<<
>>

«ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ»

«Чистые братья и верные друзья» («Ихван ас-сафа[359] ва хуллан ал-вафа») — так именовалось общество в иракском городе Басра, образовавшееся в начале X в. и просуществовавшее до 80-х годов X в.

Его члены создали ряд религиозных, этических, научных трактатов — посланий (раса 'ил). Один из культурных деятелей того времени назвал имена некоторых создателей: Мухаммад ибн Ма[360]шар ал-Бусти ал-Мукаддаси, Али ибн Харун аз- Занджани, Абу Ахмад ан-Нахраджури, Абу Мухаммад Абу-л-Багл, Зайд ибн Рифа4а.

Послание о географии представляет собой, помимо астрономических выкладок, описание разделения земли и членения ее на климаты по типу труда ал-Фергани; оно не содержит аллюзий к «Географическому руководству» Птолемея. Сохранилось довольно много рукописей сочинений «Чистых братьев»; некоторые были изданы, хотя о критическом издании сведений нет.

Издания: Китаб Ихван ас-Сафа4 ва Хуллан ал-Вафа4. Бомбей, 1888— 1889. Т. 1-2; Раса’ил Ихван ас-Сафа4 ва Хуллан ал-Вафа4. Каир, 1928. Т. 1-4; Раса’ил Ихван ас-Сафа4 ва Хуллан ал-Вафа4. Бейрут, 1957. Т. 1-4.

Перевод: Die Propaedeutik (Logic, Naturanschauung, Anthropologie, Lehre von der Weltseele) der Araber im X. Jahrundert / Ubers. F. Dieterici. Berlin; Leipzig, 1861-1872.

Литература: GAL I. S. 213-214; GAL SB II. S. 379; Крачковский 1957. С. 230; El2. Vol. III. P. 1071-1072; Калинина 1984a.

ПОСЛАНИЯ

Глава о семи климатах. Климаты — [это] семь частей, начертанных в населенной части Земли. Каждый из климатов — как бы разостланный ковер, протянувшийся по длине с востока на запад, а по ширине с юга на север. Климаты различны по длине и ширине (...)4.

6-й климат принадлежит Меркурию(...). Начинается он с востока и идет через север страны йаджудж и маджудж[361], идет через юг страны Сиджистан[362], затем через юг области Асхаб[363] Сугургур[364], через центр страны Хакана[365], юг страны кимаков (...)[366], пересекает море Табаристана[367], проходит через центр страны Азербайджан, центр страны Арминия и

Малатия[368], север страны моря Понт[369], север Константинополя, центр страны Македония, центр Киликии[370], которая примыкает к северу, идет через юг моря славян[371], через север Храма Венеры[372] и Андалусии[373] и достигает моря Запада. Большинство населения этих стран цветом между рыжим и белым (...).

Климат 7-й принадлежит Луне (...). Начинается он с востока и идет через юг страны йаджудж и маджудж, область Сиджистана, страну Сугургур, через страну кимаков, юг алан, север моря Джурджана, область Х.н.х[374], через гору Баб ал-Абваба[375], центр моря Понт, юг страны бурджан, север страны Македонии, через юг моря славян, юг острова Рай[376] и достигает моря Запада. Большинство населения этих стран медлительно, [по цвету кожи] ближе к светлым.

(Перевод Т. М. Калининой: Калинина 1984а. С. 204-206)

<< | >>
Источник: Т. Н. Джаксон, И. Г. Коновалова,  А. В. Подосинов. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Том III: Восточные источники. Сост. части I — Т. М. Калинина, И. Г. Коновалова; части II — В. Я. Петрухин. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке,2009. — 264 с.. 2009

Еще по теме «ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ»:

  1. § 4. Морфологические типы качественных наречий и их связи с именами прилагательными
  2.   6. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ  
  3.   Он дикарей, что по горным лесам в одиночку скитались, Слил в единый народ и законы им дал...18  
  4. Глава 1. Судьба Н. Я. Данилевского (школа жизни, наук и общений)
  5. Свойства и происхождение менее совершенного языкового строения
  6. ДЕСКРИПЦИЯ И МЕТОД. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ИЗДАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИДЕИ ЧИСТОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. ОГЛАВЛЕНИЕ
  8. АЛ-ФАРГАНИ
  9. «ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ»
  10. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА. СОКРАЩЕНИЯ
  11. Античная философия
  12. § 4. Морфологические типы качественных наречий и их связи с именами прилагательными
  13. Параграф второй. Учение Иисуса Христа
  14. СВЕДЕНИЯ ОБ АДАТЕ, ИЛИ СУДЕ ПО ОБЫЧАЯМ, КАВКАЗСКИХ ГОРЦЕВ ВЛАДИКАВКАЗСКОГО ОКРУГА СГАГАУРСКОГО, КУРТАТИНСКОГО, АЛЛАГИРСКОГО ОСЕТИНСКИХ ОБЩЕСТВ). 1844 год[274]
  15. Связь основных философских концепций исмаилизма с его религиозными постулатами. Рационализм философской доктрины исмаилизма – онтологический и гносеологический его планы. Место Бога в картине мироздания.
  16. «Чистые братья»
- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -