<<
>>

Общество как социальная система.

Типология обществ

Общество: понятие и признаки При всей кажущейся неопределен­ности и многозначности понятие «общество* используется для обо­значения той социальной среды, в которой действует человек B отличие от животного человек наделен разумом и волей, спосо­бен сознательно ставить перед собой цели, которые стремится дос­тичь, выбирать методы их достижения, предусмотреть возможные результаты своих действий.

Общество представляет собой социаль­ную организацию людей, проживающих на определенной террито­рии. Отличия общества как социальной системы от природной сре­ды можно выявить с помощью некоторых признаков'

1) общество представляет собой обьединениелюдей, взаимодейст­вующих между собой по поводу удовлетворения значимых для них потребностей Общество есть результат этого взаимодействия. Оди­ноко живущего на острове Робинзона Крузо нельзя назвать общест­вом, как, впрочем, и группу людей, изолированных друг от друга Русский социолог П.А. Сорокин (1889—1968), эмигрировавший в США, метко заметил:

Для того чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг C другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества[I],

2) общество представляет собой взаимодействие людей, наделен­ных воюй и сознанием. Поэтому не всякое объединение людей мож­но назвать обществом. Древнейших обезьяноподобных людей, живших более 2 млн лет назад, нельзя рассматривать как общество прежде всего потому, что основу их отношений составляли отно­шения к природе, а не друг к другу B лучшем случае это объедине­ние можно назвать «естественным обществом», а не социальным Смысл жизни первобытного человека сводился к приспосаблива- нию к условиям среды обитания B «естественном обществе» чело­век является частью природы, первобытных людей объединяли ин­стинкты, и в первую очередь инстинкт самосохранения.

Социаль­ное общество возникает лишь с пониманием непохожести своей группы на другую и необходимости совместного проживания. Ина­че говоря, обшество появляется с возникновением социального созниния. Оно означает переход от инстинктивного объединения людей к сознательному;

3) общество — это не эпизодическое и случайное взаимодейст­вие индивидов, а устойчивое, постоянное сотрудничество людей, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего ин­тереса и порожденных им единых соииальных целей B них находят свое отражение те потребности, которые не могут быть удовлетво­рены индивидуально Эти цели связаны с ориентацией людей на сохранение и воспроизводство обшества. придание ему устойчиво­сти, целостности. Всеобщий интерес не уничтожает и не подменяет частные индивидуальные или групповые интересы, он формируется на их основе, вбирает их в себя Всеобщий интерес может обретать различные формы выражения. Так, по мнению французского со­циолога Э. Дюркгейма (I8S8—1917), всеобщий интерес выражается в общности коллективных представлений, чувств, верований, проти­востоящих природному эгоизму. Ориентация на сохранение обще­ства, по мнению американских социологов T Парсонса (1902—l979) и Р. Мертона (1910—2003), обусловлена общностью тех фундамен­тальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в сво­ей деятельности Например, в развитых странах Запада такими цен­ностями признаются свобода индивида, личный успех, материаль­ное богатство, частная собственность и тщ. По мнению другого американского социолога — Э. Шилза (!9I1—1995), всеобщий инте­рес представлен общностью центральной власти, территориальной целостностью, согласием центра и периферии1,

4) общество характеризуется наличием викпи — специальных институтов (законодательных, исполнительных, судебных) и права как общеобязательных норм поведения людей, способных обеспе­чить упорядочение социальных взаимодействий людей, зашитить их от внешней угрозы;

5) регуляция и согласование общезначимых и индивидуаль­ных интересов и потребностей в рамках единого обшества не­возможны без развитой культуры.

Развитая культура способна удовлетворить самые разнообразные потребности и обеспечить саморегуляцию и самовоспроизводство социальных взаимосвязей людей путем установления общепризнанных в обществе целей (ценностей) и выработки устойчивых правил поведения (норм) по их достижению Таким образом, развитая культура придаст смысл человеческой жизнедеятельности либо добровольно, «ибо по принуждению с помощью власти, подчиняя индивидов тем нормам поведения, которые соответствуют всеобщему интересу и всеобщему благу.

B западной науке выделяются иные признаки общества. Совре­менные американские социологи Г Ленски и Дж. Ленски отмечают пять свойств общества:

1) общение между членами общества B любом обществе имеет­ся обший разговорный язык,

2) производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов обшества;

3) распределение лит товаров и услуг;

4) защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода, насекомых, врагов);

5) контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности обшества и урегулирова­ния конфликтов между его членами1.

B завершение анализа признаков обшества можно дать его оп­ределение.

Общество представляет собой устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм B целях удовлетворения индивидуальных потребностей

Типы общества C момента своего возникновения общество не оста­валось неизменным. Ha его развитие оказывали воздействие раз­личные факторы: географическое расположение, национальные особенности, культура, религия и т.д. Влияние внешних н внутрен­них факторов обусловливало различия в способах организации кон­кретных обществ, что позволяло отличать их, типологизировать на основе общих признаков.

C XVIIl в. в науке установилосьделение первобытной истории на эпохи дикости, варварства и цивилизации. B основе этого деления лежит теория известного американского этнографа Л.Г Моргана (1818—1881) Критерием типологии обществ, no Моргану, спужи ли способы получения человеком средств к существованию.

B соответствии с этим классификатором он выделял три типа об­ществ. дикости, вартрст ва и цивилизации. По Моргану, эпоха дико­сти — это время присваивающего собирательства и охотничье- рыболовецкого хозяйства. Эпоха варварства — время производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства Высшим этапом развития эпохи варварства является появление металла, сначала бронзы, а за­тем железа, совершившего революцию в орудиях производства. C изобретения буквенного письма (алфавита), появления классов,

государства и права началась эпоха цивилизации. B странах Африки и Азии первые цивилизации возникли на рубеже IV—1[] тыс. до н.э, в Европе — в I тыс. до н э., а в Америке — в 1 тыс. н.э.

Современные американские ученые Г. Ленски и Дж. Ленски от­дают предпочтение тому же критерию — способу производства средств к существованию — n выделяют следующие типы общества:

1) общества, живушие охотой и собирательством Охотники и собиратели ведут кочевой образ жизни, используют примитивные каменные орудия труда, их социальная жизнь основана на кровно- родсгвенньи< связях;

2) садоводческие общества на Ближнем Востоке, зародившиеся в IV тыс. до н.э B более развитых садоводческих обществах использу­ются металлические орудия (кроме плуга), усложняется социальная структура вследствие нарастающего имущественного неравенства;

3) аграрные общества, возникшие в Древнем Египте, Аккаде, Шумере, Вавилоне, уже знали металлический плуг и использовали животных в качестве тягловой силы. Это позволило производить больше продуктов, чем требовалосьдля потребления. Излишки ста­ли обменивать, возникли торговля, ремесла B аграрных обществах появилась письменность, посредством которой фиксировались сро­ки посева и сбора урожая, учитывался трудовой вклад каждого чле­на общества. Отношения между людьми перестали основываться на родственных связях, теперь это были соседи, позднее появились классы Для регулирования отношений между ними возникли госу­дарство и право;

4) промышленные общества, возникшие в конце XVIII в в Ев­ропе.

Промышленное производство стало основой хозяйственной жизни, что обусловило появление новых классов — буржуазии и пролетариата, сосредоточение основной массы населения в круп­ных городах[II].

Таким образом, обшество в отличие от природы является ис­кусственной средой, которую человек создает сознательно, объе­диняясь с другими людьми не на основе ннстинкта самосохране­ния, а на основе понимания необходимости жить совместно. По­явление общества возможно іишь при условии оседлого образа жизни, расширения спектра человеческих потребностей и, как следствие этого, общественного разделения труда, развития про­изводства, через которые эти потребности удовлетворяются. Именно совместное проживание, совместная деятельность способ­ствуют формированию социального сознания, которое предоставля­ет обществу возможность осознать общность целей. Следователь­но, появление обшества не только является следствием развития материального производства, но и обусловлено возникновением коллективного сознания, понимания непохожести своего рода и племени на другие группы, необходимости соизмерять свои жела­ния и эгоизм с вссобшими интересами

1.2.

<< | >>
Источник: Мухаев Раниш Тазитдинович. Правоведение. Учебник для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям. M,2013. - 431 с.. 2013

Еще по теме Общество как социальная система.:

- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -