Великое Минойское извержение и Эгейский мир
Крит был заселён в VII тысячелетии до н.э. народом неолитической культуры, вероятно, приплывшим из Малой Азии. Позднее их могли дополнить выходцы из Северной Африки и материковой Греции [Молчанов, 1980].
Сначала они жили в пещерах. Позднее получили распространение дома из сырцового кирпича на каменных фундаментах, укреплённые в антисейсмических целях деревянными связками. Население занималось разными видами сельского хозяйства, но своеобразие сложившейся культуре придавали мореходство, рыболовство и другие морские промыслы. Широко использовался лес, позднее ставший одним из источников экспорта./В первые века III тысячелетия до н.э. осуществляется переход к бронзовому веку и складывается своеобразная культура, названная А. Эвансом минойской по имени легендарного царя Миноса, правившего страной согласно древнегреческим мифам (некоторые историки полагают, что Минос - фамилия правящей династии или титул типа египетского фараона). А. Эванс [Evans, 1902, 1930, 1935] выделил в этой культуре три периода: раннеминойский (ЕМ, около 2800-1900 гг.), среднеминойский (ММ, 1900-1700 гг.) и позднеминойский (LM, 1700-1100 гг. до н.э.). Каждый из периодов был разделён на фазы.
Тип раннеминойских жилищ, унаследованный от неолита, претерпел усложнение. Дома стали больше, иногда двух- и трёхэтажными; появились световые колодцы. Вместе с тем существенного социального неравенства в характере построек не отмечается. Об этом же свидетельствуют обширные родовые захоронения в виде округлых построек диаметром около 10 м, где столетиями хоронили представителей одного клана. Такое сооружение было обнаружено, например, в Мир- тосе возле поселения, существовавшего примерно с 2600 по 2200 гг. до н.э.
В среднеминойский период появляются дворцовые комплексы, обнаруженные в Кноссе, Фесте, Маллии, Закросе и других местах. Каждый из таких дворцов - это множество помещений, парадных, жилых, культовых и хозяйственных, включая мастерские ремесленников и разнообразные кладовые.
Они связаны переходами и лестницами. В крупнейшем Кносском дворце, отождествляемом с Лабиринтом древнегреческих мифов и занимавшем площадь более 1,5 га, все эти постройки органично группируются вокруг центрального двора - возможного места больших религиозных церемоний или народного собрания. Строительство дворцов предполагает обособление правителей и окружавшей их знати от основного населения - земледельцев и ремесленников.Многочисленные поступления продуктов питания и других изделий населения, натуральная оплата труда ремесленников, строительные и другие повинности, международная меновая торговля излишками продовольствия и ремесленных изделий требовали строгого учета ранжированной армией чиновников. Необходимость учёта привела к возникновению письменности. Она проделала обычный для подобных культур путь от рисунков конкретных предметов (пик
тограмм) к словесным иероглифическим изображениям определённых предметов и понятий, и, наконец, ограниченному набору слоговых знаков - силлабо- грамм, использовавших лишь первый слог прежнего словесного символа.
Этот набор, по-видимому, содержал не более 60-70 символов, что объяснялось особенностями минойского языка, пока не отождествлённого ни с одним известным языком: в минойском языке существовали лишь слоги, состоявшие из гласных или согласных с последующими гласными, но отсутствовали сдвоенные согласные или слоги с согласной на конце [Молчанов, 1980]. Постепенное упрощение написания привело к распространению преимущественно слогового линейного письма А, хотя до конца среднеминойского периода с ним сосуществовало иероглифическое словесно-слоговое письмо, представленное, например, текстом так называемого фестского диска.
Таким образом, на рубеже ранне- и среднеминойского периодов на Крите сложилось раннеклассовое общество, в котором богатая правящая верхушка пользовалась продуктами труда земледельцев и ремесленников. Не следует думать, что такая эксплуатация непременно была принудительной. Сложившиеся на Крите раннегосударственные объединения скорее всего имели теократический характер, т.е.
правители гражданские были и верховными жрецами [Андреев, 1989]. Натуральные и трудовые повинности населения в пользу дворца - центрального святилища вполне могли быть добровольным «богоугодным» делом. К тому же, это была своеобразная страховка на случай неурожая или стихийного бедствия и форма перераспределения продуктов производства между тружениками (обеспечения ремесленников питанием, а земледельцев ремесленными изделиями).До конца среднеминойского периода государственные объединения, группировавшиеся вокруг дворцов, вероятно, оставались независимыми друг от друга. На это могут указывать найденные археологами остатки сторожевых башен и постов на подступах к дворцам и крепостные стены вокруг дворцового комплекса в Маллии. Косвенным свидетельством в пользу независимости может быть и фестский диск, если верна его интерпретация как коллективного договора между разными правителями Крита [Молчанов, 1980].
Насколько позволяет судить точность датирования, большинство известных среднеминойских дворцов были разрушены одновременно, вероятно, катастрофическим землетрясением. На их месте были возведены дворцы позднеми- нойского периода, ещё более величественные. Выделяется Кносский дворец, правители которого в начале позднеминойского периода (LM-IA), по-видимому, подчинили себе остальных критских правителей. Об этом свидетельствует сеть дорог, созданных на всей обитаемой территории острова.
Великолепие Кносского дворца - не только в его размерах. Здесь нашли воплощение многие технические и культурные достижения минойской цивилизации. Освещение и вентиляция помещений дворца обеспечивались световыми колодцами, окнами, лоджиями и террасами, на которые выходили внутренние покои. Кровля залов и лоджий поддерживалась колоннами. Были созданы водопровод и система канализации, обеспечивавшая сток бассейнов, ванн и туалетов. Залы, переходы и покои дворца были украшены великолепными фресками с реалистичными картинами природы, растительными и животными орнаментами, сценами религиозной и светской жизни обитателей дворца.
Отсутствуют изображения правителей, сражений и сцен охоты. Всё указывает на мир, безмятежность и благополучие. О них свидетельствуют и разнообразные предмета обихода и изысканная керамика стиля «камарес», пользовавшаяся спросом в других странах.
Своеобразно знаменитая фреско игры с быком. По-видимому, она было отражением религиозного культа. Религия пронизывала все сферы жизни. Насколько позволяют судить археологические находки, главным объектом религиозного поклонения было великая богиня - мать-прородительницо, влодычицо, божество плодородия. Известна оно и в грозном обличье Горгоны с волосами в виде извивающихся змей. Но главным воплощением разрушительных сил природы - землетрясений, штормов, цунами, представлявших большую и часто напоминавшую о себе опосность для жителей Крита, вероятно, было мужское божество, воплощавшееся в образе могучего и свирепого быко. Отражением его культа были не только упомянутая фреска, но и многие архитектурные детали. Но некоторых минойских печатях бог-бык изображён в виде человека с бычьей головой [Андреев, 1989], что вызывает в памяти древнегреческий миф о Минотавре.
Найдены несомненные признаки человеческих жертвоприношений, а П.М. Уоррен обнаружил в подвале здания к северо-западу от Кноссо доже свидетельство ритуального конниболизмо. Жертвами были дети и молодые люди. Совершались ли подобные ритуалы лишь ввиду призноков надвигающейся катастрофы или были более обычными «превентивными» мерами, неясно. Археологи Я. и Э. Сокеллоракис обнаружили под обломками святилища в Аменоспи- лии в нескольких километрах к югу от Кносса связанную жертву и жрецов, приготовившихся к жертвоприношению. Все они погибли при катастрофическом землетрясении, возможно, именно том, которое непосредственно предшествовало Великому Минойскому извержению. Я. и Э. Сакелларакис склоняются к первой точке зрения, тогда как П.М. Уоррен считает вполне допустимой вторую. Кок бы то ни было, подобный ритуал вновь воскрешает миф о Минотавре, согласно которому он пожирол молодых людей, поставлявшихся Афинами Миносу в качестве дони.
Дань, которую должны были платить Афины, ставит вопрос о взаимоотношениях Кносской державы с другими обитателями Эгейского мира. Влияние минойской культуры распространялось на многие острова Эгейского региона. Оно выявляется археологическими находками на Кикладах, Мелосе, Фере, Косе, Родосе и Кипре, а также на малоазиатском побережье вблизи Милето, локальные культуры которых без труда коррелируют с минойской культурой. Значительные следы минойского влияния видны и в микенской культуре материковой Греции этого периодо.
Начиная по меньшей мере со стеджемuжойской эпохи критский флот осуществлял регулярное сообщение и торговлю со странами Эгейского региона и Восточным Средиземноморьем и поддерживал сеть минойских торговых постов и поселений на этих территориях. Едва ли это осуществлялось повсеместно без военного давления. Древнегреческий историк Фукидид (V в. до н.э.) писал, что Минос «приобрел господство над большей частью нынешнего Эллинского моря. Он стол владыкой Кикладских островов и первым основателем колоний на большинстве из них, а, изгнав карийцев, поставил там правителями своих сыновей. Он же начал и истреблять морских разбойников, чтобы увеличить свои доходы, насколько это было в его силах» [Удивительные эгейские царство, 1997].
Торговые контакты Минойской державы распространялись ещё шире, вплоть до Месопотамии и Пиренеев. Важнейшими торговыми партнёрами Крита были госудорства сирийско-финикийского побережья и Египет. Крит экспортировал продукты питания и прежде всего оливковое мосло, а также керамику, благовония, ювелирные и другие ремесленные изделия и, вероятно, лес. Соответственно на Крит поступали медь и олово (вероятно, в основном с Кипра и не
которых Эгейских островов), ценные породы камня (с островов Эгейского моря и Пелопоннеса), пурпур и слоновая кость (из Сирии), золото, серебро, алебастр, льняные ткани и ювелирные украшения (из Египта).
Таким образом, в начале позднеминойского периода (эпоха LM-IA) сформировалась мощная Минойская держава, не только объединившая под властью кносских правителей весь Крит, но и распространявшая свое влияние и, вероятно, административную власть на значительную часть Эгейского региона и ахейских городов-государств материковой Греции.
Опорой безопасности, могущества и благосостояния Минойского государства был мощный военный и торговый флот, господствовавший в Эгейском регионе и способный к достаточно удалённым регулярным плаваниям. Именно контролем морских сообщений можно объяснить тот факт, что минойские дворцы этого времени и прежде всего Кносс были лишены оборонительных укреплений, хотя, как показывают результаты раскопок, минойцы владели всеми видами современного оружия. В таких условиях моряки должны были пользоваться особым почётом и уважением. Возможно, именно их отражает одна из фресок Акротири, где изображена процессия горожан, встречающих прибывшие в залив корабли. *Господство и влияние кносских правителей, видимые проявления сложившегося образа жизни сохранялись и в последующую эпоху LM-IB. Именно к этому времени относятся свидетельства дипломатических контактов Миной- ской державы и Египта как равноправных партнеров, обнаруженные на изображениях времени правления фараона Тутмоса III (1504—1450 гг. до н.э.), и указания на деловые отношения с Кефтиу (так египтяне называли минойцев) в записях примерно 1500 г. до н.э.
Но внезапно Минойская держава рухнула. Во всех дворцах и крупных поселениях Крита обнаружены следы разрушения, разгрома и пожара, датируемые 1470-1450 гг. до н.э. На Крите утверждается господство ахейцев. Из всех разрушенных дворцов лишь Кносс был восстановлен и использовался новыми хозяевами. Это было завоевание, которому, по мнению некоторых исследователей, предшествовали внутренние раздоры, восстание угнетённого населения или сильное землетрясение. Смена власти была настолько существенной, что изменился даже язык дворцовых записей. Завоеватели пользовались линейным письмом В, которое, как выяснилось [Ventris, Chadwick, 1973], явилось приспособлением прежней письменности для передачи архаичного греческого (ахейского) языка.
Греки-ахейцы вторглись на территорию Греции с севера в конце III тысячелетия до н.э., существенно потеснив и частично истребив прежних обитателей — пеласгов, возможно, родственных минойцам [Андреев, 1989]. На базе местных культур эпохи энеолита и ранней бронзы и под сильным влиянием минойской цивилизации ахейцы сформировали своеобразную микенскую культуру. Её развитие наиболее исследовано в Микенах - крупнейшем и типичном поселении этой культуры, где постепенно сложилось примитивное государство во главе с царским родом, резко обособленным от основной массы населения. Рост социального неравенства фиксируется сравнением инвентаря погребений относительно скромных ранних царских могил «круга Б» (самые ранние из них датируются второй половиной XVII в. до н.э.) с открытыми Г. Шлиманом богатыми «шахтными гробницами» XVI в. до н.э. [Андреев, 1989].
Микенская культура достигла наивысшего расцвета в XV в., когда она охватила весь Пелопоннес, Центральную Грецию и значительную часть Северной Греции (Фессалии). Однако и в эту эпоху и позднее, после крушения Минойской державы, микенские города-государства, по-видимому, не объединялись адми-
нистратовно и доже враждовали друг с другом. Об этом свидетельствуют серьёзные укрепления городов и следы их разрушений, далеко не всегда связанных с землетрясениями. Вместе с тем они могли объединяться перед лицом общего враго, кок это было во время Троянской войны (в первой половине XIII в., согласно археологическим данным, отождествляющим «гомеровскую» Трою со слоем Троя Vila), когда союзным охейским войском предводительствовал царь Микен Агамемнон. Возможно, победа нод минойцоми было достигнута такими же союзными усилиями.
С розгромом Минойской державы охейцы распространили свою власть на весь Эгейский регион и перехватили прежние торговые контакты минойцев. В своей захватнической политике они пошли дальше, развязав Троянскую войну зо влияние но западе Малой Азии. В одном из поздних документов Хеттско- го царства XIII в. до н.э. Аххияво (одно из ахейских государств но западе Малой Азии или островах) поставлено в один ряд с сильнейшими державами той эпохи [Андреев, 1989].
Господство микенцев в Кносском дворце закончилось около 1380 г. до н.э., когда дворец погиб в пожаре. Неясно, было ли это результатом землетрясения, внутренних раздоров или очередного вторжения с материка. Оно знаменовало окончательную гибель минойской культуры, после которой Крит стал периферией Греко-Эгейского миро. Одноко охейское владычество продолжалось, и новые влостители доже участвовали в Троянской войне но стороне греков.
Прежние исследователи минойской цивилизации дотировали Великое Минойское извержение первой половиной XV в. до н.э. и полагали, что оно явилось непосредственной причиной крушения Минойской державы, вызвав массовую гибель населения, разрушения, гибель флото и тем самым сделав Крит лёгкой добычей для охейских завоевателей [Marinatos, І0б0]. Это мнение получило широкое распространение и в российской литературе [Андреев, 1989; Милоновский, 1988, 1996; Резонов, 1972, 1988]. Позднее, однако, выяснилось, что извержение и непосредственно предшествовавшее ему сильное землетрясение произошли раньше падения Минойской державы и отделено от него эпохой LM-IB, которая доже по последнему варианту «низкой» хронологии (она представляется ном более реальной, чем «высокая») продолжалось 50-100 лет [Warren, 1990]. Можно ли говорить в током случае о коком бы то ни было влиянии этой природной катастрофы но судьбу минойской цивилизации? Ном кажется, что можно.
В результате катастрофы погиб город Акротери на подвлостной Кноссу Фере, о он был важным портом на трассах морских сообщений минойцев. Были разрушены поселения на Косе и Родосе, и есть достаточно убедительные свидетельство того, что в Трионде на Родосе были многочисленные жертвы, население существенно сократилось и восстановленный город вплоть до ахейских завоеваний так и не достиг прежних размеров [Marketou, 1990]. Тем самым ослабели форпосты минойцев на пути в Восточное Средиземноморье.
Обнаружены следы пеплопада и значительных сейсмических разрушений в разных частях самого Крито. Это не могло не сопровождаться гибелью людей как непосредственно в результате катастрофы, ток и от её косвенных последствий в виде падежо скота. Вероятно, пострадал и минойский флот от возможного цунами. В разрушенном Кносском дворце ток и не была восстановлена вплоть до вторжения охейцев (и, тем более, позднее) знаменитая канализационная системо. Всё это указывает на то, что экономика Минойской державы и, вероятно, численность населения существенно постродали от Великой Минойской катастрофы.
Продолжение в таких условиях прежней экспансионистской политики, содержание поселений и постов на обширной подвластной территории, не прекращавшаяся в течение десятилетий война с ахейцами-микенцами привели в конечном счёте к истощению Минойской державы и определили исход войны в пользу её противников. Их вторжение было жестоким и разрушительным для минойской цивилизации. После этого удара она так и не возродилась, но оставила заметный след в культуре завоевателей и через них оказала влияние на культуру классической античной Греции. Таким образом, хотя Великая Минойская катастрофа и не явилась непосредственной причиной гибели цивилизации, она повлияла на её последующее крушение в сочетании с политическими и социальными причинами.
В заключение хотелось бы прокомментировать распространённое мнение о том, что сведения о Великом Минойском извержении послужили основой для легенды Платона о гибели Атлантиды, содержащейся в его диалогах «Тимей и Критий». Впервые идею, что Атлантида могла находиться в Эгейском море, высказал Л.С. Берг [1928]. Позднее её конкретно отождествили с Санторином или Минойской державой в целом, а гибель связали с Великим Минойским извержением [Marinatos, 1939; Резанов, 1972, 1988; Милановский, 1988, 1996]. В тексте Платона можно найти достаточно параллелей для такого сопоставления, хотя он относил гибель Атлантиды к гораздо более древним, исторически неоправданным временам. Это и свидетельства высокого уровня цивилизации, и указания на многолетнюю войну с греками, и описание кольцевого устройства централього города-порта, в котором усматривается сходство с кальдерой Санто- рина, и наконец само описание природной катастрофы, постигшей Атлантиду. Всё это делает отождествление гибели Атлантиды с Великим Минойским извержением вполне обоснованным.