<<
>>

Методы алгоритмизации творчества

1) Алгоритм латерального мышления.

Практически одновременно с Торрансом к выводу о том, что творить можно обучить, пришел американский психолог Эдвард де Боно, который выдвинул идею и предложил алгоритм латерального (вертикального или дивергентного) мышления.

Он сформулировал принципы развития креативного мышления и предложил группу приемов, применение которых создает оптимальные условия для вертикального (дивергентного) мышления. Эти приемы позволяют преобразовать исходный образ проблемы в более детализированный, сделать более понятными ее истоки и прогнозируемыми будущие состояния, структурировать имеющуюся информацию и устанавливать связи доступных элементов ситуации с опытом, которым располагает индивидуальный и коллективный субъект разрешения пробл€кводня методику Э. де Боно используют многие компании при создании идей новых продуктов (33).

2) ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.

Теория решения изобретательских задач была разработана Г.С. Альт- шуллером - известным писателем-фантастом. Сначала появился АРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач, который впоследствии вырос и развился в теорию. АРИЗ представляет собой программу последовательной обработки изобретательских задач. Законы развития технических систем заложены в самой структуре программы. При разработке АРИЗ проводился систематический анализ патентного фонда, выделялись и исследовались изобретения третьего и более высоких уровней, определялись содержащиеся в них технические и физические противоречия и типовые приемы их устранения.

Работа над АРИЗ была начата еще в 1946 г. Понятия АРИЗ тогда еще не было, проблема ставилась иначе: изучить опыт изобретательского творчества и выявить характерные черты хороших решений, отличающие их от плохих. Выводы могут быть использованы при решении изобретательских задач. Почти сразу удалось обнаружить, что решение оказывается хорошим, если оно преодолевает техническое противоречие, содержащееся в постав-

ленной задаче, и, наоборот, плохим, если техническое противоречие не выявлено или не преодолено.

Аншуллером были разработаны программы планомерного решения изобретательских задач. Они были основаны на пошаговом анализе задачи, чтобы выявлять, изучать и преодолевать технические противоречия.

Функциональный метод проектирования Мэтчетта.

Исследуется проектная ситуация; определяются потребности, для

удовлетворения которых предпринимается проектирование; анализируется основная функциональная потребность; исследуются альтернативные принципы для удовлетворения основной потребности; выполняется в эскизе проект, удовлетворяющий основную и дополнительные потребности; оценивается функциональная эффективность проекта; оцениваются материалоемкость и трудоемкость проекта; определяется качество деталей и узлов. Метод ис-пользует разнообразные контрольные перечни. Например, какие потребности являются: жизненно важными; очень важными; важными; желательными? Каковы потребности: функциональной системы, потребителя, фирмы, внешнего мира? Какие сведения можно получить, если задать 6 основных вопросов? Что нужно сделать (потребности)? Почему это нужно сделать (причины)? Когда это нужно сделать (время)? Где это нужно сделать (место)? Кем это должно быть сделано (средство)? Как это сделать (метод)? Вопросы используются для выявления существенных характеристик изучаемого объекта и для устранения из проекта ненужных элементов. Главное в методе — это обучение метаязыку, который используется для выработки и регулирования стратегий проектирования.

Метод оптимизации достигнутого.

Составляется перечень всех качеств, имеющихся у продукта. Затем пытаемся улучшить каждое из них. Задаем вопрос: Как можно по-новому использовать этот продукт? Как приспособить его к новым условиям?

Проблемный подход.

Разрабатывается перечень проблем, с которыми сталкивался потребитель или управленец при использовании продукта. Затем потребителей просят ранжировать проблемы в порядке их важности. В соответствии с такой ранжировкой принимают меры по совершенствованию продукта.

Структурный подход.

На основе изучения потребителей составляется структура требуемых качеств продукта.

Затем оценивается степень наличия этих качеств у своего продукта. В соответствии с результатом принимается решение о модификации.

Функционально-стоимостной анализ.

Выявляются основные потребительские свойства продукта (качественные характеристики). Затем определяются пути и способы удешевления решений, которые не повлияют на общую функциональность продукта. Разновидностью функционально-стоимостного анализа является поэлементный экономический анализ конструкций по методу Соболева. В этом случае происходит уточнение и отработка всех элементов конструкции, влияющих на ее себестоимость (78).

Все перечисленные методы предполагают генерацию идей сотрудниками предприятия, т. е. использование внутреннего креативного потенциала компании. Однако ресурсы всегда исчерпаемы и требуют пополнения. Поэтому компания должна уметь привлекать новые креативные ресурсы. Для этого в развитых странах служит целая система поиска новый идей. На это работают университеты, научные центры, частные и государственные фонды. Система выдачи грантов на исследования в первую очередь призвана служить поиску новых идей и привлечению новых интеллектуальных ресурсов к сотрудничеству.

<< | >>
Источник: Круглов Андрей Вячеславович. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУРАХ. 2005

Еще по теме Методы алгоритмизации творчества:

  1. Глава IМЕНТАЛИТЕТ КАК СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК
  2. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
  3. 4.1. Формирование концепции управления креативным потенциалом компании
  4. 4.2. Концептуальные основы развития методологии разработки креативных управленческих решений
  5. Методы алгоритмизации творчества
  6. Система умений
  7. 1. Этапы и формы педагогического проектирования 
  8. § 3. Объекты исключительных прав на авторские произведения
  9. СОВРЕМЕННЫЙ ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАШИН, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
  10. § 3. Применение в учебном процессе обучающе-контролирующих машин