<<
>>

§ 5. Значение понятий-терминов «правило» и «заповедь»

С установлением христианства в русской юридической лексике все чаще употребляется термин «правило». Со времени Устава Владимира I, древнейшего документа христианской эпохи, в русской юриспруденции появляется непреложное юридическое требование, обязанность сверять правовые установления на справедливость с «Правилами Святых От­цов». Процесс идет по нарастающей и достигает максимальной интен­сивности в XVI-XVII вв., причем само понятие имеет явную привязан­ность к церковной сфере.103 С ударением на первом слоге термин проявля­ет значение мягкого воздействия на человека по смыслу связанному с кор­невой системой «прав» (править, исправлять).

С ударением на втором сло­ге он приобретает смысл жесткого императивного действия. В немалой степени употребление понятия связано с рецепцией канонических визан­тийских установлений и соборных «правил» до разделения Церквей. Смы­словое его значение стало основой для понимания средневековой правовой нормы (нормативного установления) и стало базовой для системы права вообще. Право в широком смысле целиком состояло из правил, и различия мыслились лишь в характере санкций и принудительности.

В эпоху разработки Судебников (XV-XVII вв.) термин «правило» почти целиком перемещается в область не юридического права, тогда как в юридическом праве широко распространяется терминология типа устав, судебник, грамота и т.д. Церковный смысл «правил» утвердили русские теоретики права. В бумагах св. Кирилла Белозерского (XIV в.) найден ва­риант «Правил Святых Отцов», которые регулируют поведение прихожан монастыря вне сферы уголовной и правовой, скорее - в бытовой области: нарушение правил посещения церкви, правил молебствия, лживые и клеветнические речи, злопамятство, гнев и пакостливость, глум­ливое отношение к природе, «хуление дождя, огня, животных». За это на­значалась епитимья: три дня «сухо ясти» и по 25 ежедневных поклонов.104 В Воскресенской летописи под 1478 г. «правило» означает монастырский устав и порядок поведения в монастыре.105

ПРП. Вып. первый, с. 246.

На протяжении всего средневекового периода «правило» чаще всего присутствует в религиозных текстах и церковных документах. При всех семантических и бытовых «отклонениях» ему присуще некое официальное единообразие понимания, как обяза­тельного постановления не светского характера. Правило становится обязательным в церковной среде авторитетного утверждения Священных текстов, церковных преданий, санкционирования Св. Отцами. Правило - это специфическая и обязательная церковная норма.

104 Прохоров Г.М. Преподобный Кирилл Белозерский - деятель православного возрож­дения. В кн.: Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. Спб. 1993, с. 19-20; Прохоров Г.М. Розов Н.Н. Перечень книг Кирилла Белозерского // ТОДРЛ. Т. XXXVI, с. 376-378.

105 ПСРЛ. Т. 8. М. 2001, с. 200.

254

В юридических разработках эпохи Судебников особое внимание уделялось «Правилам Святых Апостолов и Святых Отцов». Правила Свя­тых Отцов - религиозные постановления Вселенских Соборов, основные постулаты Евангелий и детализация их положений в трудах Восточных Святых. В Новгородской Уставной грамоте XV в. архиепископ новгород­ский судит свой суд «святительский по Святых Отцов правилу».1 Это оз­начало целый комплекс последствий и условий: суд по Номоканонам, ра­венство суда для всех сословий («судить всех равно, как боярина, так и житьего, так и молодшего человека»).

Уже в XIV в. в церковном законода­тельстве указывается, что оно должно соответствовать «Святых Отцов правилам».107 В Стоглаве 1551 г. это выражение превосходит все другие юридические формулировки по частоте употребления и буквально «навод­няет» текст.108 Выражения «божественное правило», «уставное правило» весьма широко представлены в летописях.109 В принципе, этот термин, как и многие другие, подразумевает нормативное установление церковного характера. Однако особенность его употребления в том, что он в прошлом издан высшими авторитетами и последующее издание «правил» как выс­шими, так и местными органами власти, но не земскими соборами и царя­ми, лишь подтверждает изданное ранее. Причем право издания принадле­жит даже среднему звену церковных властей, даже — чаще всего.

Стоглав указывает, что суд вершится «по правилам архимандритов, игуменов и священного чина».110 Сами издатели этих «правил», в том чис­ле монашеских уставов, сами же по этим «правилам» и осуществляют суд на вполне законном основании. Точно также обстоит дело и с «правилами» церковных соборов. «Правило» для внутрицерковной жизни устанавливало порядок поведения монахов, число молитв, поклонов и т.д., последние именовались «келейным правилом».

После Смуты появилась необходимость в новых понятиях для «вкла­дывания» в право высших идеологических ценностей, поскольку нужно было «выводить право» из расшатанного состояния в область справедли­вости. Традиционная правда уже долгие годы не могла выполнять этой функции надправовой категории. Общество, расколотое Смутой, совсем по-разному понимало эту правду. В этих условиях правосознание обрати­лось к достаточно традиционной формуле и авторитету «Правил Святых Апостолов и Св. Отцов». Новая формулировка становится очень распро­страненной и дословно используется в летописях. В летописях дается и теоретическое обоснование соотношения государственного закона с новой формулой, указывается на ее абсолютный характер. Все «узаконения» от

106 ПРП. Вып. второй, с. 212, ст. 1.

107 Там же, с. 165, ст. 16.

108 Стоглав, с. 34, 39, 40, 48, 49, 56, 63, 109, 203, 240, 241, 213, 165, 177, 179 и т.д.

109 Например: ПСРЛ. Т. 6. Вып. второй, с. 80-96.

""Стоглав, с. 278-279. - , •

111 Древнерусские патерики. М. 1999, с. 224. i

255

«Св. Апостолов и Св. Отцов нам даны».112 Уложение 1649 г. дословно вво­дит данную формулу в свою преамбулу в качестве действующего принци­па права и высшего авторитета. В конкретном выражении это были прави­ла целования креста, ответственность за нарушение клятв, правил церков­ного и бытового поведения, отношения к человеку и т.д.113

Значительно чаще употребляется в светских юридических значениях термин «заповедь», но он также проделал большой исторический путь и, обозначая в первые века христианства сугубо библейское действие, обна­ружил тенденцию к многоплановым значениям в московский период, ко­гда существенно усложнялась средневековая юридическая техника и тер­минология. Слово «отвлеклось» от первоначального божественного смысла и, помимо его сохранения, получило обобщающее значение запре­та, зарока, установку с четким выражением возможного и невозможного. В этом смысле оно употреблялось как в быту, так и в правовой лексике. Сло­во «заповедь» было известно еще в языческие времена. Уже в X в. оно об­наруживает юридическую направленность, означает незыблемость состоя­ний, устойчивость. Князь Олег «заповедал» грекам дань в 2 тыс. гривен.115 В 1054 г. Ярослав умирая «заповедал не приступать предела брата» своим сыновьям.116 Слово означало длительное время, вечность, и этот смысл был прямо адекватен смыслу библейских заповедей.

Незыблемые правила Библии, Пророков и Святых подразумеваются вечными и не подлежат пе­ресмотру, поскольку по летописным версиям их «духовные Отцы запове­дуют».117 В юридическом смысле термин обозначал чисто законодательное указание государей. «Заповедал князь великий Иван Васильевич деньгам ходить обрезанным» (о финансовой реформе 30-х гг. XVI в.).118 Как запрет-зарок термин присутствует в приговоре 1556 г. «страшным и грозным за­прещением заповедь положить»"9 на всякие преступные дела.

Религиозных теоретиков права в московский период интересовали различия в применении правовой терминологии. Преп. Максим Грек (XVI в.), занимаясь переводами на русский язык, давал различные значения «за­кону и заповеди». Под законом полагались библейские установления Мои­сея, под заповедью - царские «повеления и установления».120 Вероятно, преп. М. Грек искал точные определения для перевода византийских пра­вовых терминов и, в этой связи, мог экспериментировать. В отечественной же терминологии XVI в. такого точного отношения к светскому законода-

1U ПСРЛ. Т. 3. Спб. 1841, с. 194.

113 ПРП. Вып. шестой, с. 192-193.

114 Естественно, что свою религиозную суть, как установление Бога, слово сохраняло и сохраняет. . т

115 ПСРЛ. Т. 4. Часть 1.М. 2000, с. 19. .:«.'- ' 116Тамже,с. 117. .... ,fij. . , ,

117 ПСРЛ. Т. 8. М. 2001, с. 108. . '', ..!/;.' ... . . ""

118 ПСРЛ. Т. 4, с. 200. - • ... ••-••••.".•• ••; •«• ,

119 ПСРЛ. Т. 13. Первая половина, с. 268.

120 См.: Буланин Д.М. Переводы и послания Максима ГржЬ. Л. 1984, с. 155. -•

256

тельству заповедь не могла иметь всегда, поскольку сохраняла религиоз­ное значение, наряду со светскими чертами. Например, в Житии св. Фи­липпа она выступает двояко: как административно-правовое установление игумена монастыря.121

Употребление в светских документах обычно подчеркивает, в срав­нении с другими терминами, что запрет идет бессрочный, на вечные вре­мена, не будет подвергаться пересмотру. Это - определение незыблемости постановления во времени. Например, Новгородская летопись повествует о нечистой силе, наложившей заклятье на злосчастный Новгородский мост, где систематически избивали друг друга «демократы» обеих новго­родских сторон. «Заповеда никому же нигдь же непеняти его».122

С длительностью времени связано употребление термина в тексте судебников. Уложение 1649 г. употребляет «заповедь» как действие по ус­тановлению денежной суммы, своего рода закона о специальной охране третьего лица, в отношении которого была угроза убийства.123 В 25 главе Уложения предписывается «заповедь править», т.е. указывается на момент

- действие по реализации закона.124 «Заповедь» неожиданно оказалась термином, приемлемым для замены древнего понятия «урок» четко фикси­рованной суммы. Например, «урочные лета» XVI в. представляют срок в 5 лет, «заповедные лета» указывают на бессрочность постановления на вы­ход. «Заповедная грамота» - грамота с общим запретом,125 «урочные меся­цы» - фиксированный срок «отсидки в тюрьме».' 6 Еще в источниках X в. «заповедь» присутствует в более широком значении, нежели «устав». В 955 г. во время принятия христианства княгиней Ольгой в Византии «запо-веда ей о церковномъ уставе, о молитве и о посте, о милостыни и воздер­жании тела чиста».127 Умирая (969 г.), Ольга «заповедала не творить триз­ны».128 Это - распоряжение частного лица. Уставы, под которыми подра­зумеваются какие-то юридические сборники были приняты Ольгой во время реформ 945-947 гг.129 С X в. производные от вышеуказанных терми­нов «установить», «заповедать» употребляются в летописях как аналоги статичного, фиксированного, неподвижного состояния. Слова «устави воя» означают возвращение воинов в первоначальное состояние.130

--------------------------------------------------------------------------------- ;Г,г»

121 Житие св. Филиппа. В кн.: Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 8. М. 2001,с.148.

122 ПСРЛ. Т. 4, с. 207.

123 ПРП. Вып. шестой, с. 102, ст. 133. ' '••• - : '".'- •

124 Там же, с. 443, ст. ст. 1-3.

125 Там же, с. 103, ст. 134. ...

126 Там же, с. 104, ст. 135; с. 140, ст. 266. • ••••»• • • '•""•••• ''н 127ПВЛ,с. 27. ..-•...-

128 Там же, с. 32.

129 Там же, с. 29. •--' • .-•• '

130 Там же, с. 17, 153.

257

<< | >>
Источник: Рогов В.А., Рогов В.В.. Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права. (Очерки IX - середины XVII вв.). М.: МГИУ,2006. – 269 с.. 2006

Еще по теме § 5. Значение понятий-терминов «правило» и «заповедь»:

  1. IV. Состояние науки уголовного права к началу шестидесятых годов XIX в.
  2. 10. Понятие и признаки права.
  3. МУЗЕЙ, ЕГО СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ
  4. Приложение А Круглый стол «Верховенство права как ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ЭКОНОМИКИ» (стенограмма) (Москва, ИНСОР, 31.01.2012) УЧАСТНИКИ:
  5. § 1.8. Манипулятивные технологии глобалистской юриспруденции и права человека
  6. § 3.6. Толкование права перед вызовами глобализма
  7. Исторические условия формирования исламского права
  8. § 10. Мистически-субъективированная концепция права преп. Нила Сорского как явление правовой образованности и интеллектуальности
  9. § 3. Понятие «закон» в концепции митрополита Илариона.
  10. § 7. Термины-категории «закон и обычай» в Уложении 1649 г.
  11. § 2. Трактовка права Отцами Церкви и ее последствия в средние века
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -