15. Фоника, понятие благозвучия
Фоника - раздел стилистики, изучающий звуковую сторону речи. В отличие от фонетики, которая изучает способы образования и акустические св-ва звуков того или иного языка, фоника - наука об искусстве звуковой организации речи.
Под фоникой понимают также отбор и употребление языковых средств фонетического уровня с определенным стил заданием. Этот раздел стилистики дает оценку особенностям звукового строя языка, определяет хар-рные для каждого языка условия благозвучия, исследует разнообр приемы усиления фонетической выразительности речи, учит наиболее совершенному, художественно оправданному и стилистически целесообразному звуковому выражению мысли.Фоника изучает эстетическую роль фонетических средств языка. Центральное место при этом занимает анализ звуковой организации поэтической речи, худ прозы и некоторых жанров публицистики (радиовещание и телевидение).
К фонетическим средствам языка, представляющим интерес для фоники, относятся звуки речи - гласные и согласные. Фоника изучает сочетаемость звуков при соединении слов в словосочетания и предложения. Изменение привычной для русского человека последовательности звуков в речи воспринимается как отклонение от нормы.
Благозвучие предполагает наиболее совершенное с точки зрения говорящих на данном языке сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Требования благозвучия должны быть согласованы с фонетическими особ-ми конкретного языка. Благозвучие всегда обусловлено своеобразием фонетики данного нац языка. Напр, непривычные для русского человека созвучия в таких словах, как Битлз, хиджра кажутся неблагозвучными.
Каждый язык имеет свою неповторимо индивидуальную фонетическую систему, которая говорящим на этом языке представляется самой удобной. Для русского человека благозвучны короткие слова, чередующиеся с длинными, интонация гармоническая, плавная. Неблагозвучны, напр: Вдруг взгрустнулось другу - неблагозвуч сочетания вдр, взгр, вск, встр; неоправданное повторение одних и тех же звуков (у, в, р), а также подобных (д - т, з - с).
Сочетаемость звуков в рус языке - Наиболее естественное звучание русской речи достигается чередованием согл и гласных звуков и незначительным употреблением консонатных сочетаний, т.е. сочетаний нескольких согласных. В нашей фонетической системе консонатные сочетания чаще двучленны (друг, брат), иногда трехчленны (взрыв, строй). Для создания благозвучия важно, сколько звуков входит в консонатное сочетание, какие это звуки, последовательность (в начале, в середине или в конце слова).
В рус лексике, как правило, сочетание согл подчиняется законам благозвучия. Но есть в языке и неблагозвучные слова, в которых согласных больше средней нормы или нарушена их последовательность (взвизгнуть, взбрыкнуть, взрыв). Обычны сочетания из двух согласных в начале и середине слова (снег, степь, весло, добрый), но перемещение их в конец слова затрудняет артикуляцию (добр, кругл). Такие сочетания звуков, как тл, зл, чаще встречаются в начале и сер слов и очень редко в конце (злой, узлы, жезл).
+ редкие формы, оканчивающиеся стечением согл: краткие прил (черств), формы род падежа множественного числа сущ-ных (знакомств).
В русском языке преобладают сочетания согласных, построенные в соответствии с законом восходящей звучности слога, т.е. шумный согласный (глухой или звонкий) плюс сонорный (др, кл, см, зн). Нетипичны такие слова, как пломбир, так как в них сонорные предшествуют шумным. Некоторые комплексы согласных звуков (типа врж, мкртч) представляются русскому человеку непроизносимыми, хотя в других языках они встречаются довольно часто (нерусские фамилии).
Рус языку свойственна тенденция к сокращению в речи консонатных сочетаний. Так, при стечении близких по качеству согласных один из них в устной речи выпадает (поздно, известно, гигантский). Избежать скопления согласных звуков, если слово начинается консонатным сочетанием, помогает использование вариантов предлогов: с - со, в - во, о - об - обо, под - подо и т.д. (ср.: об этом - обо всем).
Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными.
Зияние может быть внутренним - когда несколько гласных стоят рядом в одном слове (радиоузел), и внешним - когда стечение гласных появляется при соединении слов (у Оли). Неблагозвучие возникает обычно при внешнем зиянии.Для того чтобы звуковая сторона речи стала заметной, необходимо отчетливое выделение слов при чтении и подчеркивание выразительных звуков; это требует особой интонации, возможной лишь в поэзии и высокоэмоц прозе. Кроме того, благодаря ритмической и метрической организации, звук в поэзии «озвучен» сильнее, чем в обычной речи.
Стилистические функции звукописи в худ речи - Худ назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту. Звукоподражание - это употребл слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления. (Пастернак-достать чернил и плакать, Рыдать...) Есть немало слов, которые уже своим звучанием напоминают называемые ими действия (шуршать, шипеть, охать)- ономатопеями.
Выразительно-изобразит функция звукописи - Рус яз располагает большим количеством слов, которые могут выступать в поэтической речи как звукообразные. Одни из них произносятся энергично (бой, крик, рвать, резко, грубо), другие - мягко, нежно (льнуть, таять, нега, лебедь, дева, милый), третьи напоминают шепот (чу, слышишь, молча, тише). На эти слова и опирается звукопись. Органическая связь звукописи с содержанием, единство слова и образа придают речи яркую экспрессию.
Эмоц-экспресивная функция звукописи - Звуковые повторы в поэтической речи подчеркивают ее эмоц-ность, придавая большую «выпуклость» сходным фонетическим словам.
Смысловая функция звукописи- может подчеркивать логически важные слова, худ образы, мотивы, темы.
Композиционная функция звукописи-Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ.