<<
>>

СИНТАКСИС ТЕКСТА

Наряду с отдельными предложениями и словосочетаниями осо­бое значение имеют в тексте группы тесно связанных между собой самостоятельных предложений. Такая качественно новая единица — сочетание нескольких взаимосвязанных тематически, по смыслу и синтаксически предложений, служащих для более полного, по срав­нению с отдельным предложением, развития мысли — называется сложным синтаксическим целым (или прозаической строфой).

С од­ной стороны, в прозаических строфах обнаруживаются чисто син­таксические черты (средства связи между предтожениями), с дру­гой — прозаические строфы имеют прямое отношение к компози­ции, стилевому и художественному своеобразию произведения.

Между предложениями в сложном синтаксическом целом су­ществует три типа связи.

Цепная связь отражает последовательное движение, раз­витие мысли в связной речи. Синтаксический характер цепной связи выражается в структурної) соотнесенности двух предложе­ний. Обычно какой-либо член предшествующего предложения, например дополнение, в последующем предложении становится подлежащим. Наиболее распространенные структурные виды цеп­ной связи: дополнение ~ подлежащее: Мы жи.ш в городе. Этот город был совсем небольшой', обстоя тел ьство — подлежащее; Все ма­газины там закрываются с часу до четырех. Это время называется «сиеста»', дополнение — дополнение: Я передал ему вашу просьбу. Ему она не очень понравилась', подлежащее — дополнение: Мы при­ехали поздно. Нас, однако, встретили: подлежащее — подлежащее; У нас произошла еще одна революция — компьютерная. Компьютер­ный переворот совершился весьма бурно. Структурная соотнесенность между предложениями при цепной связи выражается с помощью: лексического повтора, т.е. повтора одного и того же слова: место­имений (люди — они}: синонимов (люди — граждане — население —■ человечество). Цепная связь — самый распространенный вид про­заических строф.

Параллельная связь выражается в одинаковом или сход­ном построении предложении; они однотипны по грамматиче-


Особое синтаксическое оформление зачинов и концовок позво­ляет выделять строфы в тексте, синтаксически и стилистически организует речь.

При построении прозаической строфы должны учитываться две основные характеристики текста: тематичность и связность. Игно­рирование этого положения ведет к появлению стилистических ошибок и недочетов.

Смешение плана изложения заключается втом, что, начав пи­сать на одну тему, автор в дальнейшем изложении отклоняется от нее.

Пропуск логических связей между предложениями, входящи­ми в сложное синтаксическое целое, приводит к отсутствию меж­ду ними причинно-следственных отношений.

Неверное абзацное членение текста значительно затрудняет восприятие прозаических строф. Композиционное членение по­могает легче воспринимать содержание, правильно расставлять логические акценты, следить за развитием авторской мысли.

293. Определите виды цепных связей и укажите их стилистические различия в текстах, принадлежащих к разным стилям.

1. Федотов рисовал красную комнату; в углу комнаты — зерка­ло, в котором отражены стены. На красных стенах висят картины, такие, какие встречались тогда во всех гостиных, имеющих пре­тензии на великолепие...

Картины висят симметрично (В. Шкл.).

2. Труды русских и советских ученых в области теоретической и прикладной механики заслужили мировое признание. Принципи­ально новые задачи встали перед российской школой механики в последние годы интенсивного научно-технического прогресса. Прежде всего это касается такой области приложения механики, как ма­шиностроение, создание промышленных роботов и манипулято­ров, автоматизированных цехов, малоотходных технологий, гиб­ких автоматизированных производств.

Можно привести немало примеров плодотворного воздействия достижений механики на ускорение научно-технического прогресса. Так, одним из ярких событий, привлекших внимание всей миро­вой общественности, стала реализация крупнейшего международ­ного проекта «Вега» — полет двух космических аппаратов к пла­нете Венера и комете Галлея. Главная отличительная особенность подобных экспериментов состоит в том, что их результаты стано­вятся достоянием всех народов мира.

3. Не все изоляционные материалы, применяемые в электро­технике и приборостроении, пригодны для достижения требуемой изоляции цепи стеклянного электрода. Такие широко применяе­мые изоляторы, как текстолит, гетинакс, фибра, картон, карбо­лит, кембрик, бумага, изоляционная лента и т.д., вообше не мо­гут считаться изоляторами, когда нужно изолировать цепи стек-

лянного электрода. Применение этих изоляционных материалов недопустимо в этом случае. Подходящими изоляционными мате­риалами являются органическое стекло, эбонит, высококачествен­ная резина, парафин и специальные пластмассы типа полистиро­ла, фторопласта, полиэтилена и т. л.

294, Подберите по одному отрывку из текстов различных стилей. Со­поставляя цепные связи, сделайте выводы об их стилистическом харак­тере и соответствии функциональному стилю.

295. Составьте примеры (по одной прозаической строфе} со всеми видами цепной связи.

296, Найдите и выпишите из газеты по одному примеру на каждый вид цепной связи. .

297, Определите виды параллельных строф. Охарактеризуйте их струк­туру, способы связи предложений. Дайте стилистическую характеристи­ку строф.

1. И я понимаю, насколько трудна, ответственна и почетна задача, которую поставили перед собой авторы книги-альбома «Скульптура древней Эллады». Это задача — воскресить со всей полнотой счастливой изумленности впечатление первой встречи с искусством Греции, воскресить в сердце каждого, быть может, умолкнувший «звук божественной эллинской речи». Это задача — представить скульптуру Греции во всей прелести, во всем очаро­вании и блеске формы ее сохранившихся подлинников, со всей ее одухотворенной человечностью. Представить это солнечное ис­кусство очищенным от мертвой схемы поздних копий, не переда­ющих и сотой доли души, движения, жизни, заключенных в ори­гиналах.

2. Неповторимый в своей мужественной красе Мадрид встре­чал новый, 1937-й год. Наступила холодная бесснежная зима. По опустевшим улицам хлестал холодный дождь. Пронизывающий ветер срывал со стен мокрые яркие плакаты, призывающие к обо­роне, к революционной дисциплине на фронте и в тылу.

298. Определите разновидности описательных строф; проанализируй­те их структуру и связи между предложениями. Сделайте стилистический анализ этих строф.

1. В десять заиграли оркестры, длинные густые колонны потя­нулись по улицам. Кто-то сверху начал щедро швырять солнцем и теплом. Музыка вспыхивала в оттаявшем воздухе, взлетала вверх, к третьим и четвертым этажам, цеплялась за закрытые окна, сту­чала в стекла, требовала открыть. Хмурые дома сопротивлялись, потом один за другим стали открываться, высыпали на улицу толпы людей. (М. К.)

2. Возвращение Игольникова. Народный следователь с этой звуч­ной фамилией торжественно возвращается домой, в Мирополь, из командировки, по начальству. (М.К.)

3. Лихорадочно работает телеграф, разнося сенсационную но­вость двадцатого века, В поте лица трудятся комментаторы радио и телевидения. Грохочут на планете сотни тысяч печатных машин, воспроизводя сообщения из Москвы. В этой буре эмопий, охваты­вающих все континенты, трудно разглядеть отчетливые контуры всех возможных последствий события, но главные из них бесспорны. (Н.Г.)

4. Синева неба с небрежными мазками облаков. Солнце. Птичий щебет в голых еше ветках. Весна. И во дворе Третьяковской галереи группа военных — солдаты, сержанты, старшина — фотографиру­ются у скульптуры Е, Вучетича «Перекуем мечи на орала».

5. Мы едем по пустыне Негев. Пыль. Чахлый саксаул средь при­дорожных камней. Черные залатанные шатры бедуинов. Верблюды. Они здесь не экзотика. Они — вьючный рабочий скот. Стройные арабские женщины, несущие на голове кувшины. Развалины древ­них крепостей среди песков...

6. Режиссер нашел удивительно точную и. я бы сказал, аскети­чески строгую форму для своего «Короля Лира». Три огромных серебристо-лунных плоскости — как образ подлунного мира, где бушует трагедия. Ржавые металлические листы, как знаки ворот замка или щитов тронного зала. Черная, свисающая с потолка лестнина и изломанная линия ограды, вносящая беспокойство и тревогу. Простые, грубо сколоченные скамьи и некрашеный стол с короной — вот и вся декорация.

299. Определите разновидности анафорических сгроф. Проанализи­руйте их структуру и связи между предложениями. Дайте стилистическую характеристику этих строф.

1. Как выдающийся художник-садовод, Прейс принимает уча­стие в украшении главнейших исторических мест и празднеств Петербурга. Он произвел все посадочные и садовые работы на Марсовом поле, он своими руками отбирал каждый куст, каждое дерево, каждый цветок на могилах жертв революции. Он обрамлял цветами все торжества, и он же одно время руководил всем садо­во-парковым управлением северной столицы и ее окрестностей.

2. Он был «преждевременный» человек, этот Гамлет, скорее близкий нам, чем своему веку. Он погиб, но одержал победу. И не только потому, что был готов в финале трагедии к великим свер­шениям, не только потому, что метнул наконец рапиру в пре­ступного Клавдия и тот побежал, оглашая воздух звериным ре­вом. мимо своих торжественных бюстов и рухнул, положив пре­дел своим кровавым делам. Он победил потому, что всей своей короткой, мучительной, но чистой жизнью, непримиримой к

подлости и бесчестию, показал, каким может быть человек, сколь бесстрашна может быть его мысль и совесть, сколь красива и изящ­на может быть его душа. Он присел, умирая, на скалу, как путник у дороги, в ожидании того часа, когда кончится его одиночество и придут люди, способные переделать мир. Он оставил им как завет великое поручение — всегда считать себя лично ответствен­ным за все несовершенства и беды земли.

300. Найдите и выпишите из произведений художественной литера­туры и публицистики примеры параллельных строф. Проанализируйте их структуру и стилистические функции.

301. Определите погрешности в параллельных связях между предло­жениями и в структуре строфы; исправьте текст.

1. Усть-Омчуг. Раскинулись белые сопки. Белая улица тянулась вдаль. Уже протоптанная дорожка по свежей пороше. Бульдозери­сты в промасленных телогрейках возились у машин. 2. Это борьба тяжелая. Выворачивают из земли, приседая от натуги, огромные валуны бульдозеры, подкатывают их к краю поля. Скреперы соби­рали щебень. Крепкими зубьями рыхлителей тракторы вспороли верхний слой, новые глыбы вывернули. Машины топчутся снова на этом же клочке поля, перегретыми моторами тяжело дыша, а камню нет конца.

302. Проанализировав структуру и синтаксический состав строф, оп­ределите синтаксическую форму зачинов. Выберите зачины среди пред­ложений, данных в конце упражнения.

1. (...) Верхняя земля. Так называли тебя казахи. Здравствуй, пустынная громада! Ты лежишь, раскинувшись, от Арала до Кас­пия. Кто знает, какие ветры времени проносились над тобой? Какие побоища кочевников оглашали криками твои просторы? И какая прошлая жизнь скрыта твоими степными могильщика­ми, солончаковыми топями Барса-Кельмес («Пойдешь — не вер­нешься»), пыльными ураганами? (Ч.А.)

2. (...) Они рождались не в сокровенной тишине писательского кабинета, но в тесной щели окопа, под бревенчатым накатом зем­лянки, в тряской кабине полуторки, в бараке лагеря .для воен­нопленных, на госпитальной койке. И судьбу тех, кто их созда­вал, вернее назвать солдатской, нежели писательской. А солдат­ская судьба в годину войны — особенно такой, как Великая Оте­чественная, — нередко кончалась трагически.

3. (...) Прилетали и улетали самолеты. Радостные возгласы встре­чающих перемежались озабоченной скороговоркой провожавших. Ревели турбины лайнеров.

4. (...) От ветрового стекла отскакивает снежная крупа. У обо­чины дороги изогнутые лиственницы будто вырвались из строя, и мотал, крутил их ветер. Жалобно, тонко посвистывает кедровка.

5. (...) В живописном треугольнике между Минским шоссе, коль­цевой автострадой и Проектируемым проездом возникает новый квартал. Здесь уже готовы к отделке первые пять жилых корпусов.

6. (...) Дай таким пачкунам волю, так они приведут нас к за­тяжному бумажному голоду. Они вызовут огромные очереди насе­ления за пузырьком чернил, в которые придется писаться с вече­ра и выкликаться трижды на ночь. Они обломают все бухгалтер­ские счеты и расплавят телефонные трубки...

А чтоб такого не случилось, нужно всех неисправимых люби­телей бестолковой писанины поскорее изымать из нашего обра­щения и списывать в архив.

«Западные ворота столицы», «Нет, бумагопоклонники просто неисправимы»; «В аэропорту царила обычная сутолока»; «Устюрт, Устюрт...»; «Есть стихи с особой судьбой»; «Машина идет по мосту».

303. Составьте параллельные строфы с приведенными зачинами. Про­анализируйте структуру строф и связи между предложениями. Покажите, как синтаксическая форма зачина влияет на структуру и состав строфы.

I. Почтальоны сбивались с ног. 2. О возможностях Иван Еме­льянович вправе судить, как, пожалуй, никто другой: он знает производство, так сказать, изнутри, на собственной шкуре, и знает его сверху. 3. Маленький бревенчатый лом на переезде. 4. Для на­глядности нарисуем себе примерно такую картину.

304. Определите виды строф. Охарактеризуйте их структуру, способы связи предложений: сделайте стилистический анализ.

1. БСЭ составлена из кирпичей, и очень увесистых. Она может не хуже Шатуры электрифицировать бесчисленное множество... мозгов. От нее могут шире и ярче раскрыться глаза, чем на любом представлении. Но мы открывали БСЭ очень скромно и тихо. Сидя в очень маленьком обществе за столом и держа БСЭ в рухах. (М. К.)

2. ...Он пришел по нашему приглашению в Украинское отде­ление «Известий». Пригладил рыжеватые волосы, поправил очки. Робко, с опаской, сел, поерзал на стуле, будто в нем было что-то колючее, забегал глазами по сторонам...

3. Шекспир! Это имя, как пароль, открывающий сердца лю­дей, вот уже четыре столетия произносит человечество. В этом апреле, в день его рождения, люди на всем земном шаре будут с великой благодарностью говорить о четырехсотлетием царствова­нии на сценах мира этого доброго, гуманного и справедливого «короля драматических поэтов».

4. Революции прошлого... Они возникали и гибли, их продава­ли и покупали, они были безнадежными, как путь Спартака по Аппиевой дороге, они были трагическими и возвышенными, как французская, они были мрачными, как революция Кромвеля. Они меняли государственные устройства, эстетические идеалы, поли­тиков, песни, гимны, даже моды они меняли, меняли манеру говорить и драматургию... Их деятели и вожди были бойцами и подвижниками, были великими блистательными ораторами, они вынашивали декларации и говорили речи; верили в то, что говори­ли, и умирали за это и электризовали своими идеями толпу (В. А.).

305. Найдите в произведениях художественной литературы и публи­цистики строфы с единым субъектом всех видов и выпишите по одному примеру. Сделайте синтаксический и стилистический анализ этих строф.

306. Найдите примеры строф, строящихся по модели зачина. Проана­лизируйте их.

307. " Исправьте расстановку абзацев. Мотивируйте правильность ва­шей расстановки. Охарактеризуйте прозаические строфы с точки зрения их синтаксического строения и композиционной структуры.

Вспоминаю, как с товарищем моим, приехавшим в гости, мы далеко ушли по берегу нашего моря.

Был август, лучшее, благодатное время на Байкале, когда на­гревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда солние до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих лед­ников и лежит сыто, часто спокойно, набираясь сил для осенних штормов.

А тут еше и день выдался редкостный: солнце, безветрие, теп­ло, воздух звенит, Байкал чист и застывше-тих, далеко в воде взблескивают и переливаются красками камни, на дорогу то пах­нёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то донесет прохладное и резкое дыхание моря. Товариш мой уже часа два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торже­ство красотой, дотоле им не только не виданной, но даже и не представляемо!!. Все, что отпущено человеку зля впечатлении, в моем товарище было очень скоро переполнено, и он, не в состо­янии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал.

А ведь он, товарищ мой, видел только маленький краешек Байкала и видел его в чудесный летний день, когда все вокруг благодарствует покою и солнцу.

Он не знает, как в такой же точно день, когда светит солнце и недвижен почти воздух, Байкал может бушевать, казалось бы ни с чего, словно взбученный изнутри.

Смотришь и не веришь своим глазам: тишь, безветрие и грохот воды — это за многие и многие километры дошел сюда из района шторма вал. Он, товариш мой, не попадал ни пол сарму, ни под култук, ни под баргузин — ветры, которые мгновенно, с сума­сшедшей силой натетают из речных долин и способны натворить

на Байкале немалые беды, поднимая порой волну до четырех и шести метров.

Он не видел северного Байкала во всей его суровой и перво­зданной красоте, среди которой теряешь и ощущение времени, и меру дел человеческих, — так шедро и царственно властвует здесь над чистой водой древности сияющая вечность. Он не бывал в бухте Песчаной, где солнечных дней в голу гораздо больше, чем на прославленных южных курортах, и не купался в Чивыркуй- ском заливе, где вода летом нагревается ничуть не меньше, чем в Черном море.

Он не знает зимнего Байкала, когда под вычищенным ветра­ми прозрачным льдом, как под увеличительным стеклом, живет и шевелится вода: не слышал он, с каким гулом и треском раз­рывает Байкал, пошевеливаясь весной, этот лед широкими без­донными трещинами, а затем снова соединяет его. возводя ве­ликолепные громады голубых торосов. Он не попадал в волшеб­ную сказку: то мчится навстречу тебе с распушенным белоснеж­ным полотнищем парусник; то повиснет в воздухе средневеко­вый красавеи-замок; то плывут с гордо поднятыми головами лебеди,,.

Это миражи на Байкале — обычное здесь явление, с которым связано немало прекрасных легенд и поверий. И мы, живущие подле Байкала, не можем похвалиться, что знаем его хорошо, потому что узнать и понять его до конца невозможно — на то он и Байкал. Трудно удержаться, чтобы не повторить: как хорошо, что у нас есть Байкал!

Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими красотами, царственный и не открытый, не покорен­ный — как хорошо, что он у нас есть!

(По В.Распутину)

308, Определите способы связи между строфами; охарактеризуйте сти­листические особенности этих связей, структуру речи в целом,

!, Кулонометрическим называется титрование, при котором титруюшее вещество получают путем электролиза либо самого исследуемого раствора, для чего в него добавляют соответству­ющие вещества либо специального раствора, причем продукт элек­тролиза подается в исследуемый раствор. В этом случае количество титрующего вещества пропорционально количеству электричества (числу кулонов), пропущенного через электролизер.

Кулонометрическое титрование удобно тем. что отсутствует бюретка и не нужен титрант: результаты получаются в электри­ческих величинах, что особенно важно при автоматизации про­цесса титрования и использования его результатов.

2. История текста произведения имеет первостепенное значе­ние для выработки правил передачи текста.

Различается передача текста и в зависимости от того, для кого печатается — предназначается ли издание лля лингвистов или для литературоведов и историков; имеется ли в виду научное издание или популярное (детское, учебное, массовое и пр.); предполага­ется ли дипломатическое издание или обычное — критическое.

Текстолог обязан прежде всего установить точные правила пе­редачи текста. Отдельные положения этих правил должны быть строго согласованы между собой и находиться во внутреннем «рав­новесии» требований. Недопустимо, чтобы одно из правил требо­вало бы большей точности, а другое — меньшей, одно предусмат­ривало интересы лингвистов, а другое не предусматривало их, одно сохраняло бы не только языковые формы, но и орфографи­ческие особенности, а другое не передавало бы орфографии и меняло бы язык памятника.

Составляя правила передачи текста, текстолог обязан опреде­лить свое отношение к механическим ошибкам, к графике, к ор­фографии и к языку издаваемого текста. Ошибки, возникшие по­мимо воли автора, не являются элементами текста. Сохранение их допустимо только тогда, когда издается не только текст, но и рукопись (издания дипломатические и факсимильные). Так же точно в недипломатических изданиях нет смысла сохранять гра­фику текста. Орфография подлинника, если она не связана с язы­ком, не сохраняется в популярных изданиях и частично может не сохраняться в научных. Явления языка должны сохраняться во всех изданиях. В тех случаях, когда текстолог сам не может отделить графику от орфографии, а последнюю от языка памятника, — он обязан обращаться за консультациями к лингвистам. Смешение явлений орфографических и языковых — обычная ошибка правил передачи текста. (Д.Л.)

3. Олени бежали быстро. Сидя позади каюра на узкой нарте, Верочка с тоской смотрела на тундру, щеки покалывал сухой крепкий мороз.

— Кругом только один снег, — подумала она, — и жизнь такая же однообразная. Лучше бы поехала на целину, там хоть рассвет­ные зори в ковыльной степи.

Север оказался не таким, каким она его представляла. Жили здесь не в чумах, а в обычных квартирах с центральным отопле­нием и ваннами. Нужно было ходить на работу, выслушивать жа­лобы больных, прописывать микстуры, лишь иногда ездить по факториям. И люди здесь были точно в Москве или в Калуге. Они добывали уголь, строили дома, вечерами под звуки радиолы кру­тились на затоптанном клубном полу. Никто даже не оценил ее самоотверженности — приезд молодого врача восприняли как са­мое обычное дело. Только крепкие парни-шахтеры, имевшие смут­ное представление о том, где находится медпункт, вдруг начали чувствовать недомогания: у одного «что-то жгло в грудях», у дру-

того -напрочь отваливалась голова». Таким пациентам она совето­вала по хтрам заниматься гимнастикой.

Все звали ее просто — Верочка: маленький вздернутый носик, смешливые ямочки на щеках, да и возраст — двадцать четыре неполных года — будто бы давали такое право.

Втайне она надеялась, что случай позволит доказать, как оши­бочно судить по внешности, и так же втайне ждала необычной встречи. Этот человек рисовался ей суровым, прямодушным, сильным, ко­нечно не старше тридцати лет. Она спасет его от смерти, а затем...

Такие мысли возникали каждый раз, когда приносили сроч­ный вызов. Но сейчас почему-то вспомнился неприятный разго­вор с профессором, когда она решительно отказалась от аспиран­туры и попросила направление на Север. Профессор обилелся. Перед отъездом, на вокзале, ей передали сверток — в нем оказались боль­шие меховые рукавицы и записка профессора: «Подвиг — это не случай, а труд».

Верочка вздохнула, легонько постучала кулаком в широкую спину каюра. Тот повернул к ней скуластое бронзовое лицо, при­крытое снизу до губ цветастой, заиндевевшей тряпкой.

— Туда едем, — прокричал он, указывая хорреем на белый, слепящий глаза склон сопки.

— Совсем скоро будем. Два трубка еше! — Каюр вынул изо рта давно погасшую трубку, выбил пепел и снова зажал в толстых тубах обгрызенный мундштук.

Помахивая хорреем, он стал подгонять оленей. Упряжка обо- "нула сопку, выехала к заливу.

309. Подберите отрывки, иллюстрирующие виды связи между строфами.

310. Из текстов разных функциональных стилей выберите отрывки, а.тдюстрируюшие способы связи между строфами. Определите спепифи-

<< | >>
Источник: Солганик Г.Я.. Стилистика современного русского языка и культура речи : учеб, пособие для студ. филол. фак. и фак. журналистики выс­ших учебных заведений / Г.Я.Солганик, Т.С.Дроняева. — 5-е изд., стер. — М.,2008. — 256 с.. 2008

Еще по теме СИНТАКСИС ТЕКСТА:

  1. § 6. Синтаксис в системе языка
  2. Три инструмента интерпретации текста и грамматическая система русского языка
  3. Принцип системности в синтаксисе.
  4. Модуль 8. «Синтаксис текста».
  5. Модуль 8. «Синтаксис текста
  6. Модуль 8. Синтаксис текста
  7. 3.7. Поликодовые тексты в учебно-педагогическом дискурсе
  8. СИНТАКСИС. ВВЕДЕНИЕ
  9. РАЗДЕЛ VI СИНТАКСИС СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
  10. § 7. Средства выразительности в тексте