<<
>>

Система социального регулирования в догосударственном обществе

Социальное регулирование: понятие и элементы Жизнь первобыт­ного человека, несмотря ил ее примитивный характер, нуждалась в регулировании Различные формы социальной практики (охота, об­мен, брачные отношения и т д) для успешного взаимодействия их участников вырабатывали определенные регуляторы совместной деятельности* образцы, стандарты поведения, которых должны при­держиваться все.

Удачные регуляторы закреплялись, а неудачные — эыбывались.

Система социального регуіироваиия представляет собой совокуп­ность средств и методов воздеиствия на поведение индивида, по­средством которых ему придается состояние, желаемое и необходи­мое для общества.

Система социального регулирования вклкиюет в себя ненорма­тивные (ценностный, информационный, предсказания, приказы и т.д.) и нормативные регуляторы (нормы права, морали, религии, тра­диций, обычаев и т.д.). Действие этих групп регуляторов различно.

Ненорѵативная подсистема влияет на сознание, чувства, при­вычки, эмоиии индивида, стремясь ѵбешгть его в полезности опре­деленного поведения. Так, например, ценностный регулятор воз­действует на поведение людей посредством убеждения B выгодности следования исторически сложившимся стереотипам (устойчивым ожиданиям), психологическим установкам, целям, которые разде­ляет большинство группы, обшсства, устоявшсмуся распредсяснию социальных ролей между мужчинами и женшинами. детьми и взрослыми

Однако в процессе самоорганизации рода, племени складыва­лась и нормативная полсистема Ee действие основано на установ- лении четких правил поведения (норм), содержащих равный мас­штаб свободы Такие правила характеризуются обязательностью ис­полнения и наличием санкций за их нарушение. Ha основе этих правил люди организовывали и регулировали совместный труд, охо­ту, распределяли произведенный продукт, определяли порядок взаимоотношений между мужчиной и женшиной, процедуры раз­решения возникающих споров и тш Наличие этих общеобязатель­ных правил ограничивало эгоизм человека, делало его поведение предсказуемым Более того, эти нормы касались правил взаимопо­мощи, самозащиты и способствовали выживанию человека.

По этой причине человек стремился неукоснительно выполнять дан­ные правила Нормы догосударственного обшества исторически были первой разновидностью ссщиаіьных норм.

I Социальные нормы — это правила поведения, принятые большин­ством общества. K ним можно отнести нормы морали, традиции, I обычаи, религиозные нормы и правовые нормы

Нормативная природа этих правил выражается в том, что они определяют масштаб возможного и должного поведения, который является общепринятым в данном обществе. Несоблюдение правил сопровождается применением санкций — неблагоприятных послед­ствий для нарушителя. Неблагоприятные последствия вырчжаются в применении как мер общественного воздействия (замечаний, ли­шения статусов, привилегий, порицания, отлучения от церкви), так и принуждения (изгнания из общины, рода, телесных наказаний, членовредительства и др)

Мононормы Правила, которым следовали в своем поведении перво­бытные люди, называются мононорѵами (от греч monos — один и лат. norma — правило). Свое название они получили потому, что были едиными и нерасчлененными, содержали моральные предписа­ния, религиозные запреты, обычаи, традиции и правовые обязы- вания. Это внутреннее едннство морально-правовых начал в мо­нонорме обусловлено недифференцированностью самой жизни первобытного человека, где личное и общественное, права и обя­занности были слиты, поэтому мононормы нельзя отнести НИ K моральным нормам, ни к нормам права Mx главное назначение состояло в том, чтобы помочь человеку приспособиться к природ­ной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида.

Мононормы складывались стихийно, методом npo5 и ошибок. B процессе отбора сохранялись только те правила поведения, кото­рые в лучшей степени способствовали выживанию рода, племени, обеспечению их целостности Среди мононорм можно выделить кормы-эапреты и нормы-ожидания, которые различались по харак­теру санкций. Нормы-запреты существовали в виде табу, нарушение их каралось жсстокими наказаниями Нормычззкидания находили свое выражение в традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, мифах и формировали у индивида установку на положительное поведение У многих первобытных народов были установлены строгие пра­вила поведения, в числе KOTOpbUi было много норм-запретов, на­правленных ка ограничение произвола сильных, господства живот­ного эгоизма первобытного человека.

Запреты, т.е. недопустимость совершать те или иные поступки, основывались на религиозных ве­рованиях. Считалось, что за нарушение установленных запретов ду­хи или различные божества карали людей болезнями и смертью. Поскольку впервые такую систему запретов ученые обнаружили в Полинезии, то для обозначения слова «запрет» стали использовать полинезийское слово «табу». Табу играли значительную роль в жиз­ни первобытного человека и касались различных сторон его дея тельности.

Например, в книге ДМ Фрззера «Золотая ветвь» описаны табу на общение с иноплеменниками (людьми из другого племени), на прием пищи и питья, который связан с особой опасностью (в это время душа могла выскользнуть через рот), табу на обнажение ли­ца, на остатки пищи, людей, носяших траур, и даже на воинов, ко­торые вступали на тропу войны До и после военных действий вои­ны исполняли особые обряды и считались неприкосновенными. Наконец, существовало табу на браки между кровными родствен­никами (запрет на инцест).

Многие табу у некоторых народов сохраняются до сих пор. Это касается табу на прикосновение к священным особаы, вождям пле­мен, императорам

Известен случай, когда в июле 1874 г камбоджийский король вы­пал из перевернувшегося экипажа Он без сознания лежал на земле, но никто из свиты не осмеливался к нему прикоснуться, пока не подоспел один из европейцев, который или не знал о табу на коро­левскую особу, или счел, что к нему это не относится. Он-то И ПО­МОГ раненому монарху добраться до дворца

B прошлом существовал запрет, согласно которому никто не мог прикоснуться к императору Корси. Если он все-таки дозволял ко­му-то прикоснуться к своей особе или сам прикасался к кому-то, то счастливчик удостаивался большой чести: всю оставшуюся жизнь он должен был носить особый знак отличия как правило, это был шнурок из красного ше лка.

Среди норм-ожиданий особое место занимали мифы. Они в об­разной форме (мистической, религиозной) отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нем.

Из мифов чело­век узнавал о хороших и плохих способах поведения и их последст­виях Мифы содержали накопленный предшествующими поколе­ниями социальный опыт. Через мифологические обряды и действия первобытный человек лучше усваивал социальные кормы, опыт, знания природных и общественных явлений Ha основе получен­ных знаний человек определял свое поведение, строил взаимоот­ношения с людьми. Следовательно, мифы служили руководством K действию и представляли собой комплекс верований, придающих жизни человека смысл. B ценностно-нормативном и информаци­онном качестве мифы помогали первобытному человеку лучше приспособиться к окружающей среде и выработать устойчивые пра­вила поведения.

Например, у индейцев племени яномаме, проживающих на юге Венесуэлы и севере Бразилии, сформировалась следующая систе­ма представлений об окружаюшем мире, обусловливающая их по- пеление в быту Согласно мифу племя яномаме произошло от крови Духа Луны, который часто спускался на землю, гле питался душами детей и хлебом из маниоки. Однажды человек рассердил­ся за это и в гневе ранил стрелой Духа в живот Кровь брызнула на землю, и ее капли превратились R людей Дух Луны передал людям племени яномаме такие качества, как воинственность и жестокость. Они должны проявлять эти качества в жизни Так. ес­ли мужчинѵобвиняли в трусости или жадности, то ожидалось, что он вызовет обидчика на поединок При этом противники должны были обмениваться ударами в грудь Споры относительно женшин или воровство пищи являлись основанием для драки на палках, когда группы мужчин избивали друг друга дубинками длиной от 8 до IO футов. Таким образом, благодаря мифу формировалось оп­ределенное представление о системе ценностей, на основе кото­рой строится взаимоотношения в племени яномаме. Главной цен­ностью считалась жестокость, поэтому ожидание, что мужчина заиштит свою честь в поединке, являлось нормой, соответствую­щей этой ценности.

K нормам-ожиданиям, в соответствии с которыми первобытный человек «выстраивал» свое поведение, кроме мифа относятся нор­мы морали, религиозные нормы, ритуалы, традиции и обычаи.

Оіень древний обычай наносить на тело или лиио тэтунровку со­хранился у некоторых первобытных племен до сих пор. Для перво­бытных племен тарировка, во-первых, представляла собой незыб­лемую традицию, а во-вторых, была проявлением магических сил Полинезийское племя маорми украшает татуировкой лицо Таким образом члены племени охраняют себя от злых чар Некоторые колдуны татуируют больного в целях излечения. B Древнем Китае татуиропка была разновидностью символических наказаний, когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена. Тем самым обшество пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение

B последнее время этот древний обычай получил распространение среди европейцев. Существуют целые каталоги нательных рисунков Внимание подростков к этому обычаю связано с их стремлением подражать рок-псвцам, разукрашенным цветными татуировками. Распространенность татуировок в армии преследует отчасти прак­тическую цель: нанося татуировку, солдаты обозначают на теле свою группу крови и резус-фактор.

Характер санкций во многом определялся тем, что первобытный человек не был самостоятельным субъектом, а представлял собой органическую часть рода. Ero желание выжить защищалось прави­лом талиона (от лат talioms — возмездие, равное по силе преступ­лению). Смысл наказания заключался в причинении виновному та­кого же вреда, который был нанесен им. B обиходе этому соответ­ствовал принцип «око за око, зуб за зуб».

<< | >>
Источник: Мухаев Раниш Тазитдинович. Правоведение. Учебник для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям. M,2013. - 431 с.. 2013

Еще по теме Система социального регулирования в догосударственном обществе:

- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -