7. Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине 19 в.
Философ, педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841) явился основоположником немецкой эмпирической психологии. Он выступил против теории способностей Вольфа, считая, что нельзя делить душевную деятельность на самостоятельные функции, душевная жизнь – это единая связанная целостность.
Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную, прежде всего, на опыте: ее предметом должны быть факты, явления сознания. Факты сознания выступают исходным пунктом всякого психологического исследования. Методами является самонаблюдение, наблюдение и анализ продуктов деятельности, эксперимент он отвергает по этическим соображениям. Гербарт ратовал за внесение в психологию математических методов.Элементом душевной жизни он считал представление. Представления – это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют качественные и количественные характеристики. К количественным характеристикам относится сила представления, показателем которого является его ясность. Психология Гербарта состояла из «статики духа» (данных измерения представлений в период покоя) и «динамики духа» (условий движения представлений в сознании).
Представления в сознании постоянно взаимодействуют. Они могут бороться, относясь друг к другу как противоположности, либо сливаться, не теряя в своем качестве и образуя новое образование («компликацию»), или же сливаться по сходству. В зависимости от степени ясности представления распределяются по трем областям: ясного сознания, сознания, бессознательного. В разные моменты времени одно и то же представление может пребывать в разных областях сознания. Душевная жизнь – безостановочное движение представлений. Границы, которые отделяют одну область сознания от другой, Гербарт назвал порогами. Возможность проникновения представления в центр сознания он объяснял силой впечатления (значимостью для субъекта), отсутствием препятствий на пути представления в сознание, а также наличием поддержки со стороны прошлого опыта.
Процесс слияния представлений с прошлым опытом Гербарт назвал апперцепцией. Гербарт выделял в сознании также волю и чувства, считая их продуктом отношений между представлениями, частным случаем их взаимодействия.М. Лацарус (1824–1903) и X. Штейнталь (1823–1899). Существенной чертой эволюционизма как метода изучения культур было увлечение психологическим объяснением культур. Уже в середине XIX в. предпринимались попытки обоснования самостоятельного направления, центром исследований которого была бы психология народов. Основателями новой дисциплины были немецкие ученые М.Лацарус (1824–1903) и X.Штейнталь (1823–1899). Основное содержание их концепции состоит в том, что благодаря единству происхождения и среды обитания «все индивиды одного народа носят отпечаток... особой природы народа на своем теле и душе» При этом «воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, тенденции предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего все они обладают одним и тем же народным духом» (1).
Народный дух понимается как психическое сходство индивидов, принадлежащих к одному народу, и одновременно как их самосознание (народ есть некая совокупность людей, которые смотрят на себя как на один народ, причисляют себя к одному народу). Основными задачами «Психологии народов» является (а) психологическое познание сущности народного духа и его действия; (б) открытие законов, по которым совершается внутренняя духовная или идеальная деятельность народа в жизни, в искусстве и в науке; и (в) открытие оснований, причин и поводов возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.
В «Психологии народов» можно выделить два аспекта. Во-первых, анализ духа народа вообще, его общих условий жизни и деятельности, описание общих элементов и отношений развития духа народа. Во-вторых, более конкретное исследование частных форм народного духа и их развития. Первый аспект получил название этноисторической психологии, второй – психологической этнологии.
Непосредственными объектами анализа, в процессе исследования которых раскрывается содержание народного духа, являются мифы, языки, мораль, нравы, быт и другие особенности культур. Лацарус и Штейнталь предлагали строить этническую психологию как объяснительную науку о народном духе, как учение об элементах и законах духовной жизни народов и исследование духовной природы всего человеческого рода. Общее направление исследований культур, сформулированное Лацарусом и Штейнталем, проблемы, поставленные ими, развиваются и поныне. Анализ «Психологии народов» (в виде этнопсихологии или ментальности как типа культуры, а также проблемы «первобытного мышления») стал неотъемлемой частью исследования культур в XX в.Рудольф Герман Лотце пришел к своеобразному компромиссу между материализмом и идеализмом, с преобладанием последнего. В учении Лотце точное естествознание, медицина сочетаются с элементами монадологии Лейбница. Он развивал идеалистические представления о душе. Утверждал, что существование индивидуальных духовных сущностей монад безусловно обнаруживается во внутреннем Я каждого человека. Являясь частью абсолюта, индивидуальные сущности влияют друг на друга.