<<
>>

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Специалисты подсчитали и выявили особенности восприятия информации, передаваемой различными каналами коммуникации: человек запоминает примерно 10% того, что читал, 20% того, что слышал, 30% того, что видел, 50% того, что слышал и видел, 70% того, о чем сам рассказывал, и 90% того, что сам делал1.
Поэтому именно телевидение обладает наиболее мощным воздействием, давая визуальную картинку, которую население воспринимает как более достоверную, чем вербальный канал, поскольку действительность представляется как бы не отфильтрованной. Кроме того, зрительные образы запоминаются лучше, чем вербальные, и дольше хранятся в памяти. Два канала получения информации — зрение и слух.

Телевизионную рекламу, как и любую другую, можно классифицировать как прямую и косвенную. Прямая реклама предполагает знание потребителя о том, что источником рекламной информации является кандидат и его сторонники. Обычно для прямой рекламы используются официальные эфиры и газетные площади (бесплатные или коммерческие), предоставляемые кандидатам в соответствии с законодательством о выборах. Косвенная реклама строится таким образом, чтобы источник информации внешне выглядел нейтральным, независимым от кандидата2 (именно такой вид рекламы превалировал в избирательной кампании партии «Единая Россия» в ГД-2003).

Теперь мы рассмотрим основные жанры телевизионной рекламы. В СМИ используются как самостоятельно разработанные рекламные жанры, так и типы обращений, сложившиеся на основе устоявшейся жанровой структуры данного канала коммуникации. На телевидении в качестве основных жанров существуют следующие.

Выступление политиков и теледебаты. В последнее время становятся одним из центральных элементов предвыборной гонки. Рассматривать выступления кандидатов в качестве жанровой единицы позволяет ряд их характерных особенностей: это, как правило, непосредственное обращение претендента к избирателям, построенное по законам публичной речи и содержащее основные предложения кандидата, достаточно четкие по форме их изложения его представления.

Телевизионные выступления помогают избирателям получить наиболее полное представление о кандидате, оценить его умение говорить и вести себя, а также претендент может проявить ораторские способности, завоевать доверие избирателей.

Рекламные споты. Спот, или ролик, как его чаще называют, представляет собой наиболее короткое рекламное произведение. Он обладает важным преимуществом — в силу малой временной протяженности его легче внедрить в сетку вещания. С. Лисовский утверждает, что существует около семи видов спотов:3

примитивный;

«говорящие головы» (ролики, призванные разъяснять предвыборные обещания и создать впечатление, что кандидат способен их выполнить);

агрессивный (ролики, указывающие на недостатки противников);

ролики, показывающие кандидата в «реальной жизни, общающимся с людьми»;

интервью «случайного прохожего» (ролики, демонстрирующие поддержку кандидата простыми людьми);

«рекомендательные» (ролики, в которых в поддержку кандидата выступают известные политики, деятели культуры, спорта и т.д.);

«беспристрастный репортер» (в таких роликах зрителям предлагают различные факты и суждения о данном политике (или его оппоненте) и предоставляют возможность самим делать выводы)4.

Видеоклип. В отличие от спота, более протяжен по времени и обладает большим количеством монтажных фрагментов. Кроме того, в нем обязательно должен присутствовать политик или представители рекламируемой организации.

Видеофильм способен вместить еще более объемную и разноплановую инфор-мацию о лидере, чем спот или клип, информацию, богаче поданную, чем ее возможно подать в рамках телевыступления или теледебатов.

Рекламная передача. Для нее характерны: большая свобода в организации материала, чем у роликов, клипов и тем более у традиционных выступлений и теледебатов; возможность широко использовать «свидетельства знаменитостей», различные видеоматериалы, элементы телевизионных интервью, портреты, зарисовки и другие типы телевизионной продукции.

Телевизионные политические шоу.

Для них характерна практически неограниченная возможность использования выразительных средств и ярко выраженная развлекательная направленность.

Таким образом, успешное воплощение планов политической стратегии во многом зависит от выбора средств и видов рекламы. Так как основным средством выразительности телевидения является визуальный ряд, то именно он помогает воплотить и раскрыть образ политического лидера (партии). А с помощью конструктивной или корректирующей съемки можно подчеркнуть его достоинства и сгладить недостатки, или наоборот, застать врасплох или унизить в глазах общественности.

Почепцов Г.Г. Имидж от фараонов до президентов. — Киев.1997.

Малкин Е., Сучков Е. «Основы избирательных технологий и партийного строительства». — 4-е изд. — М.: SPSL — «Русская панорама», 2003.

Лисовский С. Политическая реклама. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.

Devlin L . An analysis of Presidential Television Commercials.

Н.А. Садыкова (Башкирский ГУ)

<< | >>
Источник: Под редакцией профессора В.В. Тулупова. КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2005

Еще по теме ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ:

  1. 11.5. СМИ в качестве инструмента политического маркетинга
  2. 2.3. Влияние СМИ и рекламы на модное поведение студенчества
  3. 3.2. Формирование и использование инструментария имидж-системы вуза
  4. СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА И РЕКЛАМА В ПЕРИОД РЕФОРМЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
  5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
  6. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В АНАЛИТИЧЕСКОМ СЮЖЕТЕ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
  7. ЭВОЛЮЦИЯ СПОРТИВНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РОСТ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА АУДИТОРИЮ
  8. Регулирование рекламы в СМИ.
  9. Всесильный бог телевидения
  10. 5.1.1. История рекламы
  11. 5.1.4. Реклама на телевидении и радио
  12. 5.2. «Паблик рилейшнз»
  13. БИБЛИОГРАФИЯ