ЮГО-ЗАПАДНАЯ СИРИЯ
Голоценовые вулканические образования района Друзского массива в ЮгоЗападной Сирии привлекли наше внимание в связи с библейской легендой о гибели Содома и Гоморры: Господь за грехи полностью уничтожил эти города и их окрестности.
4.3.1.
Неопределённость месттоаххящднни Соодма и ГгмоорыСообщения о местоположении городов достаточно противоречивы. «И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорла- омера, царя Еламского, и Федала, царя Гоимского. Пошли они войною против Веры, царя Содомского, против Вирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор. Все они соединились в долине Сиддим, где ныне море Солёное» [Быт. 14: 1-3]. «И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим» [Быт. 14: 8]. Они потерпели поражение. «Победители взяли всё имущество Содома и Гоморры, и весь запас их, и ушли» [Быт. 14: 11]. Поскольку они взяли в плен Лота, его дядя Авраам «преследовал неприятеля до Дана (городок у южных подножий Гермона);...напал на них ночью,...и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска» [Быт. 14: 14-15].
Несомненно, что завоеватели, которым отомстил Авраам, пришли с севера, с территории современной Западной Сирии и Ливана, и возвращались туда же. Солёным морем называли тогда Мёртвое море. Если оно в результате сейсмотектонических подвижек покрыло долину Сиддим, эта долина могла находиться лишь в нынешней мелководной южной части озера, поскольку глубокая северная часть в конце плейстоцена и голоцене неизменно покрывалась водой. Содом, Гоморра и союзные им города, как следует из приведённого текста, могли находиться в долине Сиддим или рядом, т.е. в районе южной оконечности Мёртвого моря. Это вроде бы подтверждается обнаружением развалин средневекового города Сигор на юго-восточном краю озера.
К тому же, к западу от южной оконечности озера находятся причудливо эродированные соляные образования, которые вполне могли отразиться в эпизоде о превращении жены Лота в соляной столб.При всей убедительности такой интерпретации оказалось, что на месте средневекового Сигора не было поселения ханаанского времени, о котором выше шла речь. Как и в случае с каналом Юсуфа (Иосифа) в Фаюме, его название могло быть исламским откликом на ветхозаветную легенду. В другом эпизоде Библии сообщается, что при разделе с Авраамом «Лот возвел очи свои, и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» [Быт. 13: 10]. Чтобы увидеть последствия гибели Содома и Гоморры, «Авраам... пошел на место, где стоял пред лицем Господа» [Быт. 19: 27], а это, судя по предшествующему описанию, было возле Сихема. Его развалины были идентифицированы Э. Селлином в Самарии на западном берегу р. Иордан около подножий горы Гаризим [Келлер, 1998]. Приведённые цитаты заставляют помещать Содом и Гоморру в долину Иордана между Мёртвым морем и Галилейским (Генисаретским, или Тивериадским) озером.
Однако оба указанных места, куда можно было бы поместить Содом и Гоморру, оказываются сомнительными при анализе тех частей библейского текста, где сообщается, как они погибли. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» [Быт. 19: 24—25]. Поднявшись поутру на гору, Авраам «посмотрел к Содому и Гоморре, и на все пространство окрестности, и увидел: вот дым поднимается с земли, как дым из печи» [Быт. 19: 28]. В то же время Сигор, куда ушёл из Содома Лот, остался невредимым.
Большинство исследователей Библии, начиная с Р. Гука (XVII в.), видели в описании гибели Содома и Гоморры отголосок природной катастрофы. Вполне можно допустить, что район Мёртвого моря или долина Иордана подверглись катастрофическому землетрясению, с которым могло быть связано и опускание южного побережья озера.
Сильнейшие исторические землетрясения известны в регионе начиная с 760 г. до н.э. (см. раздел 3.1), а проявления палеосейсмичности указывают и на более ранние подобные события. Сильное землетрясение может дать в качестве побочного эффекта выделение газа с серным запахом и даже его воспламенение с дымом. Оно разрушает постройки и тем губит жителей, но, деформируя земную поверхность, не может уничтожить «всю окрестность... и произрастания земли». Нет оснований предполагать в указанных районах и возникновение крупного сейсмогенного оползня или селя, тем более, что библейский текст никак им не соответствует.К тому же древние, как показывают тексты Библии, Корана и других источников, уверенно отличали землетрясение от других стихийных бедствий, достаточно точно описывая его проявления. Странным при сильном землетрясении и той глубине его очага, которая типична для этой части Левантской зоны разломов, представляется и тот факт, что Содом и Гоморра погибли полностью, а соседний Сигор, расположенный лишь в нескольких часах пешего хода, не пострадал. Очевидно, в этом случае речь идёт о другом явлении.
Лишь вулканическое извержение содержит все атрибуты обсуждаемого события: огонь, серный запах, дым от горячей лавы, тефры или пепла, которые, покрывая поверхность, действительно уничтожают всё на ней. С извержением лав и вулканических газов согласуется и совет ангелов, посланных, согласно библейскому тексту, чтобы загодя вывести Лота и его семью из обреченного Содома: «Спасайся на горе, чтобы тебе не погибнуть» [Быт. 19:17]. Однако на всём пространстве долины Иордана, Мёртвого моря, Израиля и соседних частей Иордании при наличии четвертичных вулканических образований отсутствуют следы голоценового вулканизма. Они есть лишь в Юго-Западной Сирии и прилегающей части Иордании.
4.3.2. Голлценовый вулканизм Юго-Запаннол Соиаи
К югу и юго-востоку от г. Дамаска широкой полосой протягиваются на 450 км поля позднемиоцен-четвертичных базальтовых лав и шлаков [Geological map..., 1964; Поникаров и др., 1968] (рис.
93). На севере вулканической области поверхность лавового плато поднимается и образует вытянутый в меридиональном направлении Друзский массив, где вершины потухших вулканов достигают 1800 м. По данным сирийских геологов и геофизиков здесь мощность базальтового покрова особенно велика - до 1300 м.Плато сформировалось в результате ареального вулканизма. Отдельные центры извержений группируются в цепочки северо-западного простирания. Они маркируют зоны растяжения, оперяющие Левантский активный левый сдвиг (см. раздел 2.3). Лучше всего сохранились вулканические цепи средне- и позднечетвертичного возраста. В них между отдельными вулканическими постройками трещины нередко выражены уступами или бороздами на поверхности лав. Отдельные трещины невелики, но, продолжая или кулисно подставляя одна другую, они группируются в протяжённые зоны шириной до 15 км. Одна из таких зон рассекает центральную часть Друзского массива, а другая - его восточный склон.
Рис. 93. Активные разломы и проявления неоген-четвертичного и голоценового вулканизма в Юго-Западной Сирии и соседней части Иордании [Трифонов, Эль-Хаир, 1988]
1-3- позднемиоцен-четвертичные вулканические образования: 1- лавовый поток Кра, 2 - другие голоценовые лавовые потоки, 3- доголоценовые вулканические породы; 4 - мощность позднемиоцен- четвертичного вулканического покрова, в метрах; 5 - новейшие разломы, достоверные слева и предполагаемые справа; 6 - молодые магмовыводящие разломы
Fig. 93. Active faults and manifestations of Neogene-Quatemary and Holocene volcanism in the southwestern Syria and adjacent part of Jordan [Трифонов, Эль-Хаир, 1988]
1-3 - Late Miocene-Quaternary volcanic rocks: 1 - the Kra lava flow, 2 - other Holocene lava flows, 3 - PreHolocene volcanic rocks; 4 - thickness of the Late Miocene-Quaternary volcanic cover (m); 5 - neotectonic faults (the proved faults are shown on the left and the assumed faults are shown on the right); 6 - young faults surving by magma canals
На поверхности плато встречаются и голоценовые лавовые потоки с прекрасно сохранившимися центрами извержений, следами течения и другими элементами структуры.
Среди них самым свежим выглядит поток от небольшого вулкана возле современной деревни Рдемет Аш-Шакхур (рис. 94). Поток распространяется на восток и северо-восток на 32 км сначала сплошным покровом,
Рис. 94. Космическое изображение ERTS района лавового потока Кра в Юго-Западной Сирии [Syria, 1996]
Fig. 94. Space ERTS imagery of the Kra lava flow region in the southwestern Syria [Syria, 1996]
а затем отдельными языками. Извержение началось из нескольких центров, отмеченных шлаками на магмовыводящей трещине в северной части Друзского массива. Затем продолжал действовать лишь один вулкан, откуда и излились лавы. Позднее извержения не возобновлялись.
Заметим, что такие одноактные извержения типичны для областей базальтового трещинного вулканизма. Автор наблюдал их проявление во время извержения 1973 г. на о-ве Хеймаэй у южного берега Исландии, залившего лавой и засыпавшего тефрой часть г. Вестманейер. Более грандиозным было извержение Лаки 1783 г. на юге Исландии, породившее лавовый поток длиной 65 км. К сравнению с ним мы вернемся в дальнейшем.
Стекая с восточного склона Друзского массива, лавовый поток распространялся по двум широким сухим долинам (вади): Ар-Рамплият на юге и Кра на севере. Современные русла обеих долин не совпадают с древними, заполненными лавой, а следуют изгибам краев потока. Вади Кра дала название и самому потоку. Он уже давно привлёк внимание геологов и археологов, поскольку в самой восточной его части на расстоянии 6 км одно от другого на
ходится два загадочных скопления костей животных: Хирбет-Умбаши и Хе- барие.
Первым об этих скоплениях сообщил С.С. Грехем в 1857 г. В 1914 г. Ф. Хер- бетт привёл первый список видового состава животных. Наиболее полное геологическое и археологическое описания местонахождений, видового состава и минеральных преобразований костей принадлежат геологу Л. Дюбертре и археологу М.
Дюнану, исследовавшим местонахождения в 1928 и 1933 гг. [Dubertret, Dunand, 1954-1955]. В 1954 г. X. де Врие и Г.В. Барендсен из Гронингенского университета определили радиоуглеродный возраст костей - 4075 ± 160 лет [2880-2460 гг. до н.э.]. Автор посетил и исследовал этот район в 1986 г. совместно с сирийскими геологами Ю. Эль-Хаир, Т. Заза, Ф. Факьяни Аль-Бакка и X. Аль-Малехом [Трифонов, Эль-Хаир, 1988].Местонахождение Хирбет-Умбаши расположено на правом берегу современного сухого русла вади Кра в непосредственной близости от северного языка голоценовых лав. На дне вади сезонные воды обнажили неровную поверхность позднеплейстоценового базальтового потока. Его покрывает карбонатный слой мощностью до 2,5 м (рис. 95). Природа этого слоя не вполне ясна. С одной стороны, он содержит многочисленные включения пролювиального
Рис. 95. Разрез лавового потока Кра и его основания в Хирбет-Умбаши [Трифонов, Эль-Хаир, 1988] ‘
На неровной поверхности плейстоценовых лав залегают горизонтально слоистые карбонатно-терригенные породы, а на них - глыбовые лавы потока Кра. Костные остатки образуют тонкие линзы в основании потока.
Fig. 95. Section of the Kra lava flow and its basement in Khirbet-El Umbachi [Трифонов, Эль-Хаир, 1988] '
Rough surface of the Pleistocene lava is covered by horisontally stratified carbonate-terrigenous sediments and the latter are covered by the Kra lava flow. The bone fragments form thin lenses below the Kra lavas.
галечника и гравия, и его можно рассматривать как древние отложения долины Кра, карбонатизированные в условиях аридного климата. С другой стороны, в карбонат вкраплены многочисленные свежие кристаллы темноцветных минералов. В связи с этим интересно, что в 31 км к западу от Хирбет-Умбаши находится позднеплейстоценовый вулкан Халдие, на вершине которого сирийский геолог Е. Жермакани обнаружил жилы карбонатита. Карбонатитовый материал тонким слоем покрывает большие участки склонов и подножия вулкана. Поэтому вполне вероятно, что карбонатный слой в Хирбет-Умбаши образован карбонатитовым материалом из вулкана Халдие, размытым и переотложенным вместе с обычным пролювиальным материалом.
На ровной поверхности карбонатного слоя залегает базальтовая лава потока Кра, которая возле Хирбет-Умбаши имеет мощность до 4 м. На границе между карбонатами и базальтами Кра находится линзовидное скопление костей. Протяжённость линзы - несколько десятков метров. Средняя мощность — несколько десятков сантиметров, но в центре видны раздувы свыше 1 м. Обломки костей, не перекрытых базальтовым потоком, встречаются в изобилии на поверхности карбонатного слоя на противоположном, северном берегу современного русла вади. Там они рассеяны на расстояниях до 100 м от потока и даже дальше. Несомненно, что часть костей скрыта и под базальтом потока. Таким образом, площадь, покрытая костями, не меньше гектара.
На границе с лавовым потоком кости впаяны в базальт. Местами образовалась своеобразная брекчия из костей и их обломков, сцементированных базальтом (рис. 96). Л. Дюбертре, детально исследовавший состояние костей и консультировавшийся с минералогами, отмечает разные стадии изменения костей под действием горячей лавы. Часть костей, испытавшая разогрев до 600 °С, обгорела, но сохранила микроскопическую структуру. Другая часть, подвергшаяся воздействию более высокой температуры, кальцинирована и местами превращена в гидроксиапатит. Сохранность первичной формы костей свидетельствует, что до их плавления дело не дошло. Это естественно, поскольку температура плавления апатита, входящего в состав костей, близка к 1600 °С, а температура базальтовой лавы не превышает 1200 °С. Описанные соотношения доказывают, что скопление костей Хирбет-Умбаши древнее базальтового потока Кра, но моложе карбонатизированных речных наносов.
В местонахождении Хебарие взаимное расположение скопления костей и лавового потока Кра аналогично, но площадь скопления меньше. В целом же в обоих местонахождениях костей так много, что некий предприимчивый делец пробовал перерабатывать их на удобрение, но его остановила трудность транспортировки. По самым скромным подсчётам, здесь находятся остатки десятков тысяч погибших особей.
Согласно заключению палеонтологов, видовой состав животных в обоих местонахождениях совпадает. М. Боул, определявший кости, собранные Ф. Хер- беттом, С. Гайяр, анализировавший сборы Л. Дюбертре, и наконец Э.М. Ван- генгейм, изучавшая нашу коллекцию, показали, что большинство костей принадлежат низкорослому быку, козлу и барану с характерными признаками домашних животных. Они сходны с животными, которых разводят современные сирийские крестьяне и пасут бедуины, хотя нередко уступают нынешним в размерах. Многочисленны также остатки полорогой антилопы (газели). Найдены единичные экземпляры второго шейного позвонка быка Bos primigenius и коленной чашечки верблюда, о которых сообщает Л. Дюбертре, и плохо сохранившиеся остатки, которые, по мнению Э.М. Вангенгейм, могли принадлежать ослу или мулу.
Рис. 96. Брекчия из костей животных, сцементированных лавой потока Кра [Трифонов, Эль- Хаир, 1988]
Fig. 96. Breccia of animal bones cemented by the Kra lavas [Трифонов, Эль-Хаир, 1988]
Наиболее интересно, что оба местонахождения - не природные образования, а остатки древних поселений. Впервые отметившие это Л. Дюбертре и М. Дюнан обнаружили среди костей остатки керамики, каменных кистеней и украшенную насечкой костяную пластинку. Эти же авторы показали, что особенно мощные скопления костей заполняют искусственные углубления, выложенные камнями. К востоку от Хирбет-Умбаши рядом с краем базальтового потока Кра Л. Дюбертре и М. Дюнан описали древнюю плотину, могильные сооружения и предполагаемые остатки жилищ и загонов для скота. В Хебарие они отметили такие же жилые сооружения, а немного в стороне - остатки квадратного строения с огороженным двором, характерного для позднеримской эпохи III—IV вв..
Л. Дюбертре и М. Дюнан датировали археологические находки в костеносных линзах древним и частично средним бронзовым веком. Они воздержались от окончательного ответа на вопрос о происхождении костных скоплений, допуская два объяснения. Согласно первому, обожжёные кости - продукт древней индустриальной деятельности. Против такого объяснения свидетельствует отсутствие остатков деревьев или иного горючего материала, а также воздуходувных устройств, способных довести температуру почти до точки плавления базальта (1200 °С). Кроме того, непонятно, с какой целью обжигались кости и почему они остались неиспользованными. Согласно второму объяснению, костные скопления возникли рядом с ещё свежим лавовым потоком, а также на его застывшей поверхности, когда лава внутри была ещё расплавленной. Прорыв лавы вызвал переработку костей. В таком случае возраст костных скоплений
должен быть близок к возрасту лавового потока. Но остаётся неясным, что привело к горячему потоку столь большое количество животных или кто и зачем собрал в одно место их останки.
Таким образом, первое из двух предложенных объяснений представляется нам нереальным. Что же касается второго, то наши исследования показали, что костеносные линзы расположены под лавовым потоком Кра и, следовательно, не могли возникнуть позже потока или одновременно с ним. Тот факт, что отдельные кости или скопления костей оказались внутри и даже на поверхности потока у его края, объясняется перемешиванием вязкой лавы в процессе течения.
По нашим наблюдениям, костные скопления неоднородны по происхождению. В обрыве возле современного русла вади Кра в Хирбет-Умбаши это нормальный культурный слой длительно, по меньшей мере десятки лет, существовавшего поселения. Намечается стратификация слоя, в котором пищевые отходы сочетаются с обломками керамики и другим мусором. С приближением к руслу мощность слоя возрастает от десятков сантиметров до 1,2 м. По-видимому, здесь на месте современного русла и в то время было понижение, заполнявшееся водой.
Одно из заполненных костями углублений, о которых писали Л. Дюбертре и М. Дюнан, было обследовано нами особенно детально. Более всего оно напоминает стойло для скота, которое с двух перпендикулярных сторон огорожено вертикальными стенами, сложенными базальтовыми глыбами (две другие стороны перекрыты базальтовым потоком). Сохранившаяся высота стен - до 1м. Показательно, что на полу такого помещения Л. Дюбертре и М. Дюнан обнаружили двух-трёхсантиметровый слой чёрного или коричневого пепла, смешанного с остатками растений - очевидно, обгоревшего навоза. Кости, заполняющие это углубление, - остатки домашних животных, погибших при извержении.
Кроме того, вся поверхность, в том числе и развалины некоторых строений, оказались покрытыми тонким слоем костей. Представляется, что это остатки животных, в панике сбежавшихся сюда, в низовья вади Кра, от начавшегося извержения. Животных убила не горячая лава: по пологому дну долины она двигалась медленно, и от неё можно было убежать. Скорее всего, животные погибли от фтора или иного газа, выделившегося при извержении, а лава достигла этих мест позднее и сожгла трупы. По данным С. Тораринссона [Torarinsson, 1969], при аналогичном извержении Лаки в Исландии выделения фтора, сопровождавшие излияние лав, убили половину скота и значительную часть населения страны. Что же касается разрушения некоторых строений перед извержением (на их руинах найдены остатки костей), то оно могло стать результатом сильного землетрясения, которое, как и в вышеописанной Сюникской структуре, могло предварять извержение.
Археологические находки среди костей представлены кремневыми изделиями и продуктами их изготовления, обломками кистеней и керамики. Кистени - это изготовленные из камня усеченные конуса высотой до 8 см с отверстием вдоль оси, в которое продевается веревка или ремень. Они использовались как оружие и инструмент для ловли домашних животных.
Найденные мелкие кремневые изделия и их обломки неинформативны для датирования: они могли принадлежать как неолиту, так и доантичному бронзовому веку. Находки кистеней также не дают сколько-нибудь точных датировок: они использовались обитателями этих мест с энеолита почти до наших дней. Информативной оказалась керамика (рис. 97). В Хирбет-Умбаши и Хебарие она представлена обломками разнообразных кувшинов, амфор, горшков и мел-
Рис. 97. Образцы керамики и других археологических находок в Хирбет-Умбаши [Трифонов, Эль-Хаир, 1988]
Fig. 97. Ceramics and other archaeological findings from Khirbet-El Umbachi [Трифонов, Эль-Хаир, 1988]
ких чаш, изготовленных вручную. Как правило, они сделаны из красной глины и хорошо обожжены. Наряду с грубыми изделиями, содержащими крупнозернистый песок, встречаются фрагменты тонкой шлифованной посуды. Большинство изделий лишено украшений, но найдены также обломки посуды с орнаментом типа «гребёнка», процарапанным на ещё не обожжённой поверхности, или с нанесённым красками геометрическим рисунком из тонких перекрещивающихся полос коричневого, белого и чёрного цвета. На одном обломке представлен фрагмент рисунка быка или оленя. По определению заместителя директора департамента раскопок Дамасского музея древностей Н. Салиби, вся собранная нами керамика относится ко второй половине Ш тысячелетия до н.э., что близко к приведённому выше радиоуглеродному определению.
Труднее датировать сооружения в юго-восточной части Хирбет-Умбаши, за окончанием лавового потока Кра, поскольку они построены на относительно древнем основании и их соотношения с потоком Кра неясны. Здесь различаются три типа построек:.
Первый тип представлен несколькими выбитыми в базальте округлыми углублениями диаметром 2-2,5 м с плоским дном и вертикальными стенками высотой до 0,5 м. Вероятно, это основания временных жилищ. Второй тип построек - многочисленные могильники-дольмены в виде сложенных из уплощённых базальтовых глыб «домиков» с квадратным входом и прямоугольным или овальным углублением внутри. В некоторых могильниках по несколько таких углублений. А в одном из них даже без раскопок мы обнаружили фрагменты человеческого скелета. Скорее всего, оба типа построек близки по возрасту к костеносному горизонту. Обращает внимание однотипность (почти стандартность) могильников, их упорядоченное расположение и почти полное отсутствие погребального инвентаря. Можно допустить, что они представляют одновременное погребение жертв извержения. Это дало бы ответ на вопрос, почему человеческие кости отсутствуют в нескрытых лавовым потоком частях костеносной линзы.
Постройки третьего типа сложены из базальтовых блоков без цемента, покрыты большими плитами базальта и имеют по одной двери. Подробно описывая эти постройки, Л. Дюбертре и М. Дюнан отмечают, что обычно они имеют прямоугольные очертания, но есть и округлые, с опорным столбом посередине. Высота внутреннего помещения - до 1,2 м. Нередко к постройкам примыкают каменные ограждения, сходные с обычными в Сирии загонами для скота. Л. Дюбертре и М. Дюнан посчитали эти сооружения жилищами, по крайней мере временными. По нашему мнению, они могли использоваться для жилья кочевниками-скотоводами позднее, когда, возможно, к ним и пристроили загоны для скота. Но едва ли они предназначались для этой цели первоначально - слишком низки.
Возможно, они создавались как могильные или ритуальные сооружения и, во всяком случае, относятся к иной (более поздней?) эпохе, чем костеносный горизонт и постройки двух первых типов. Характерно, что постройки, близкие к третьему типу, но сложенные несколько более крупными глыбами, есть в Хеба- рие, причём там они, по данным Л. Дюбертре и М. Дюнана, моложе потока Кра. В Хебарие нами обнаружены также чашевидные отполированные углубления в возвышающихся выходах скальных пород диаметром и глубиной около 20 см (возможно, жертвенники), а возле постройки, предположительно отнесённой к позднеримской эпохе, - процарапанные на базальтовых глыбах надписи на древнегреческом языке. Эти надписи, впервые отмеченные С.С. Грэхемом, скорее всего принадлежат римскому или ранневизантийскому времени.
Таким образом, в Хирбет-Умбаши и Хебарие существовали поселения трёх эпох. Первые относятся ко второй половине III тысячелетия до н.э. Судя по остаткам костей животных и инвентарю, это были поселения скотоводов, не гнушавшихся охотой. Жизнь их трагически нарушилась извержением Кра. Возраст поселений второй эпохи точно не определён. Л. Дюбертре и М. Дюнан обращают внимание на сходство построек этой эпохи с мегалитическими сооружениями Иордании и Палестины и допускают связь построек с миграцией западносемитских племен в начале II тысячелетия до н.э. Наконец, от третьей, позднерим- ско-ранневизантийской, эпохи сохранились постройки и наскальные надписи в Хебарие и, вероятно, плотина возле Хирбет-Умбаши.
4.3.3. Легенда о гибели Содома и Гоморры в сдпдставигдбб с извгржгдиго Кра
Итак, во второй половине III тысячелетия до н.э. два поселения на юго-западе Сирии погибли в результате вулканического извержения. Можно ли парал- лелизовать их с Содомом и Гоморрой? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем возможную область обитания Лота, который накануне извержения жил в Содоме.
Согласно библейскому тексту, Лот был племянником Авраама и «у Лота, который ходил с Авраамом, также был мелкий и крупный скот и шатры» [Быт. 13: 5]. Оба принадлежали к кочевой аристократии, ибо имели в подчинении пастухов и иную прислугу, а в упоминавшемся эпизоде о том, как Авраам отбил у завоевателей пленённого Лота, он смог вооружить для этого 318 рабов. После того, как Авраам и Лот вернулись из Египта, куда временно эмигрировали во время засухи, между их пастухами возник конфликт из-за пастбищ. Дабы избежать ссоры, родственники решили разделиться. Авраам остался в Ханаане, т.е. на территории западнее Мёртвого моря и долины Иордана, а Лот «избрал себе... всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку... и раскинул шатры до Содома» [Быт. 13: 11-12].
Границей владений стал, вероятно, естественный рубеж - р. Иордан. Но уже тогда долина Иордана использовалась для земледелия ханаано-аморейскими осевшими племенами. Поэтому Лот, скорее всего, кочевал в более гористых районах. Однако и для кочевого скотоводства нужна вода. Рассматривая с этой точки зрения земли к востоку от Иордана, обнаруживаем, что сейчас наиболее богаты водой северо-западная часть Иордании и соседние районы Сирии. Образ жизни Лота, как и Авраама, во многом напоминал образ жизни современных бедуинов. Они кочуют на значительные расстояния. Авраам и Лот также немало путешествовали, переселившись из Харрана (верховья р. Евфрат) в Ханаан и, возможно, побывав в Египте. Поэтому вполне вероятно, что область кочевий Лота после разделения с Авраамом могла простираться от Мёртвого моря до Юго-Западной Сирии. Поскольку Лот «раскинул шатры до Содома», последний находился где-то на краю этой области, возможно, именно в Сирии.
Эта гипотеза получила подтверждение при раскопках холма Телль-Мардих в 30 км к юго-западу от г. Алеппо на западе Сирии. Там был открыт древний город Эбла и в нём найден клинописный архив III тысячелетия до н.э. Анализировавший тексты итальянский ученый Джованни Петтинато встретил в них упоминание имени Авраама, Содома и Гоморры, погибших в огне, а также городов Адма и Севоим, располагавшихся, согласно Библии, по соседству с ними [Келлер, 1998]. Если имя Авраам встречалось и в других источниках и, по-видимому, не было уникальным в ту эпоху, то упоминание городов знаменательно и более
объяснимо, если они располагались не в окрестностях Мёртвого мрря или Иордана, а именно в Сирии. Впрочем, интерпретация найденных текстов нуждается в уточнении.
Против гипотезы о расположении Содома и Гоморры на юго-западе Сирии свидетельствуют приведённые в разделе 4.3.1 цитаты из Библии. При этой гипотезе Лот не мог дойти от Содома до Сигора (если последний действительно находился возле Мёртвого моря) за несколько часов, поскольку до последнего от Хирбет-Умбаши без малого 200 км, о Авраам не мог видеть, поднявшись на гору, что стало с погибшими городами. Не согласуется и время событий. Согласно библейской традиции, Авраам и Лот покинули Харран за 645 лет до исхода евреев из Египта (XIII в. до н.э.) и, следовательно, жили около 1900 г. до н.э. (хотя есть соображения, что они могли жить позднее - в XV в. [Келлер, 1998]), тогда как описанное вулканическое извержение случилось раньше - во второй ■ половине ІП тысячелетия до н.э.
Возможно, в легенде о гибели Содома и Гоморры соединены два события. Содом и Гоморра действительно располагались в районе Мёртвого моря или долины Иордана и погибли от природной катастрофы, скорее всего сильного землетрясения. Но у населения сохранилась память о гибели двух поселений от вулканического извержения, и оба события были отождествлены, что немало усилило дидактический эффект этой легенды о божьем наказании за грехи. Подобное приписывание одному герою или месту того, что совершено разными людьми или происходило в разных местах, нередко в легендах Древнего Востока и с его проявлениями мы сталкиваемся вплоть до Средневековья.
4.4.