Игрища.
начале «Повести временных лет»: «И сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни».
Такие игрища продолжались и после принятия христианства. Под 1015 г. летописец отметил: «Горе городу тому, в котором князь юн, любящий пить вино с гуслями вместе с молодыми советниками», из чего можно сделать вывод, что княжеские пиры в древнейшие времена сопровождались музыкой.О языческих игрищах и танцах как наследии язычества рассказывает летописец после сообщения о нападении в 1068 г. на Русь половцев, считая приход чужеземцев следствием грехов христиан (в том числе и киевлян), продолжавших придерживаться старых обычаев, различных примет: «вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа,— а церкви стоят пустые». Здесь летописец прямо выступает против распространенного тогда обычая проводить праздники в играх и плясках.
О том, что музыка (гудьба), танцы, песни бесовские — языческие игры и «жертвы идольские», довольно ясно сказано в «Слове некоего христолюбца». Музыка и танцы были обычным развлечением при дворах киевских князей. В «Житии Феодосия» рассказывается о том, как пройдя в палаты к Святославу, увидел он, что перед восседавшим князем играло много музыкантов: «Одни бреньчали на гуслях, другие гремели в органы, а иные свистели в замры, и так все играли и веселились, как это в обычае у князей». Увидев неудовольствие Феодосия, князь велел музыкантам прекратить игру. С тех пор, узнав о приходе блаженного, князь приказывал музыкантам прекращать игру.
Княжеские игры и забавы изображены на стенах Киевского Софийского собора. На одной фреске изображены танцоры и музыканты, акробаты и ряженые. Воссоздают фрески и поединок человека с ряженым зверем, праздник Коляды, конные соревнования.
Любовь руссов к играм и танцам специально поддерживалась скоморохами, которые во время праздников, народных игр и различных обрядов были их главными участниками и исполнителями песен и танцев. «Повесть временных лет» упоминает скоморохов уже в 1068 г.,
Скоморохи. Фреска восточной башни Киевской Софии.
хотя несомненно они существовали намного раньше. Вспомним знаменитые пиры Владимира Святославича в Киеве где, по былинам, обязательно присутствовали и скоморохи. Безусловно, скоморохи были связаны с древнерусским язычеством. И не удивительно, что церковь вела постоянную борьбу со скоморошеством, начиная по крайней мере с середины XI в. Скоморохов называли дьявольскими слугами, их игры бесовскими, а их действия — неугодными богу. Слушать скоморохов, смотреть их Представления считалось одним из самыхбольших грехов.
Исследователи отмечают, что игрища были неотъемлемой частью богослужения язычников. Их начинали, как. правило, после жертвоприношений. И главную роль
играли тут, скоморохи.
Кроме песен и йгрищ, церковь сурово преследовала
трапезы или пиршества, ведь они были непосредственно связаны с язычеством: трапеза — это одновременно и жертва. По словам Е. В. Аничкова, «почти каждое моление каждая жертва, каждое справление того или другого праздника или просто обряда все это ыло сопряжено с пиршеством... Принесение обильной жертвы и самая возможность совершать великое моление составляют главную надежду и центральную религиозную
заботу человека».
Пир у киевского князя. Миниатюра Радзивилловской летописи.
Древняя бытовая трапеза — это важный элемент языческого богослужения. Отзвуком таких языческих трапез остались пиры князя Владимира, который, невзирая на принятие христианства, продолжал устраивать их на своем дворе в Киеве. «Каждое воскресенье,— говорит летописец,— решил он (Владимир.— Б. Я.) на дворе своем в гриднице устраивать пир, чтобы приходить туда боярам, и гридям, и соцким, и десяцким, и лучшим мужам,— и при князе и без князя. Бывало там множества мяса — говядины и дичины,— было в изобилии всякое яство». О пышных пирах Владимира рассказывают также былины, связанные с именем киевского князя и с самим Киевом. Недаром летописец вкладывает в уста князя-язычника (при выборе новой веры) выражение: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть».