<<
>>

Синергетика

науку о самоорганизации в открытых физических, химических, биологических, экологических системах (И.Пригожин);

науку о неустойчивых состояниях, предшествующих катастрофе, и их дальнейшей эволюции (теория катастроф, теория хаоса, теория фракталов);

науку об универсальных законах эволюции в природе и обществе.

Синергетика возникла и развилась на основе системного анализа и общей теории систем.

Однако она существенно отличается от традиционных подходов тем, что за исходное состояние системы принимается нестабильность, неравновесность, нелинейность, а линейность, стабильность, равновесность оказываются лишь моментами этой нестабильности и неравномерности. Таким образом, динамический хаос становится свойством существующей реальности.

В рамках синергетики выдвигается новая концепция теории самоорганизующихся систем: естественное стремление системы к хаосу не только не ведет к потере упорядочения и гармонии. И.Пригожин доказал, используя математику, что хаос может быть конструктивен, так как приводит к рождению нового порядка.

Синергетика акцентирует свое внимание на областях потери системой устойчивости - около точек неустойчивости, то есть в окрестностях точек переходов системы из одного состояния в другое. Это означает, что в той точке развития системы, где возникает хаос, появляется возможность изменения системы, смены направления дальнейшего развития.

Применив это положение синергетики к организационной культуре и ценностям организации, можно сделать следующий вывод: процессу изменения культуры, смене ценностных доминант и становлению новой культуры с новыми ценностными ориентациями всегда будет предшествовать хаос, неустойчивость (поиск новых ценностей, способов взаимодействия с внешней средой и др.)

История человеческого общества и культуры носит нелинейный характер в силу свободы выбора, присущего человеку.

Свобода выбора, по сути, выполняет ту же роль, что и врожденные инстинкты, присущие всем живым организмам, с той лишь разницей, что свобода выбора является недетерминистической, то есть непредопределенной категорией, отсутствует причинная обусловленность явлений, а вступление в действие инстинкта всегда предопределено внешним или внутренним раздражителем. Индивид,

обладая свободой, осуществляет сознательный, неинстинктивный выбор поступка, убеждений, ценностных ориентаций и т.д. Как писал Иммануил Кант в «Критике практического разума», «если бы не было свободы, то не было бы в нас и морального закона».

Древнегреческий философ Сократ утверждал, что человек, познавший добро, не сможет поступить плохо, поэтому знание - высшая добродетель. Очевидно, что Сократ имеет в виду не то, что образованные и умные люди не могут совершить зла. История знает много примеров, когда великие умы становились великими злодеями. Дело в том, что существует особая категория явлений, которые основание самих себя содержат в себе. Проблема распада и какой-то другой жизни, имеющей особые условия - самая существенная. Известный философ М.Мамардашвили пишет: «Зло делается само собой, стихийно, спонтанно, а добро делается специально, и каждый раз должно делаться снова». «Хаос - это то, что возможно, а порядок - невозможен, хотя он и бывает». Дружба, привязанность разрушаются моментально, стоит только подтолкнуть их случайным или намеренным злым словом, поступком. Таким образом, идея древнегреческого философа в полной мере соответствует современным концепциям синергетики: хаос становится той движущей силой, которая порождает порядок, утверждает новый порядок на месте старого, становится созидательным началом. Как писал Ф.Ницше - «надо иметь в себе хаос, чтобы родить танцующую звезду».

Следовательно, формирование и развитие культуры связано с появлением в обществе и системе культуры неких точек неустойчивости - хаоса, беспорядка, рождающего новый порядок.

Синергетика позволяет исследовать организационную культуру в трех аспектах:

в динамическом аспекте, то есть с точки зрения особенностей развития организационной культуры в условиях нелинейности;

через влияние организационной культуры на достижение синергетического эффекта, то есть усиления свойства синергии социально-экономической системы;

через влияние организационной культуры на процесс самоорганизации социально-экономической системы.

Свойство синергии системы отражается утверждением, что целое есть больше, чем простая сумма частей.

То есть, свойства и усилия отдельных элементов (людей) приумножаются за счет их взаимодействия и результат такого взаимодействия гораздо больше, чем если бы каждый действовал в одиночку, а потом сложили их отдельные результаты. Подобное свойство системы было подмечено еще в начале ХХ века русским мыслителем А.А.Богдановым в его знаменитой «Тектологии». Он считал, что система является организованной только тогда, когда целое больше суммы своих

частей. То есть устанавливается тесная взаимосвязь между организованностью и свойством синергии.

Организационная культура, которая ориентирует работников на кооперацию, совместную работу, обеспечивает достижение синергетического эффекта, согласно которому суммарная эффективность деятельности команды будет выше, чем простая сумма результатов отдельных работников, ведь даже высококвалифицированные и профессиональные работники нуждаются в сотрудничестве и помощи коллектива.

Развитие организационной культуры носит нелинейный, недетерминированный характер, так как социокультурная система, как и индивид, обладает свободой выбора. Возле точек неустойчивости возникает так называемая точка бифуркации, то есть точка раздвоения траектории дальнейшего движения системы, когда существует несколько альтернативных путей ее развития. Тот путь, который изберет система носит вероятностный (стохастический) характер, но при этом одновременно предопределен ее прошлым. Возникает аттрактор - путь, структура, к которому тяготеет система, и развитие неизбежно движется в этом направлении.

Свобода выбора социокультурной среды и отдельного индивида порождают хаос, то есть, вероятность нелинейных микрофлуктуаций .

Рост флуктуаций приводит к тому, что возле точек неустойчивости система становится чувствительной к малым воздействиям. То есть, возможна ситуация, что лишь небольшое воздействие на систему приведет к большим последствиям для всей системы. В результате наступления точки бифуркации формируется новая структура системы, то есть система переходит на качественно новый уровень развития. И.Пригожин назвал такие структуры диссипативными. Примечательно, что создание качественно новой структуры возможно лишь как следствие самоорганизации.

<< | >>
Источник: О.Г. Тихомирова. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: ФОРМИРОВАНИЕ,РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКА. 2008

Еще по теме Синергетика:

  1. Синергетика семьи.
  2. 3.1 Синергетика и новая концепция организационной культуры
  3. Синергетика
  4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИНЕРГЕТИКИ
  5. СИНЕРГЕТИКА И ПРАВОТВОРЧЕСТВО
  6. Синергетика - наука о сложном
  7. § 6. НОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. СИНЕРГЕТИКА И ЭВРИСТИКА
  8. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕНЦИЯ ПАРАДИГМАТИКИ И СИНЕРГЕТИКИ Тезисы научного сообщения
  9. Соотношение кибернетики и синергетики
  10. Хаос в синергетике Chaos in synergetrics
  11. Симпозиум ФИЛОСОФИЯ СИНЕРГЕТИКИ
  12. Синергетика как теория сложности Synergetics as the theory of complexity
  13. Формирование человекомерной онтологии как проблема философии синергетики The forming of human-dimensional ontology as a problem of philosophy of synergetics
  14. Принципы психосинергетики в свете философии синергетики Principles of psychosynergetics in the light of the philosophy of synergetics
  15. Синергетика духовного мира молодого человека Synergetics of the spiritual world a young man
  16. От сложности к слаженности: гуманистические интерпретации синергетики From complexity to harmony: humanistic interpretations of synergetics