<<
>>

Догосударственное общество

C момента возникновения человеческое общество изменялось не только в направлении роста потребностей и способов их удовле­творения, но и в направлении организации и регуляции совместной жизнедеятельности индивидов Это выражалось в том, что на смену примитивным формам организации жизни человека, какими были первобытное стадо, род, племя, союз племен, приходила более со­вершенная и сложная — государство Исходя из средств и методов, с помощью которых организовывалась и упорядочивалась жизне­деятельность человека, можно выделить два этапа в развитии чело­веческого обществт:

1) обшество без государства — догосударственное;

2) государственно-организованное общество.

Ha каждом из этих этапов человек организовывал свою жизнь (трудовую деятельность, взаимоотношения с другими людьми) так, чтобы наиболее успешно приспособиться к меняющимся условиям внешней среды и по возможности удовлетворить свои растуише по­требности. Однако приспособление человека к условиям обитания напрямую было связано с его возможностями — главным образом с развитием орудий производстаі и трудовых навыков, способами ор­ганизации н регуляции процесса производства, потребления произ­веденного продукта, а также разрешения возникающих конфликтов.

Способы организации и регуляции совместной деятельности лю­дей в «обществе без государства» Человек современного типа — Homo sapiens (человек разумный) появился 40 тыс. лет назад, а госу­дарство и право возникли в Египте 5 тыс. лет назад Следовательно, около 35 тыс лет человек жил без государства Первобытный чело­век не мог выжить в одиночку. Исторически первой формой его объединения с другими людьми было первобытное стадо, насчиты­вающее от 20 до 40 чел. Оно возникло на низшей ступени дикости.

Первобытное стадо людей отличалось большой сплоченно­стью, необходимой для совместной защиты OT хищных зверей и добычи пищи. Первобытное стадо представляло собой биологиче­скую и одновременно хозяйственную общность, все члены KOTO- рой были равны в своих правах.

Занимались первобытные люди собирательством, рыболовством и охотой, т.е. присваивали то, что давала природа.

Немецкий ученый В. Фоль», путешествовавший в первой поло­вине XX в. по острову Суматра (Индонезия), так описал жизнь и быт наиболее отсталой ветви народа кубу, жившего первобытным стадом*

Большей же частью кубу живут кочевой жизнью и беспрестанно бродят по своей области в поисках созревших лесных плодов. .. Bce свое время и силы они тратят на поиски пиши Питаются фрукта­ми, ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками C удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц, и ли­чинки жуков... Охота и рыбная ловля играют в быту кубу очень не­большую роль, так как у них нет необходимых орудий.. Кубу еще не пришли к мысли, что можно оставлять про запас несколько штук бананоп или клубней Они собирали ровно столько, чтобы утолить голод, и съедали без остатка то. что собирали[III]

Однако совместный труд при всей своей нераэвнтости привно­сил в стадо элементы производственной организации, устойчивости и сплоченности первобытной формы общности, делая стада более замкнутыми Управление столь примитивными коллективами осу­ществлялось просто* во главе стада стоял вождь, сила, ум, опыт ко­торого помогали выживать первобытному стаду.

Более высокую форму объединения людей представляла собой родовая община Род возник на высшей ступени дикости, когда лю­ди научились выращивать растительную лишу и приручать диких животных, наделенных теми или иными полезными для человека качествтми. Земледелие и скотоводство принесли с собой значи­тельные перемены в жизнь человека. Произошел переход от при­сваивающей формы хозяйства к производящей Последствия этого перехода состояли в том. что:

1) человек от начала и до конца сам сошавгл орудия производства;

2) орудия труда становились индивидуальной собственностью конкретного лица.

Иными словами, появились орудия, позволяющие их владельцу добывать пищу независимо от коллектива.

Управление родовой общиной осуществлялось старейшиной и советом.

Старейшина избирался всеми членами рода, а совет состо­ял из опытных старейших членов рода. № время войн из числа членов рода избирались вожди, отличавшиеся смелостью и силой Американский историк и этнограф Jl Г Морган писал об opra- низаиии управления у североамериканских индейцев (ирокезов).

Совет был выдающейся чертой древнего общества, азиатского, европейского и американского, от возникновения рода в период дикости и до цивилизации Ок был орудием управления, как и верховной властью e роде, племени... Обыкновенные дела ре­шались вождями, но все, что касалось обших интересов, пере­давалось на решение совета... Самой простой и низшей формой совета бьиі совет рода Это было демократическое собрание, так как каждый взрослый член рода, мужчина и женшина, имел го­лос ло всем вопросам, которые на нем ставились, он выбирал и смешал сахема (старейшину — Авт.) и вождей, вьгёирал «хра­нителей веры», прощал или мстил за убийство родича и усы­новлял в род чужих. Bce члены ирокезского рода были лично свободны и обязаны защищать свободу друг друга; они пользо­вались одинаковыми привилегиями и личными правами; при­чем сахемы и вожди не претендовали на какое-либо преимуще­ство в этом отношении[IV].

Хотя номинально ирокезы занимали свои должности пожиз­ненно, на практике это зависело от их поведения, поскольку совет рода мог сместить сахема и вождя

Более высокими формами социальной организации были племя и союзы племен.

Л.гечя состояло иэ нескольких родов, связанных кровным род­ством и обшей территорией Ролы, входившие в племя, сохраняли свою хозяйственную самостоятельность. При этом некоторые виды деятельности, имевшие значение для всего племени, переходили B ведение органов управления племени. K органам управления отно­сились: совет племени (в нем принимали участие все члены племе­ни), совет старейшин и вождь, избираемый ка период войны

Союз гиеѵен представлял собой объединение нескольких племен для решения какой-либо задачи. Чаше всего племенные союзы воз­никали для отражения внешней агрессии или, наоборот, для захвата новых территорий Распространение металлических орудий позво­лило меньшему количеству людей производить больше продуктов.

Из рОДОВОЙ общины выделились малые семьи, способные npOKDp- мить себя самостоятельно. Поэтому союз племен представлял собой уже объединение разных родов, племен, индивидуальных семей, рассслившихся ка одной территории Среди обшинников происхо­дило имущественное расслоение, появлялись более состоятельные семьи и бедные. Родоплеменная организация, основанная на кров­ном родстве ее членов, равенстве их прав и обязанностей, уже не в состоянии была обеспечить ислостность племенного союза старыми средствами Участниками племенного союза становились преиму­щественно соседи, а не прямые родственники. Кроме того, эти со­седи были не равны по имущественному положению. Возникла по­требность в более эффективном механизме, который способствовал бы примирению различающихся, а часто и противоположных инте­ресов Таким механизмом стало государство.

Само государство возникло на основе постеленного преобразо­вания органов родоплеменной власти, еще не отделившихся от об~ шины, в органы публичной власти, обособленные от обшества. Предшественником государства была такая организация власти в родовой общине, как военная демократия. Термин «военная демо­кратия» ввел американский этнограф Л. Морган для характеристи­ки древнегреческого обшества в период перехода от родовой к со­седской обшине

Соседская община характеризуется двойственностью: еще со­хранялась коллективная собственность на землю, угодья, пастбища, деса, но уже появилась частная собственность на орудия труда, скот, рабов, наблюдалось индивидуальное присвоение результатов труда Система власти в военной демократии учитывает эту двойст­венность соседской общины. Институтами военной демократии бы­ли: военный вождь, наделенный еще и судебными полномочиями, совет вождей и народное собрание

Власть вождя, совета вождей первоначально была основана на личном авторитете этих людей, увтжении к их выдающимся качест­вам: смелости, знаниям, мудрости. Они не имели никаких средств насилия и принуждения no отношению к сородичам Грабительские войны заметно возвышали роль военного предводителя, от искусст­ва которого зависели судьбы соллеменников.

Военный вождь пле­мени или племенного союза постепенно оттеснял старейшин от ре­альной власти Вокруг военного предводителя объединялись силь­ные и храбрые воины, составлявшие его дружину Ho это была еше демократия Существовало народное собранне, которое стало соб­ранием воинов. Важные решения принимали на народном собра­нии. Bce воины были равны и формально имели право на равную

долю захваченного в походе имущества. Однако на практике воен­ный предводитель и его приближенные забирали себе ббльшую и лучшую часть награбленного

Постепенно военный предводитель союза племен превращался в правителя (князя, иаря, короля), а его приближенные станови­лись советниками и наместниками. Дружина превращалась в вой­ско, на которое правитель опирался при осуществлении внутрен­ней и внешней политики Иными словами, появилась особая, не совпадающая с населением общественная (пубаичная) віасть, рас­полагающая аппаратом принуждения (армией, полицией, тюрьма­ми. судом)

1.3.

<< | >>
Источник: Мухаев Раниш Тазитдинович. Правоведение. Учебник для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям. M,2013. - 431 с.. 2013

Еще по теме Догосударственное общество:

- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -