Устав о разбойных и татебных делах.
Начало этого устава относится к царствованию Ивана Васильевича, но он постоянно пополнялся в последующие царствования и в конце настоящего периода состоял из следующих отделов: 1) об управлении и судопроизводстве по разбойным делам; 2) о порядке судопроизводства по разбойным делам; 3) о наказаниях за уголовные преступления; и 4) об удовлетворении обиженного.
- Управление и судопроизводство. Главное управление по разбойным и татебным делам принадлежало особому центральному ведомству, так называемому Разбойному Приказу, который назначал всех судей по разбойным делам и делал все распоряжения относительно суда по этим делам; местное же заведование разбойных дел принадлежало выборным губным старостам. Относительно губных старост устав требует:
- Чтобы губные старосты по городам были выборными от всяких людей, т.е. от всех классов. 2. Губным целовальникам с губными старостами у дела быть выборным только от сошных людей. 3. Губным дьякам у дела быть по выбору всяких людей. 4. В губной избе и при тюрьмах сторожам быть у дела по выбору от сошных людей и за круговой порукой их. 5. Губным старостам, целовальникам и дьякам без крестного целования у дела не быть. 6. Судом губным старостам, целовальникам и дьякам ведаться в Разбойном Приказе. 7. Ежели истец будет бить челом на губного старосту в его недруже- стве к нему или в том, что его противник родственник губному старосте, то при деле его быть еще губному старосте из другого города. 8. Губным старостам в городах и в губах вменялось в обязанность каждогодно сзывать обывателей или ездить к ним и спрашивать, не знают ли они какого татя или разбойника или чего-либо про разбой, чтобы таким образом нигде не было притона для лихих людей. 9. Если же обыскные люди скажут, что у них татей и разбойников нет, а после у них найдутся тати или разбойники, то с обыскных людей брать «выти» в пользу обиженных, а двух или трех лучших людей из обыскных бить кнутом. Ежели в какой-либо общине пойман будет тать или разбойник, а та община не ловила его, не представляла в суд и не объявляла, то на ней взыскивать выти в иск истца и настрого приказать ей, чтобы впредь не укрывала татей и разбойников.
- Порядок судопроизводства по разбойным делам. Разбойный Устав говорит: 1. Что разбойников и воров (лихих людей) должно брать под арест, а дворы их, имение и хлеб молоченый опечатывать, а хлеб, стоящий еще в поле, на корню, описывать и все это отдавать на сохранение обществу до тех пор, пока не окончится суд, самих же их подвергать пытке. 2. Ежели на которых людях будут искать в разбое и татьбе, но без поличного, и ежели истец для подтверждения своего иска не может представить других доказательств, кроме поля и крестного целования, то о таких людях делать повальный обыск; а если на обыске скажут, что они лихие люди, но «лиха их не укажут», то их пытать, и если повинятся с пытки, то сажать их в тюрьму до государева указа, а имение их опечатать. Такой порядок существовал при царе Иване Васильевиче. Но при царе Федоре Ивановиче он изменился, именно при нем было постановлено: таких людей отсылать в Судный Приказ (т.е. в гражданский суд), и когда в Судном Приказе дойдет дело до пыток, то отсылать в Разбойный Приказ. 3. Ежели приведут какого человека с поличным, а поличное у него вынут с приставом и понятыми, и он поличного не отведет, то его пытать, а потом, смотря по тому, что он скажет на пытке, казнить его или сажать в тюрьму - «указ чинить, до чего доведется», сказано в уставе. А ежели кого истцы приведут с поличным, взятым у него без пристава и понятых, а он будет говорить, что у него поличного не было, то по нему делать обыск и «по обыску чинить указ». Точно так же, если кто не дает истцу, пришедшему с приставом и понятыми, взять у него поличное или отнимет поличное у истца, то по нему делать обыск и «по обыску чинить указ». 4. Ежели тать или разбойник с пытки оговорит кого из своих товарищей, то их брать под арест, переписав и запечатав их имение, и делать им очную ставку с языком (т.е. с тем, кто оговорит их) и ежели после очной ставки оговоривший будет стоять на своем, а оговоренный будет просить об обыске, то сделать по нему большой обыск. Если на обыске оговоренного называли лихим человеком, то его казнили вместе с тем, кто оговорил его;
а ежели его одобряли, то он отдавался « на чистые поруки» с записью и ему возвращалось все его имение. А ежели вор оговорил вольного бродячего человека, который скажет, что его никто не знает, то его пытать, и если с пытки повинится, то казнить смертью, а не повинится - отдать на поруки; а если не будет по нему порук, то посадить в тюрьму до тех пор, пока найдутся поруки. Если оговоренного человека при обыске одна половина обыскных людей одобрит, а другая назовет лихим человеком, то его отдавать на поруки тем обыскным людям, которые его одобрили. А ежели большая половина обыскных людей назовет оговоренного лихим человеком или скажет, что не знает его, то такого пытать накрепко, а потом посадить в тюрьму до смерти, а имение его отдавать в выть. 5. Ежели вор или разбойник оговорит в воровстве или разбое слуг и дворников, принадлежащих дворянам или приказным людям, и ежели дворяне или приказные люди скажут, что у них таковые слуги есть, а в суд их не представят, то с них самих брать поручную запись в том, что представят своих оговоренных слуг на очную ставку в суд. А ежели будут оговорены в татьбе или разбое сами дворяне и приказные люди вместе с их слугами и крестьянами, то их брать, опечатав их дворы, и делать им очную ставку «с языком», а после очной ставки пытать сперва слуг и крестьян, а если эти с пыток скажут на своих господ, то пытать и господ. А ежели дворяне или приказные люди кого-либо из своих людей приведут в суд и оговорят их в разбое или воровстве, или подводе, то таких людей расспрашивать и пытать без обыска и «чинить указ кто до чего доведется».
- О наказаниях преступников. По Разбойному Уставу назначены следующие наказания уголовным преступникам:
- татя за первую татьбу наказывать кнутом и отдавать на поруки, а если по нем нет порук, то сажать в тюрьму; за вторую татьбу - бить кнутом, отсечь руку и покинуть; за третью и четвертую татьбу - казнить смертью; за первую церковную татьбу татя казнить смертью. 2) Разбойника, повинившегося в разбое, при царе Иване Васильевиче наказывали смертью, а не повинившегося заключали в тюрьму до самой его смерти. Но при Борисе Федоровиче относительно разбойников было сделано следующее изменение: если разбойники с пыток скажут, что участвовали в одном разбое, а в том разбое было убийство или поджог дворовый или хлебный, то их казнить смертью; а ежели разбойники скажут, что участвовали в трех разбоях и в тех разбоях не было убийства или поджога, то их также казнить смертью; а ежели разбойники сознаются в одном или в двух разбоях, но таких, которые не сопровождались убийством или поджогом, то их сажать в тюрьму до тех пор, пока укажет государь. 3) Обвиненные в притонодержательстве татей и разбойников подвергаются тому же наказанию, какому и тати с разбойниками; той же казни подвергаются и те, которых уличат в пособничестве ворам и разбойникам. Если кого тати или разбойники оговорят с пыток, что они отдавали ему на сбережение татебное или разбойное или продали ему татеб- ное и разбойное заведомо, то поклажи или покупки на таковых доправлять сполна и сверх того брать выти на истца, а самих отдавать на поруки или же сажать в тюрьму, если по ним не будет порук; а ежели о ком тати или разбойники скажут, что отдавали им поклажи или продавали татебное и разбойное, но не заведомо, то таковые поклажи и покупки брать с них сполна, выти же брать с них только в покупках, чтобы не покупали без порук, а в поклаже вытей не брать.
IV. Об удовлетворении истцов по разбойным и татеб- ным делам. В этом отделе говорится: 1) ежели разбойник с пытки повинится, что он и его товарищи ограбили истца и взяли его имение, но что это имение они уже растратили, то истцу давать только половину того, что он покажет (предполагалось, что истец непременно увеличит количество разграбленного у него), и это доправлять из имения разбойника, а чего не хватит, то из имения соучастников разбойника. Это по закону царя Ивана Васильевича; а при Федоре Ивановиче полагалось брать истцу из имения разбойника только то, в чем он сам повинится с пытки, а больше того не брать. 2) Ежели разбойник и его товарищи с пытки повинятся, что грабили, а сколько награбили, не упомянут, то истцу выдавать только четверть того, что он покажет. А ежели разбойник с пытки скажет, сколько он взял именно, а остальное не упомнит, то, в чем разбойник винится именно, - брать истцу сполна, а за остальное, чего разбойник не упомнит, брать только четверть. 3) Ежели, по удовлетворении истца, у разбойника останется что-либо из его имения, то это продать «на государя»; а ежели из разбойничьих животов чего недостанет на удовлетворение истца, того истцу не давать из чужих животов и на вытчиков не разводить.
Последние годы XVI столетия ознаменовались двумя весьма важными узаконениями, много способствовавшими падению русского общества в последующие столетия. Эти узаконения: 1) указ о прикреплении крестьян к земле и 2) указ о холопах.