«ИСТОРИЯ ДЕРБЕНТА»
Большие фрагменты из книги «История Дербента» («Та’рих ал-Баб ал- Абваб»[607]), повествующие о событиях со второй половины VIII в. до 1075 г., дошли до нас благодаря турецкому ученому XVII в.
Мюнеджжим-баши, который включил их в свое сочинение «Собрание известий о династиях» («Джами ад-дувал»), написанное на арабском языке. Рукопись «Истории Дербента» оказалась в Турции после захвата османами Закавказья, когда, вместе с прочей добычей, оттуда были вывезены многие рукописи. В книге имеются известия о службе русов у властителей Дербента.Издание и перевод: Minor sky V F. A History of Sharvan and Darband in the 10th— 11th centuries. Cambridge, 1958; Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963.
Литература: Minorsky 1953; Заходер 1967. С. 173-180.
ИСТОРИЯ ДЕРБЕНТА
1.10.1.1
О Бану Хашим, правителях Баб ал-Абваба, Маската, пограничных областей, иначе называемых Маракиз
(Рассказ о войне ширваншаха Минучихра ибн Йазида с жителями Дербента в 420/1029 г.)
Позже в том же году русы вступили в Ширван[608], и Ширваншах Ми- нучихр встретил их около Баку. Много ширванцев было убито (...). Затем русы поднялись до реки Куры. Чтобы остановить их продвижение, Минучихр преградил Араке, но они потопили многих мусульман. Позже правитель Гянджи Муса б. Фадл [пригласил] их высадиться, дал им много денег и повел на Байлакан[609], жители которого восстали против него. С помощью русов он овладел Байлаканом и схватил и убил своего брата Аскарийа. Затем русы ушли из Аррана в Рум, а оттуда вернулись в свою страну.
(Перевод В. Ф. Минорского: Минорский 1963. С. 53)
1.10.1.2
[Эмир Маймун[610] стал править с раби4 I 366/ноября 976 г.] Он оставался в цитадели, где обычно жил его отец, а затем был уведен оттуда и заключен в «правительственном здании»[611] (...). Эмир Маймун оставался в правительственном здании как пленник, а вся власть была в руках раисов[612].
Эмир Маймун тайно искал помощи против раисов у русов, и в 377/987-88 г. они прибыли на 18 судах[613]. Сначала они послали один корабль, чтобы выяснить, действительно ли эмир желает их помощи, и, когда русы вывели эмира [из его заключения], народ ал-Баба соединенными усилиями перебил их до единого, а остальные корабли поплыли в Маскат[614] и разграбили его. Оттуда они последовали дальше в Ширван и Му гаи[615] и к Нахр ал-Атик[616].В 378/988-89 г. эмир Маймун восстановил цитадель ал-Баба и укрепился в ней. В 379/989-90 г. в ал-Бабе начались беспорядки, вызванные Мусой ат-Тузи, проповедником из Гиляна (...). Он потребовал у эмира выдать ему его телохранителей-русов[617], чтобы им был предложен ислам или [их будет ждать. — Т. К] смерть. Так как эмир ответил отказом, начались беспорядки, и в 380/990 г. эмир укрепился в цитадели против проповедника. Тузи и народ ал-Бабы осаждали ее 28 дней, и дела приняли такой оборот, что эмир был вынужден просить проповедника обеспечить ему безопасность (аман. — В. М.) [с условием], что он сдаст ему цитадель, а сам со своими гуламами уйдет в Табаристан, что и было разрешено.
(Перевод В. Ф. Минорского: Минорский 1963. С. 68)
1.10.1.3
В 423/1032 г. эмир Мансур[618] с газиями[619] исламских «центров» совершил большой поход. Дело было в том, что русы напали на владения Ширвана, разрушили и ограбили их и убили, а также полонили множество людей. Когда они возвращались с награбленным добром и пленными, гази и ал-Баба и пограничных областей с эмиром Мансуром во главе, заняв теснины и дороги, предали их мечу, так что спаслись немногие. Они отняли у них всю военную добычу, живую и неодушевленную, которую они захватили в Ширване. [После этого] русы и аланы вознамерились отомстить[620]. Они собрались вместе и выступили по направлению ал-Баба и пограничных областей. Прежде всего в 424/1033 г. они двинулись на ал-Карах[621], где была только маленькая кучка [воинов] с Хусравом и ал- Хайсамом ибн Маймуном ал-Ба’и[622], раисом дубильщиков. [Последний ?] с помощью карахцев сразился (с ними), и господь даровал победу над мусульманами, которые перебили множество аланов и русов. Властитель аланов был силой отражен от ворот Караха, и навсегда были прекращены притязания неверных на эти исламские «центры».
(Перевод В. Ф. Минорского: Минорский 1963. С. 70-71)