Закон тождества
состоит в том, что когда в одном рассуждении несколько раз появляется мысль об одном и том же предмете, мы должны каждый раз иметь в виду тот же самый предмет, строго следя за тем, чтобы он не был вольно или невольно подменен другим, в чем-то с ним сходным.
(Слово «предмет» мы оставляем здесь без уточнения; в начале следующей главы нам еще придется говорить о его смысле.)Смысл всякой нормы лучше всего уясняется, когда мы сталкиваемся с ее нарушениями. Поэтому полезно привести примеры случаев нарушения закона тождества.
Очень яркий пример сознательного (и злонамеренного) нарушения этого закона имеется в романе Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол». Герой романа, американец Джордан, участвующий в гражданской войне в Испании, разговаривает с испанской девушкой. Она рассказывает ему, что ее отец был республиканец, и его за это убили. Выслушав ее, он говорит: «Мой отец тоже был республиканец». Он, конечно, хорошо знает, что быть республиканцем в Испании в то время означало совсем не то, что в Соединенных Штатах; знает он и то, что девушка этого не знает, и, пользуясь этим, навязывает ей приблизительно такое рассуждение: «Наши отцы были оба республиканцами и, значит, близкими по духу людьми, поэтому и мы — близкие люди». Попросту говоря, он обманывает девушку, хотя формально не лжет.
Примером ненамеренного нарушения закона тождества может служить то место известной статьи А. И. Солженицына «Как нам обустроить Россию», где он пишет, что классик исторической мысли А. де Токвиль «считал понятия демократии и свободы — противоположными» и «пришел к выводу, что демократия — это господство посредственности». Этот довод, который должен, по мысли автора, лишний раз свидетельствовать, что авторитарный способ правления лучше демократического, основан на недоразумении. Токвиль употреблял слова «демократия», «демократический» не в общепринятом смысле. «Демократическим народом» он называл такой народ, в котором господствует равенство общественных состояний, нет высших и низших сословий. А это вовсе не обязательно ведет к народовластию — демократии в обычном смысле слова: если «демократический народ» никогда не знал свободы, то «государство ... достигает крайних пределов своей силы, тогда
как частные лица ... доходят до последней степени бессилия». В качестве примера Токвиль приводит современный ему Египет, которым правил паша, превративший «страну в свою фабрику, а ее жителей — в своих рабочих».
В обоих примерах поводом для подмены было обозначение разных предметов одним и тем же словом. Так же обстоит дело в большинстве случаев на-рушения закона тождества. Неумение или нежелание уточнять смысл слов — постоянный источник ошибок в рассуждениях.