или мать или сынь, или брать, или сестра, или кто ближняго пле мени, а а животом владеет, а толко не сторонний людие ино им волно искати без заклада, и без записи оумрша го, а на них волнож искати
(16) . А о зблюдении кому. в пожару или по грехом на кого род ополчится, а оу того времяни што кому даст на зблюдение, а имет просит своего, и тот человек запрется оу него взем, ино кому искат, явити ему
(17) . ...чюжой земли приехав или под пожар та неделю или по
грабежу, и тот имет записатся, ино тот суд судить на того волю хочет сам поцелует, или на воле
лезеть, ияи оу креста положит своему исцу.
(18) . А кто по волости ходит закупен, или скотник, а имет искати тако же соблюдение, или верши, ино господне обыскать еравда такоже присужаег на ком сочаг, хочет сам поцелует, или на поле с ним лезет, а хочет ему оу креста положит.
(19) . А кто имет искати зблюдениа по доскам безименно, старине, ино тот не доискался.
(20) . А кто на кого имет сачит бою или грабежу по позовници, и князь и посадником и сотцким обыска ги как послух, где будет обедал, и и где начавал, и послух изведется иночаем его, или где обедал; такоже и битого опросить, где есть били и грабили, явили кому, и на тех ему слатся, а на кого сошлются, а тот став скажет как право пред Богом, што битый являл бой свой, и грабежь, а послух на суде став а послухует в тые же речи, ино тот суд судит на того волю, на ком сочат, хочет с послухом на поле лезет, или послуху оу креста положит, чего искал.
(21) . А против послуха стар или млад, или чем безвечен, или поп, или чернец ино против послуха нанять вольно наймить, а послуху наймита нет.
(22) . А на которого послуха истец послется, и послух не станет, или став на суде не договорит в тыж речи, или переговорит, ино тот послух не в послух, а тот не доискался.
(23) . Или который истец пошлется... на послуха, а на котором сочат... а ркучи: тот мене сам бил с тым своим послухом, а нонеча на невож шлется, ино тот послух в послух которого на суде наимянуют.
(24) . Или пакы тойже истец, на ком сочат розбоя, не почнет слатся на послуха, ино штоб не слался один истец, ино господе послать с суду своих людей, а каторой не слался, ино его в том не повинити, что не слался, а то господе от Пскова без дива.
(25) . А которой позовник пойдет иоца звати на суд, и той позваный не пойдет на погост к церкви оозышицы чести, или стулится от позывницы, ино позьшвица прочести на погосте перед попом; или пакы тойж позваный позывницею, не емля оброку да не станет на суд пред гасподою, ино господе дать на него лрамота на виноаатаго на 5 ден шзовником.
(26) . А кто возмет грамоту на своего исца, и оно ограмочему поймав по грамоте не мучит, ни бить, поставить пред господою; а ограмочному против своего исца ни битися, ни колотися, а толко имет сечися, или колотися, да оучинит головшину, ино быти ему самому в головшине.
(27) . А где оучинитса бой оу торгу или на оулицы во Пскове, или на пригороде, или в селе на волости в пиру, а грабежу не будет, а тот бой многы люди видели в торгу или на оулицы, или в пиру, а ставши перед нами человеки 4 или 5, а ркучи слово: того бих, ино кто бился того человека их душа выдати... битому человеку, а княжая продажа. Той же бит оучнет клепать грабежом, ино ему ходит исца послухом одным человеком того деля занеже и поле присужати.
(28) . А (кто на ком имет сочить съеуднато серебра по доскам, а сверх того и заклад положит, ино воля того человека, кто имет серебра сочить по закладу, хочет сам поцелует да свое серебро возмет, а хочет заклад ему оу креста положит, и он поцеловав да свой заклад возмет, а поле через заклад не присужати, а закладных доек не посужати.
(29) . А которой человек кому заклад положит в чем, грамоты или иное што в серебри, да изымает своего исца и невести, или перед господою изгодит своего исца, а оу того исца, оу кого заклад положен, не будет доски на заклад, ино его в том не повинити, нять вера ему, кто выложит заклад, в чем скажет, да судом судит на того волю, кто заклад выложит, хочит сам поцелует на своем серебри, или оу креста ему положит и поцеловав да свой зайлад возмет.
(30) . А кто имет дават серебро в заим, ино дати дата до рубля без заклада и без записи а болши рубли не да-иати без заклада и без записи. А кто иметь ...ти ссуда серебра по доскам без заклада боле рубля, ино того доска повинити, а того права, на ком сочат.
(31) . Хто на ком имет ссудного серебра по доскам, а сверх того и заклад положит на него платной или до-спех, или конь, или иное што назрячее и животное, а тот ааклад того серебра не судит, чего ищет, отопрется своего закладу, а молвит так: оу тебе есми того не закладал, а оу тебе есми не взимал ничегож, ино кто ищет тому человеку тем закладом владети, а тот прав, на ком сочат.
(32) . А которой человек поручится за друга в серебре, а имет тот человек сочиг на поручнике своего серебра, и тот истец по ком рука дана, вымет против своего «еца рядницу, а молвит так: аз, брате, тобе заплатил то серебро за тою рукою, а оу мене и рядница што ему не сочить истьцу на исце того серебоа, ни на поручники, ино тая порядня повинить, аже в лады не будет в тыж речи, а исцу знати поручника в своем серебре, кто по ком руку дал.
(33) . А поруке быть до рубля, а болши не быти рубля.
(34) . А у которого псковитина оу какова оучинится татба в Пскове или на пригороди, пли в сели на волости, ино явить старостам, или околным суседом, или иным сторонным людем, а в пиру, ино в пировому старосте, или пивцам явити, а государю пировому... нет, а псковитину... волости во Пскове на волную роту не взяти, весть ему к роте на кого ему не любовь.
(35) . Кто из церкви, где татба оучинилась, також и пригорожане, или селянин псковитян на пригороде, или на тору не звати, вести ему к роте псковитину где татба учинилася.
(36) . А на котором человеке имуть сочити долгу по доскам, или жонка, или детина, или стара, или немощна, или чем безвечен, или чернец, или черница, ино им наймита волно наняги, а исцом целовати, а наймитом битись, а против наймита исцу своего наймита волно, или сам лезет.
(37) . А которому человеку поле будет с суда, а став на поле истец поможет своего исца, ино ему взять чего сачил на исцы, а на труп оукуп не имати, толка ему до-спех сняти, или иное што, в чем на поле лезет, а виноватому платить и княжа продажа и приставное двема приставом толка побьются, по 6 денег, а толко прощение возмут, ино приставом по 3 денги, а князю продажи нет, ож истец чего не возможет.
(38) . А кто имет на ком сочит торговых денег по доскам, тот человек противу положит рядницу, а в ряд-чицы будет написано о торговли же, а противу той ряд-ницы не будет во святей церкви в лари в теж речи другой, ино тая рядница повинити.
(39) . А которой мастер плотник или наймит отстоит свои оурок и плотник или наймит... свое дело отделает... на государех и взакличь сочит своего найма.
(40) . А которой наймит дворной пойдет прочь от государя не достояв своего оурока, ино ему найму взяти ло счету, а сочит ему найма своего за год, чтобы 5 годов, или 10 год стоявши, и всех тых ему год стоявши, найма сочить как отиде за год сочить, толко будет найма неймал оу государя, а толко пойдет болши года, ино им не сочити на государех.
(41) . А которой наймит плотник, а почнет сочить на ма своего на государи, а дела его не отделает, а поил прочь, а ркучи так государю, оу тебе есми отделал де свое все и государь молвит: не отделал еси всего де, своего, ино государю оу креста положить чего сочю или государь сам поцелует, аже оу них записи не буде.
(42) . А которой государь захочет отрод дати своему зорнику или огороднеку, или кочетнику, ино отрок бы о Филипове заговеине, також захочет изорник отречи с села, или огороднику, или четник ино томуж отро быти, а иному отроку не быти, ни от государя, ни изорника, ни от котечника, ни от отрородника, а запрет изорник или огородник, или котечник отрока государев ино ему правда дать, а государь не доискался четверт или огородной части, или с ысады рыбно части.
(43) . А которой котечник заложи весну, или исполо ник оу государя, нно ему заплатить весна своему госуд рю, как оу другоичате доставалося на том же саде.
(44) . А государю на изорники или на огородники, и на кочетники волно и взакличь своей покруты и сочить серебра и всякой верши по имени, или пшеница яронили озимой, и по отруку государеву или сам отречется.
(45) . А кто имет сочит торговли, или поруки, и, зблюдениа или с соудиа, или выморшини безимянно, ино той не доискался.
(46) . А которой человек оу человека знает свое што изгибшее, а тому молвит то слово: купил есми на торгу, а тогож есми не знаю, оу кого купил, ино ему правда дать на том, что чисто будет на торгу купил, а с татеим не поделился, а не поставит его, а сам не оукрал, ни пословицы не было будеть, ино тот не доискался.
(47) . А кто што купил на чюжей земли или на городе, или найдеть где, а кто поимается толко, ино тот судить как в торгу.
(48) . А кто почнет на волостелях посула сачить, да и портище соймет, или конь сведеть, а молвить так: в посуле есми снял, или конь свел, ино быти ему в грабежи, хто в посули снял, или коня свел.
(49) . А княжим людей или оодвоским ездит дворит, а езд имати на 10 верст денга, а што бы двое или трое ехали, а езд им взять один. А княжой человек не поедет ис того или подвойской, ино поковитину послать ис того волно ис тех же ездов.
(50) . А княжей писец взмет по силе истцово от позовницы или от безсудной грамоты, или от приставной, а захочет не по силе, ино волно инде написати, а князю запечатать, а не запечатает князь ино оу Святей Троицы запечатать, в том измены нет.
(51) . А коли изорник имет запиратся оу государя покруты, а молвит так оу тебе есми на селе живал, а тебе есми не виноват, ино на то государю тому поставить люди сторонние человеки 4 и 5, а тым людем сказати как прямо пред Богом, как чисто на селе седел, ино государю правда давши взять свое, или изорнику верит, то воля государева. А толко государь че поставит людей на го, что изорник на селе седел, ино тот человек покруты своея не доискался.
(52) . А на татии и на разбойники же, чего истец не возмет, ино и князю продажа не взяти.
(53) . Аже сын отца или матерь не скормит до смерти, а пойдет из дому, части ему не взять.
(54) . А штобы и по соуду, или оу креста поставить своего исца оу кого купил, ино суд с тем человеком, кто искал, кто снял, а тот прорка, кто из вод поставил.
(55) . А оу кого ишимаются за отморшину отца его, или приказной, а и суседом будет ведомо, или сторонным людем, а став человек 4 или 5, а
91
молвят как право пред Богом, что чисто оу него, отморшина отца ело ли приказное, ино оу кого поимался, и целованьа ему нет, а тот не доискался; а только будет человек 4 или 5 скажут, как право пред Богом, ино ему правда дать, как чисто отморшина.
(56) . А такоже, кто купил на торгу, а оу кого купил, не знает его, а людем будет добрым ведомо, а оу него имаются человек 4 или 5, скажут како право пред Богом, пред нами в торгу купит, ино той прав, оу кого имаются, и целованья ему нет; а не будет оу коего свидетелей, ино ему правда дати, а то не доискался.
(57) . А кто возмет пристава оу князя или оу посадника обыскивати татбы, ино князю и посаднику приставы отпустить люди добрые неизменны, а тым приставом где будет татба обыскивати, а толко те приставе рекут то слово, приехали есмы ня двор татбы обыскивати, и тот человек нам не дал обыскивати и в хоромы нас не пустили, и з двора согнали, и тог человек кого было обыскивати а молвит то слово: оу мене господо теи приставы не бывали, или тойж человек возмолвит то слово: были той есть оу мене те пристави и аз весми им хоромы отворял, и они мене не обыскиваючи, да сами з двора эбежали, а тым мене згонением облыгают, ино князю и посаднику опросить приставов, есть ли оу вас неправа какова на том пред ним вас тот человек з двора согнал, ино приставом на се поставить люди человека 2 или 3, а ты люди став на суде рекут, как право пред богом пред нами тот человек тех приставов с двора согнал, а обыскивати им не дал, ино тым приставам правда дати, а тот человек в татбе, или пакы тыи пристави, ино тии пристави не в пристави, а тот татбы своей не доискался, чии таковии пристави.
(58) . А на ооуд помочю не ходити, лести в судебницу двема сутяжникама, а пособников бы не было ни с одной стороны, опричь жонки, или за детину, или за черньца или за черницу, или которой человек стар велми или глух, ино за тех пособнику быти; а хто опрочнеимет помогать или силою в судебню полезет, или подверника оударит, ино всадати его в дыбу да взять на нем князю рубль, а подверником 10 денег.
(59) . А тым подверником быть от князя человеку а от Пскова человеку же, а целовать им на том крест, што праваго не погубити, а виноватаго не оправить, а со всякого суда имати им денга одна обема, на виноватом человеки.
(60) . А татю веры не нять, а на кого возклеплет, ино дом его обыскать и знайдуть в дому его что полишное, и он тот же тать, а не найдут в дому его, и он свободен.
(61) . А князю и посаднику грамот правых не посу-жати, а лживых грамот и доски обыскавши правда судом посудить.
(62) . А кто на ком имет чего искать по доскам, или по закладом, а с молве оу своего истца возмет от много мало по суду, и что бы оу
креста, ино в том пени нет, что бы и даром отпустил своего истца без целованья.
(63) . А который изорник отречется оу государя села, или государь его отрьчет, и государю взять оу него все половину своего изорника, а зорник половину.
(64) . А которие пристани, княжей человек или подвойской, или псковитин, а поедет человека позвать на суд, или росшвать, или сковати, а езд имать на 10 верст денга.
(65) . А которой пристав поедет на татбу, нно ему езд имати вдвое, платить татю виноватому, а толко не вымет татбы, што приставное и дверское платить тому, кто пристава взял.
(66) . А которой пристав, или дворянин а возьметь своему оузду конь, или иное что оу него возмет, ино ему дать на руку стороннему человеку, а не возмет на руку, ино ему собою свести, а взять езды иа том, кто его не оутяжет.
(67) . А истец приехав с приставом а возмет что за свой долг силою, не оутяжет своего исца, ино быти ему оу грабежу, а грабеж судить рублем, и приставное платит виноватому.
(68) . А посаднику всякому за друга ему не тягатся, опрочь своего орудиа или где церковное старощение дръжит, ино им водно гягатся.
(69) . И всякому властелю за друга не тягатись, опрочь своего орудиа.
(70) . А за церьковною землю и на суд помочю суседи не хсдят, итти на суд старостам за церковную землю.
(71) . А одному пособнику одного дни за 2 орудиа не тягатся.
(72) . А которому человеку будет кормля написанна в рукописании, и да грамотами владеть землшыми начнет или исадскими, а продаст тую землю или сад, или иное что, а доличат того человека, ино ему земля та, или или исад, или иное выкупить, а свою кръмлю покрал.
(73) . А которому человеку на ком будет имание по записи, да и гостинец будет писан на записи, а приидет зарок, ино ему явит господе о своем гостинце, ино и по зароки ему взять свой гостинець; а толко не явит зарок господе, гостинца ино ему не взять по зароке.
(74) . А кто почнет имать своего исца в своем сребре зарока, ино ему гостинца не взять. А на коем сребро имати, и тот человек до зароку оучнет сребро отдавать, w виноват, ино гостинца дать по счету ему взять.
(75) . А которой изорник на государя положит в чем доску, ино та доска посудить. А старому изорнику вози вести на государя.
(76) . А которой изорник с села збежит за рубеж или инде где, а изорнич живот на сели останется государю покрута имать на изорники, ино государю оу князя и оу посадника взять пристав, да и старость губьских позвати и сторонних людей, да тот живот изорнич пред приставы и пред сторонными людми государю попродати да поимати за свою покруту, а чего не достанет, а по том мени явится изорник, ино государю доброволно искать зтка своего покруты, а государю пени нет, а изорнику на государи живота не сочит, а сочит псковским.
(77) . И судьям псковским и посадникам новгородским и старостам пригоцким по томоуж крест целовать на том, што им судити право по крестному целованью, а не
судеть право, ино суди им Бог вь страшный день втораго пришествиа Христова.
(78) . А которому княжему человеку ездить на межу с сотьскими, ино ему такоже целовати крест.
(79) А коли имуть тягатся о земли или о воде, а по-ложать двои грамоты, ино одны грамоты чести дьяку княжему, а другие грамоты четти дьяку городскому. А коли приидет грамота с пригорода, а ты грамоты и чести дьяку городскому.
(80) . А кто с ким побьется во Пскове или на пригороде, или на волости на пиру, или где инде, а толко приставом не позовутся а промеж себе прощенье возмут, ино ту князю продажи нет.
(81) . А на приставное и на ссылку княжим людей ездить со псковскими подвоскими по половинам.
(82) . А княжой писец имет писати судницу о земли, ино ему от судницы взять 5 денег, а от позовницы денга, а от печати денга, а от безсудной и от приставной, все то им имати - по денги. А толко княжой писец захочет не по силе, ино инде волно написати; а князю запечатать; а не запечатает князь, ино оу Святей Троицы запечатать а в том измены нет.
(83) . А которому псковитину имать грамота оу князя и оу по... о своем деле за рубеж и от той грамоте княжому писцу взять денга, а печатная денга.
(84) . А которой изорник пооумреть оу государя на сели, а не будет оу него ни жены, ни детей, ни брата, ни племени, ино государю також живот изорнич с приставами, и исторснними людми попродавать, да за свою покруту поимати, а по тому племени изорничи, ни брату не сочит живота изорнича.
(85) . А оу которого человека оу государя изорник помреть в записи в искрути, а жена оу него останется и дети не в записи, но изоно изорничи жене и детем откли-чи нет от государеве покруты, а та им покрута платит по той записи; а будет не в записи был изорник, ино их су-дити судом псковской пошлине.
(86) . А будет оу зорника брат или иное племя, и за живот поимаются, ино государю на них и покруты искать, изорничю брату, изорничю племяни государя не татбит ни лукошки, ни кадки; а толко будет конь или корова, ино волно искати оу государя.
(87) . А изорник поимается за жывот оу государя, и государь изведется тем, за что изорник поимался за свой жывог оу государя, а сторонным людем ведомо будет и околным суседом, што государево, ино изорник не доискался, а государь прав.
(88) . А оу которого человека помреть жена без рукописаниа, а оу ней останется отчина, ино мужу ея вла-дети тою отчиною до своего живота толко неоженится, а оженится, ино кормли ему нет.
(89) . А оу которой жены мужь помрет без рукописаниа и останется отчина или живот, ино жене его кормится до своего жывота, толко не пойдет замуж, а пойдет замужь, ино ей нет.
(90) . А оу которого человека помрет жеяа, а муж ея оженится, и ження мать или сестра, или иное племя а имут искать платья, ино мужу ея право по души платья отдать, а на останки мужеви о женни платьи и целованьа нет. Також коли мужь помреть, а имугь моужня платья на жене его отець его или братьа, ино ей отдасть платья право по души, что оу него останется; а на останки жене в мужни платьи целованиа нет.
(91) . А оу кого помрет сын, а невестка сстанетса, да оучнет на свекри или на девери скрыты свсеа искати, или платья своего, ино свекру или деверю отдать платье, или крута; а чем невестъка клеплет, ино свекру или деверю воля, чим хочет: хочет сам поцелует крест, или оу креста иевестка положит, чим оучнет клепати.
(92) А кто на ком оучнет искать сябргнаго серебра, ино иного чего, спрочь купетскаго дела, и гостебного, да и доску положит на то, ино то судит на того волю, на том ищуть, хочет сам поцелует, или своему исцу оу креста положит, или с ним на поле лезеть.
(93) . А оу кого стулится должник в записи, а на зарок не станет, или изорник в записи будет, а оучнет тулится, а что оучинится проторы или приставное, или заповедь, ино все платить виноватому, кто тулится, и железное.
(94) . А которой вятший брат с мендшм братом жиоучи в одном хлебе с вятшим братом, а скажут долгу отцово, а на отца записи не будет, ино вяшьчему брату правда дать, да заплатит опчим животом, да остатком делится.
(95) . А который меныии брат или братань, жиоучи в одном хлебе с вятшим братом или з братом, а иско-ристуются серебром оу брата своего или оу брата, и оучнет запиратися, ино ему правда дать, как за ним не будет, а животом делится.
(96) . А где оучинится головшина, а доличат коего половника, ино князю на головникох взять рубль продажи.
(97) . А што бы сын отца оубил, или брат брата, ино князю продажа.
(98) . А которой человек с приставом приедет на двор татя имать и татбы искать, или длъжника имать, а жонка в то время детя выверже, да пристава оучнет головшиниой окладати, или исца, ино в том голозшины нет.
(99) . А которой истец на судией роте не станет, ино ему заплатит без целованья, а цена ему, что искали на нем.
(100) . А которой человек при своем животе, или пред смергию, а что своею рукою племяннику, своему платно или иное что животное, или отчину, да и грамоты даст пред попом, или пред сторонными люд-ми, ино тому тем даньем владеть, чтобы и рукописаниа не было.
(101) . О торговли и о поруке. А кто имет на ком торговли искать, или порукы, или именного чего, ино того судить на того волю, на ком сочат, хочет на поле лезеть, или оу креста положит.
(102) . А которой мастер иметь сочить на оученики оучебнаго, а оученик запрется, ино воля государева, хочет сам поцелует на своем оучебном, или оученику верить.
(103) . А подсуседник на государи судьи или иного чего волно искати. А которому с ким суплетка была записью или закладом, и потом тот человек, которой в записи был, или заклад закладывал кому да оучнет на том же чего
96
искать, осудья или зблюденья, или иного чего по доскам или по торговли, ино то судить судом по псковской пошлине.
(104) . А который исцы вымоут на оумершаго заклад грамоты двои или трои или пятеры на одну землю, или на воду или на один двор, или на одну клеть, а оу тех исцов, оу кого заклада грамоты сверх того и записи и на того оумершаго и на его заклад и оу иных истьцов не будеть записи, толко заклад грамот, ино им правда давши да деля поделом, и по серебру, колко серебра ино и доля ему по тому числу, ожь ближнее племя еос-хощет заклад выкупить, а оу коего исца заклад и записи на оумершаго, ино ему целованья нет на его дело.
(105) . А которой чюжеиземець на чюжей земли иметь искать бою и грабежу, ино воля того, на ком ищуть, хочет сам поцелует, как будет его ни бил, ни грабил, или ему креста положит, чего на чем ищуть.
(106) . А кто с ким рсстяжуться о земли или о ти, да положат грамоты старые и купленую свою грамоту, о его грамоты зайдут многых бо сябров земли и борти и сябры вси станут на суд в одном месте, отве-чаю-чи ктож за свою землю, или за борть, да и грамоты пред господою покладут, да и межников возмут, и той отведут оу стариков по своей купной грамоте свою часть, ино ему правда дати на своей части, а целованью быть одному, а поцелует во всех сябров, ино ему и суд-ница дать на часть, на которой поцелует.