<<
>>

Британское общество в 1950-х — первой половине 1960-х годов

Положение трудящихся. Несмотря на нарастающие экономические трудности, состояние британского общества в 1950-х — первой половине 1960-х годов многие английские социологи определяли как вполне благополучное или даже процветающее.

Об этом говорят и статистические данные, касающиеся положения трудящихся. Коэффициент безработных в этот период был достаточно низким — от 1,2 до 2,6% всех занятых. К концу 1960-х годов средний доход рабочей семьи составлял 850 ф. ст. в год, а около половины из них имели доход, превышающий 1000 ф. ст. в год.

Помимо высоких заработков, благополучию населения способствовали упрощение условий кредитования и развитие отраслей, производящих товары широкого потребления. О повышении уровня жизни британцев свидетельствовало приобретение ими товаров длительного пользования (холодильников, стиральных машин и других электротоваров). Многие имели автомобили: в 1945 г. было 1,5 млн автовладельцев, а в 1960 г. — уже 5,5 млн. Представители среднего класса и рабочие могли позволить себе отдых за границей, особой популярностью пользовалось Средиземноморье. В конце 1950-х годов глава правительства Г. Макмиллан в своих речах перед общественностью не без основания повторял: «Вам никогда еще не жилось так хорошо, как сегодня».

Досуг. Подавляющее большинство британцев имели телевизоры и смотрели телевизионные программы «Би-Би-Си». Эта государственная корпорация финансировалась за счет лицензионных взносов, которые выплачивала каждая семья, имеющая телевизор. Независимое телевидение появилось в 1954 г., оно существовало на средства рекламы и было ориентировано на незначительную часть общества — уэльсцев (валлийцев), а также на иммигрантов, прибывших из стран Латинской Америки, Азии и Африки. Помимо телевидения, занимавшего значительную часть досуга, британцы увлекались садоводством, что отличало их от жителей многих стран континента (Франции, ФРГ, Италии).

Молодежь, а нередко и представители старшего поколения, особенно состоятельных слоев населения, были вовлечены в спортивные занятия, включая греблю и конный спорт.

Нельзя не сказать о вкладе в национальное просвещение и культуру британских музеев. Не случайно Великобританию называют страной музеев. Отсутствие войн на ее территории фактически с XIII в. и владение огромной империей позволили британцам накопить и сохранить в своей стране несметные сокровища почти всех цивилизаций, существовавших на земном шаре. Только в Лондоне было более 30 музеев. Среди них особенно популярны музей Тауэра, Британский музей, Национальная портретная галерея, Национальная галерея, Тейт-галерея, музей Виктории и Альберта, выставка восковых фигур мадам Тюссо. При этом подавляющая часть музеев и галерей были основаны на базе коллекций, завещанных их владельцами.

Еще в XIX в. в правящих кругах утвердилось мнение, что, поскольку музеи существуют за счет налогов населения, вход в них не может быть платным. Этот принцип распространяется на большую часть хранилищ прошлого. Помимо узаконенных грантов, поступающих от государства, дополнительным источником финансирования музеев являются национальные лотереи, а также добровольные пожертвования.

Литература, театр. Послевоенные десятилетия были особенно плодотворными для британских писателей и драматургов. Сенсационным явлением в литературной жизни стала публикация произведений группы писателей, получивших известность как «рассерженные молодые люди». В эту группу входили Джон Уэйн (1925—1994), Кингсли Эмис (1922-1995) и Джон Осборн (l929—1994). В романах Уэйна «Спеши вниз», Эмиса «Счастливчик Джим» и пьесе Осборна «Оглянись во гневе» ставилась проблема «отчужденного интеллигента», протестующего против ценностей современного ему общества: власти денег, стремления к успеху и обогащению. Так, например, главный герой вышеназванного романа Уэйна после окончания университета в Оксфорде вместо интеллектуальных занятий предпочел мыть окна, продавать автомобили, распространять наркотики, служить санитаром в больнице.

В 1950—1960-х годах всемирную известность получили произведения писателей Дж. Оруэлла, Дж. Пристли, Дж. Линдсея, И. Во, Г. Грина, Дж. Олдриджа, братьев Л. и Дж. Даррелл. В их разнообразных по своей тематике романах и пьесах осуждались нравы британской бюрократии, изображалась жизнь семьи и «маленького человека» со всеми их проблемами. Большое внимание уделялось трагическим событиям в недавней истории.

Писатель и публицист Джордж Оруэлл (1903—1950) был участником гражданской войны в Испании и рассказал об этих событиях в очерке «Вспоминая войну в Испании», полностью опубликованном в 1953 г. Важной вехой на его творческом пути была сатирико-аллегорическая повесть «Звероферма» — одно из первых художественных обличений сталинизма. В широко известном романе-антиутопии «1984» писатель изобразил будущее как тоталитарный иерархический строй, основанный на физическом и духовном порабощении людей.

Творческий путь Джона Пристли (1894—1994) начался в конце 1920-х годов. Романы 1950—1960-х годов воссоздают многоплановую картину современной английской жизни. Так, в произведении «Сэр Майкл и сэр Джордж» автор иронически рисует нравы бюрократии. Плодотворен вклад Пристли в драматургию. Осуждая социальную несправедливость, он обращает внимание на нравственные качества людей. Интерес публики вызвала его пьеса «Мистер Кетл и миссис Мун».

Джек Линдсей (1900—1990) получил известность как писатель, ученый и общественный деятель (член Коммунистической партии Великобритании с 1941 г., активный борец за мир). На материале английской и мировой истории Линдсей создавал эпические повествования о революционной борьбе народных масс: «Люди сорок восьмого года», «Костры в Смитфилде» и др. В эпопее «Британский путь», включающей романы «Весна, которую предали», «Твой дом», «Маски и лица», Линдсей повествует о жизни различных социальных слоев Великобритании после 1945 г. Одновременно он проявил себя как литературовед, историк широкого профиля и искусствовед.

Ирвинг Во (1903—1966) — писатель-сатирик.

Герои его произведений — это череда карикатурных, граничащих с абсурдностью портретов «джентльменов» современной ему Англии, от позеров, бездельников до вызывающих сочувствие порядочных простаков. Наибольшим вниманием читателей пользовались его роман «Возвращение в Брайд- схед» и трилогия «Меч почета» («Люди при оружии», «Офицеры и джентльмены», «Безоговорочная капитуляция»).

Грэм Грин (1904—1991) завоевал признательность читающей публики с 30-х годов. В его ранних книгах детективный сюжет сочетался с религиозным подтекстом. Однако в более поздних романах размышления о судьбах людей выходят на первый план, а религия перестает быть непререкаемым авторитетом. Место действия его произведений 1950—1960-х годов — экзотические страны в преддверии международных конфликтов: в «Тихом американце» это — ЮгоВосточная Азия перед американским вторжением, в «Нашем человеке в Гаване» — Куба накануне революции, в «Комедиантах» — Гаити в правление диктатора Ф. Дювалье.

Джеймс Олдридж (р. 1918) работал военным корреспондентом в годы Второй мировой войны и написал несколько книг, основанных на реальных событиях его жизни. По его собственному признанию, основная тема созданных им романов и повестей — выбор, стоящий перед человеком: выбор пути, выбор действия, выбор мировоззрения. Большой известностью пользуется его произведение «Последний дюйм», повествующее о мужественном поступке человека, о сложных взаимоотношениях отца и сына. Перу Олдриджа принадлежат также романы «Герои пустынных горизонтов», «Не хочу, чтобы он умирал», «Последний изгнанник».

В 1950— 1960-х годах пользовались популярностью и английские писатели братья Даррелл: Лоренс Даррелл (1912—1990) и особенно его младший брат Джеральд Даррелл (1925—1995), прославившийся как ученый-зоолог и писатель-анималист. Его книги «Моя семья и другие звери», «Птицы, звери и родственники» были переведены на многие языки.

Многие из названных лиц продолжали свою творческую деятельность и в последующие годы.

Особое место в драматургии 1950—1960-х годов занимал так называемый театр абсурда.

Основой его являлась концепция полного отчуждения человека от социальной среды, представление об абсурдности его существования. Авторы подобных пьес использовали нелогичные ситуации, странные диалоги, элементы клоунады и мюзик- холла. Британские драматург, поэт, режиссер, лауреат Нобелевской премии Гарольд Пинтер (1930—2008) и драматург Норман Фредерик Симпсон (1919—2011), принадлежавшие к этому направлению, передавали в своих пьесах ощущение надвигавшегося ужаса. В первую очередь это относилось к таким пьесам Пинтера, как «Кухонный лифт», «Деньрождения», «Сторож», и драме Симпсона «Оглушительное бренчание».

Молодежная культура. На рубеже 1950— 1960-х годов наметилась тенденция разрыва молодежи с устоявшимися нормами общественного поведения, что считалось реакцией молодого поколения на более благополучную жизнь по сравнению с прежними временами. Эксцентричный образ жизни молодых людей из рабочей среды и среднего класса, проявлявшийся в приверженности к поп-культуре, вызывающей одежде и экстравагантных прическах, не воспринимался, а нередко и осуждался людьми старшего поколения.

Распространение противозачаточных средств способствовало более свободному отношению молодежи к сексуальным связям и своим обязательствам перед партнерами. Разводов становилось больше, хотя ценность семьи как важной социальной ячейки признавалась всеми слоями британского общества.

В молодежной музыкальной культуре популярный в прежние годы джаз сменился ритмичным рок-н-роллом. В начале 1960-х годов огромный успех завоевала рок-группа четырех музыкантов, известных как ливерпульская четверка, или «Битлз» (жуки). В нее входили: Джон Леннон, Пол Маккартни, Ринго Стар и Джордж Харрисон. Наибольшую популярность получил основатель группы Д. Леннон. Музыканты внесли значительный вклад в популяризацию рок-музыки, обусловив ее переход от танцевально-развлекательной в сферу искусства.

В целом в рассматриваемые годы жители Британии постепенно отказывались от представлений о себе как о гражданах великой империи. Под воздействием культурных веяний США и континентальной Европы трансформировались и традиции островного государства.

<< | >>
Источник: Остапенко Г.С., Прокопов А.Ю.. Новейшая история Великобритании: XX — начало XXI века: Учеб. пособие. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М,2012. — 472 с.. 2012

Еще по теме Британское общество в 1950-х — первой половине 1960-х годов:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -