Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ

Синонимы — это слова, одинаковые или близкие по смыслу, называющие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значения и функционально-стилевой или экспрессивно-стилис­тической окраской.

В зависимости от типа различий синонимы делят на три груп­пы: понятийные (идеографические), стилистические и понятий­но-стилистические.

Понятийные синонимы различают оттен­ками смысла (друг, товарищ, приятель), стилистические — стилевой и стилистической характеристикой (золото — злато, кух­ня —■ камбуз, пистолет — «пушка»), понятийно-стилисти­ческие — и тем и другим (думать, мыслить, смекать). Синонимы, различающиеся только буквенной или звуковой формой слова, называются дублетами: бегемот — гиппопотам, лингвистика — язы­кознание.

Два синонима или более образуют синонимический ряд. Глав­ное слово в этом ряду называется доминантой синонимического ряда. Оно является семантически наиболее общим, а стилистиче­ски нейтральным: провинция — периферия, глухомань, глубинка. В тексте в один синонимический ряд могут быть поставлены сло­ва, не являющиеся языковыми синонимами, но выполняющие в данном контексте эту функцию, В таком случае говорят о кон­текстуальных синонимах. В пределах синонимического ряда синонимы могут сопоставляться и противопоставляться, выпол­няя, таким образом, функции антонимов.

Проблема синонимии — одна из основных проблем стилисти­ки, связанная с выбором слова, соответствующего функциональ­но-стилевым. жанровым и стилистическим характеристикам тек­ста. Синонимия лежит в основе таких стилистических фигур, как градация (климакс, антиклимакс) и зевгма.

Неправильное использование синонимов приводит к плео­назму, смешению тематического ряда (группы слов, объединен­ных по принципу «целое — части целого») и синонимического ряда, нарушению сочетаемости слов. Отсутствие синонимических замен в тексте приводит к тавтологии.

79. Проанализируйте синонимические ряды в следующих текстах. Дайте стилистическую характеристику каждого синонима. Найдите доминанту в каждом синонимическом ряду.

1. Поначалу газеты были к Наполеону абсолютно враждебны, но чем далее он продвигался в глубь страны, тем «корректнее» становились газетные заголовки, «Корсиканское чудовище выса­дилось в бухте Жуан», «Людоед идет к Грассу», «Узурпатор во­шел в Гренобль», «Бонапарт взял Лион», «Наполеон приближа­ется к Фонтенбло». И. наконец, шестое сообщение, последнее: «Его императорское величество ожидается сегодня в своем вер­ном Париже*. (Ю.А.) 2. Наиболее отчетливо идея новизны ин­формации выражается в глаголах сообщать, осведомлять, информиро­вать, извещать, уведомлять, оповещать, объявлять. заявлять. 3. С года­ми его внутреннее зрение укрепилось, усилилось, приобрело высокую разрешающую способность. (Л.У.) 4. К своему дару Павел Алексеевич относился как к живому, отдельному от себя существу. (Л.У.) 5. Нет, голубчик, ты уж не спеша, ио старин­ке, гусиным перышком, со всеми росчерками и крендельками перепиши документик-то. (Б. А.) 6. Все видели, что этот музы­кант и впрямь очень подходил Тане, и видна была их однопри- родность, однопланетность. что ли... {Л. У.) 7. Почему среди десятков тысяч детей, принятых на свет, эта девочка так драго­ценна? Ведь никакого родства, никакой крови, ничего, кроме иррационального, необъяснимого, капризного и никчемного выбора сердца.

(Л. У.) 8. Она хотела что-то возразить, но язык не повернулся, потому что все, что бы она ни сказала, было бы жалкими, ничего не значащими словами. 9. Она понимала, что лучше бы ей помолчать в этой постыдной, невозможной ситуа­ции. 10. Собственная квартира, добытая хлопотами Павла Алек­сеевича и построенная на его деньги, представлялась Томе ска­зочной фантазией. Ей подарено было имение, собственный ост­ров. Среди сослуживцев, а тем более сверстниц, она не знала никого, кто обладал бы подобным сокровищем. (Л.У.) 11. Она погладила кошку и словно покинула пространство спальни — взгляд ее не то чтобы сделался бессмысленным, но он сфокуси­ровался где-то вовне, за пределами здешнего мира. (Л.У.) 12. Обы ­ватели, они и знать ничего не знают. То есть, конечно, видеть-то вил ют, что полиции понаехало... Что господа полицейские при­быть изволили. (Б. А.) 13. Физиономии у башибузуков были та­кие, что Варваре Андреевне захотелось зажмуриться — она и не подозревала, что у людей могут быть подобные личины. Внезап­но среди этих кошмарных рож она увидела самое что ни на есть обыкновенное человеческое лицо. Оно было бледным, с заплы­вшим от кровоподтека глазом. (Б.А.) 14, По лугу галопом не­слись всадники: впереди, на мощном вороном жеребце, по-жо­кейски оттопырив локти, скакал, а точнее, летел ио воздуху некто в широкополой американской шляпе; следом догонял ино­ходью белый мундир с золотыми плечами; потом дружной стаей поспешал на рысях десяток казаков, а позади всех, порядочно отстав, подпрыгивал в седле какой-то несусветный господин в котелке и длинном рединготе. (Б.А.) 15. Хорошо, что не придет­ся втолковывать, насколько значительна персона, которую нуж­но убить, Ахимос отметил удивительную ясность выражений — никаких экивоков, никаких «устранить*, «обезвредить* или «ней­трализовать*. (Б.А.)

80. Определите функцию синоним if иных слов в следующих газетных заголовках,

I. Мафия бессмертна. Террор вечен? 2. Чехов — он и в сериале Чехов. Даже «крутой» и «ломовой». 3. Энергия перемен иссякла? Впервые за десять лет мы прожили целый год без шоков и по­трясений. 4. Рынок без базара! 5. Гражданин, господин, голуб­чик. 6. Диалог — это когда говорят двое. 7. Апокалипсис — это еше не коней света. 8. Легенды и были Манежной площади. 9. Пастух и пастырь. 10. «Я грешен, но не виноват».

81. Найдите языковые и контекстуальные синонимы, определите до­минанту синонимических рядов, дайте стилистическую характеристику синонимичных слов.

I. Скоро в моей почте появился мэйл со странным набором букв в графе «адрес»; письмо было коротким и заканчивалось, помнится, фразой «Примите и проч. Б, Акунин». Я с трудом удер­жал себя от того, чтобы для составления ответной эпистолы нс воспользоваться письмовником. Сами знаете, в таких случаях хо­чется соответствовать, а на ум ничего кроме «милостиво повелеть соизволил» нейдет. 2. Фестиваль «Pro-движение» могли бы назвать просто танцевальным. Или просто театральным. Для обоих вари­антов есть основание; этот род искусства в равной степени вос­принял идеи contemporary dance и драмы. Однако нашлось иное определение — фестиваль пластических театров. И хотя к слову «пластика» удачно приклеивается рифма «гимнастика», эта риф­ма неудачна.

В Голландии были б они пйт. В Англии, положим, physical theatre. В Германии их числили бы по разряду театра таниа, во Франции — танптеатра. В Японии назвали бы танцовщиками було, в Америке — последователями контактной импровизации.

В России люди, изменившие традиционное представление о телесной выразительности. — и то. и другое, и третье. Но без названия. Почти по Пригову:

В Японии я был б Катулл,

А в Риме был бы Хокусаем,

А вот в России я тот самый.

Что вот и Японии — Катулл.

А в Риме — чистым Хокусаем Был бы.

3. И мир покатится в тартарары, обрастая подробностями, как снежный ком, и будет сопеть, урчать, цыкать, шамкать, грасси­ровать, откашливаться, гундосить и мычать до скончания веков, пока кто-то не захлопнет эту книжку в звездном переплете. (М.Ш.)

4. Ибо браться за меч имеет смысл только во имя того, за что человеку действительно стоит умереть: во имя лела Божьего на земле. Ибо умирающий за него отдает меньшее за большее, лич­ное за сверхличное, человеческое за Божие, 5. То же самое, если вы имеете дело с фирмой. Как правило, к окончанию судебного разбирательства по ее юридическому адресу остаются рожки да ножки. Выясняется, что она обанкротилась, закрылась, лопнула, перешла в иное качество — словом, ишите ветра в поле. 6. Вместо того чтобы мчаться на расследование окрыленным и одержимым жаждой истины, товарищ прокурора испытывал совсем иное чув­ство, деликатно именуемое малодушием, а попросту говоря, отча­янно трусил. (Б. AJ 7. Начать с того, что Алеша был безбожник — да не из таких, знаете, агностиков, каких сейчас много развелось среди образованных людей, а самый что ни на есть отъявленный атеист. При первой же встрече с преосвященным епископ выгнал богохульника взашей. Он считал его человеком самого что ни на есть скептического и даже материалистического миропонятия. {Б. А.) 8. Арбитры изящных искусств говорят, что качество в ис­кусстве — вещь относительная, субъективная, вкусовая. «нравит­ся — не нравится», (М.В.)

82. Найдите в оз рывках и і книги Л. Улицком «Казус Ку ковкого» кон­текстуальные синонимы. Стилистически охарактеризуйте их.

1. Сергей извлек из своей дудки сначала какие-то поисковые трели. Таня, аккомпанируя на пианино, к нему подлаживалась, заходила то справа, то слева, так они потолкались на каком-то неопределенном месте, а потом Сергей спел на своем саксофоне длинную радостную весть, которая окончилась таким счастливым воплем...

2. Таня тем временем все глубже въезжала в музыкальную сти­хию. Завела себе даже блок-флейту, потихоньку от Сергея слегка с ней беседовала.

3. И маленькие звуки, острые, зазубренные, металлические, были так же безжалостны, как и прекрасны.

83. Найдите и отрывках из книги Мераба Мамардашвили «Эстетика мышления» лексические и синтаксические синонимы, в том числе кон­текстуальные. Определите доминанту синонимического ряда, дайте сти­листическую характеристику синонимов.

I. Толстой говорит о том, что главнокомандующий никогда не бывает в условиях начала какого-нибудь события, но всегда в его туше, поэтому он не в состоянии обдумать все значение соверша­ющегося события. Событие незаметно, его значение не пред­шествует ему. В отличие от меня. Толстой выражается пластично и точно: событие незаметно, мгновение за мгновением вырезается в свое значение. И в каждый момент этого последовательного не­прерывного вырезывания событий главнокомандующий находит­ся в центре сложнейшей игры интриг, забот, зависимостей, вла­сти, проектов, советов, угроз, обманов. Он — в постоянной необ­ходимости отвечать на бесчисленное количество предлагаемых ему, часто противоречащих друг другу вопросов. Значит, перед нами всегда непрерывность сцеплений, внутри которых мы находимся, и человеку трудно мыслить эту непрерывность — это я говорю вам почти словами Толстого.

2. Эти авторы писали, что, мол. достаточно только понять и узнать законы истории, как появится объективный исторический механизм, который сам будет производить счастье, равенство и т.д. Но эти веши исключены, а философ скажет: эти веши исключе­ны онтологически. Переводя это на обычный язык: исключено тем, как устроено человеческое существо. Это возможно для авто­матов, а не для людей. Ведь человек устроен так, что счастье для него может быть только даром. Наградой. Случаем. Нети не может быть механизма счастья.

3, И самое главное, что я хочу сказать: о созданном как о со­зданном мы не в состоянии узнать в смысле его начала. Философы в этих случаях говорят о метафизичности основы такого продук­та, как области синтетических применений. То есть считают син­тез первичным, а все дальнейшее — уже вторичным. Есть некото­рое первосоединен не, иди некоторая первоеложность. И. будучи рождены этой первосложн остью, мы потом лишаемся возможно­сти причинно проследить, как возникают синтезы. Они для нас невидимы и непостижимы. Но парадокс состоит в том, что по­средством невидимого и непостижимого мы видим и постигаем что-то другое.

84. Найдите такую стилистическую ошибку, как лексическая избы­точность (плеоназм). Определите, какое языковое явление лежит в осно­ве этого типа избыточности. Сделайте стилистическую правк\,

1. Эти пятна вывести практически почти невозможно. 2, Самы­ми остромодными в этом сезоне считаются оправы из кожи. 3, Отель и его обитатели должны взаимно соответствовать друг другу. 4. Кни­га на первый беглый взгляд выглядит как-то до ку ментально -мо­нументально. 5. В одном только лишь Лондоне туристы смогут по­сетить несколько десятков выставок. 6. Чего только нет в этом ог­ромном жидом комплексе, поражающем воображение своими ги­гантскими размерами. 7. Им аплодировали и хлопали. 8. В первый раз кинокартина была продемонстрирована на премьерном пока­зе. 9. Политика — концентрированное выражение экономики, тут Маркс безошибочно прав. 10. Больному был поставлен кардиос­тимулятор сердца. II. И если ставил его даже сам Мейерхольд, пьеса называлась несценичной. 12. У него нет никакого эстетиче­ского чувства прекрасного. 13. Водолазов отправят домой специ­альным чартерным рейсом. 14. Вы осмелились смело заявить о своей любви на всю страну. 15. Лев сумел убелить Ирину, что на дипло­матическом поприше ее ничего хорошего не ждет и гораздо луч­ше будет для нее самой, если она станет хранительницей его соб­ственного домашнего очага. J6. Генри очень закрытый и скрыт­ный человек. 17. Только лишь в нынешнем году вышло в свет пол­ное бесцензурное издание «Чукоккалы». 18, Стоит только иногда задуматься о чем-нибудь давно привычном и обыденном, и зна­комые явления кажутся новыми. 19. Крепко зажал веревку стис­нутыми зубами. 20. Это решение скорее практическое, нежели чем политическое. 21. В Эвенкии своих запасов нефти более чем пре­достаточно.

<< | >>
Источник: Солганик Г.Я.. Стилистика современного русского языка и культура речи : учеб, пособие для студ. филол. фак. и фак. журналистики выс­ших учебных заведений / Г.Я.Солганик, Т.С.Дроняева. — 5-е изд., стер. — М.,2008. — 256 с.. 2008

Еще по теме СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ:

  1. § 8. Синонимы
  2. СИНОНИМЫ И ИХ ТИПЫ
  3. § 9. Синонимы.
  4. § 52. Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике
  5. § 20. Синонимы.
  6. Функции синонимов. Использование синонимов в художественной речи и публицистике. Лексические ошибки, связанные с неуместным употреблением синонимов.
  7. 10.Синонимия, основные подходы к ее изучению. Лексические синонимы, их функции в речи. Фразеология
  8. Тема 11. стилистическая дифференциация лексики русского языка
  9. § 63. СИНОНИМЫ
  10. 18.синонимы, антонимы: общая характеристика, типология, стилистический потенциал. Словари.
  11. 38)Стилистическое использование вводных и вставных конструкций
  12. §3. Синонимия и точность речи
  13. ЛЕКЦИЯ 5 СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПО Л ЬЗО ВАНИЕ ГРАМ М АТИЧЕ СКИХ КАТЕГОРИЙ План
  14. ОДНОЗНАЧНОСТЬ, ПОЛИСЕМИЯ, ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ПАРОНИМЫ
  15. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ
  16. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРОНИМОВ
  17. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ (ИСТОРИЗМОВ И АРХАИЗМОВ)