2.1.2. Основные концепции природы человека в современной философии.
Анализ человека, как биологического вида - предмет исследований американского биолога Э.Майра. Равенство, согласно его концепции, означает равные возможности для наилучшего использования генетического потенциала каждого человека. Майр считает, что «отрицание генетических различий между людьми в том, что касается черт интеллекта, основано на заблуждении». В связи с этим он негативно относится к принципу «одинаковое образование для всех». Вместе с тем Э.Майр не предлагает генетически переделывать человека, он далек и от проекта выведения расы одаренных людей. В целом американский биолог осторожен и объективен в оценке детерминации генами способностей человека.
Проблема человека - предмет исследований канадского биолога и физиолога, создателя теории стресса Г.Селье. Основы нравственного кодекса Селье - альтруистический эгоизм, состоящий в последовательном проведении принципа «заслужи любовь ближнего».
Самый главный смысл концепции Селье - ее гуманистическая направленность.Особое место среди теорий, объясняющих человека и общество с позиции биологии и в тоже время не сводимых к явным формам генетического детерминизма, занимают исследования К. Лоренца - известного австрийского этолога. В вопросе соотношения социального и биологического, культурного и врожденно-природного, он разделяет концепцию Г. Спенсера об отставании органического развития человека от его исторического развития. «Человек отнюдь не плох от рождения, - пишет К. Лоренц, - но он не отвечает требованиям им же созданного общества». Основная направленность этологической концепции человека и культуры, развиваемой К. Лоренцом и некоторыми другими исследователями, - показать связь, преемственность биологического и социального. Он пытается ответить на вопрос, что же все-таки наследует человек, в чем конкретно состоит влияние генетического фактора, как осуществляется в процессе онтогенеза человека соединение его филогенетических (врожденных) и культурных черт. К. Лоренц считает, что патологии подвержены не только отдельные индивиды, но и общество в
целом. Основное средство в борьбе с социальными недугами - гуманизация отношений между людьми.
Среди важнейших течений современной философии (ХХ в.) существенное значение для философского осмысления природы человека и его сущности имеет экзистенциализм и философская антропология. Эти течения, возникшие в целом в рамках философского иррационализма, оказали заметное влияние на формирование ряда крупных психологических концепций, и сами по себе имеют определенное значение для психологии социальной работы.