<<
>>

5.3. Психологические механизмы воображения  

В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе онипреображены, изменены, соединены в необычные сочетания.
Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы.
Выделяют несколько техник воображения.
Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Помните у А.С. Пушкина:
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит... Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит...
Частный случай комбинирования - агглютинация - способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс - лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полету на другие тела - оправдано. Потом изучили условия полета и осуществили мечту - появился самолет. Минотавр - чудовище с туловищем человека и головой быка, русалка... Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк-амфибия и т.д.
Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).
Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:а) утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;
б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-паль-чик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч);
в) типизация - обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Это наиболее сложный путь создания образа творческого воображения. A.M. Горький писал, что талантливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наиболее характерных особенностей людей и включения «воображения» этих особенностей в одно лицо. «Как строятся типы в литературе? - спрашивал A.M. Горький. - Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенно какого-нибудь человека, а берут 30-50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обло-мова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это -обобщенные типы».
Индивидуальные особенности воображения определяются:
1) степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение;
2) характеристикой самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;
3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).
5.4. Развитие воображения у младших школьников
Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника.
Читая произведения художественной литературы, ребенок мысленно представляет то, о чем говорит автор. Изучая географию, он вызывает в своем воображении картины незнакомой ему природы. Слушая рассказы по истории, он представляет людей и события прошлого и будущего. Школьник не видел никогда пустыни, океана, извержения вулканов, не был свидетелем жизни других цивилизаций, но обо всем этом он может иметь свое представление, свой образ.
Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.
Если мы хотим, чтобы учебная деятельность была творческой, необходимо иметь в виду следующее. Всякий образ, созданный воображением, строится из элементов,взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Поэтому, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. К. Г. Паустовский писал: «Знание органически связано с человеческим воображением... сила воображения увеличивается по мере роста познаний».
Основное условие развития воображения ребенка -включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения - основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Прежде всего различна степень легкости или трудности преобразования данного в воображении. Некоторые дети до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное преобразование ее представляет для них значительные трудности. Иногда ученик не может усвоить учебный материал только потому, что не в состоянии мысленно представить то, что говорит учитель или что написано в учебнике. Нередко ученика обвиняют в лености за то, что он не написал сочинения, да еще на свободную тему, а он не может ничего придумать, не может вызвать к жизни ни одного образа.
Ученикам 4-го класса предложили написать сочинение на тему «Весна» и дали слова, которые можно использовать: ветер, солнце, тропинка, снег, ручьи, птицы. Слова наталкивали на традиционное описание весны. Многие дети так и написали: «Наступила весна. Солнце стало уже пригревать. Ветерок дует ласковый, а не холодный. Снег уже растаял, и теперь бегут веселые ручейки. Воробьи купаются в лужицах и ручейках. Скоро прилетят перелетные птицы». Сказано все, что обычно говорится о наступлении весны, все слова использованы - и ничего от себя, от личного впечатления. Подобные сочинения не помогают развитию воображения, а, наоборот, способствуют созданию и закреплению определенных штампов. Такое «правильное» сочинение должно вызвать тревогу учителя, потому что свидетельствует о неразвитости воображения ученика.
Для других детей всякая ситуация - материал для деятельности воображения.Когда такого ребенка упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает виноват: он стараетсГслушатТ а в его шлоце совершается иная жизнь, во3никаюТ Ха зы, может б^ть, ярче и интереснее, чем то ?то рассказы" вает учитель.                                                gt; чш рlt;1аказы-
Учительница И. Овчинникова много работала над паз витием воображения у детей. Она, например бросила ле" теи представИТь, что хорошо знакомые им прёДметьГвещи могут чувствовать, переживать, разговаривать   предлат ла пятиклассникам прислушаться к «разговорам» вещей и описать их Какие же различия в воображении детей она наблюдала! у одних вещи рассказывают от своего имени лишь то, что извесТно об этой вещи авТ0ру сомнения Так стол у них Рассказывает о том, как он был деревом кото' рое потом срубили, распилили на доски и т д Другим же детям этот t™ смог поведать о людях, которые за н™ едят, работают, беседуют.                         ^шрые за ним
Учащиеся различаются и тем, в какой мере их вообпя жение контьолируется сознанием. В зависимости от этого воображение бывает полезным или вредным SS может уводить человека от реального мира                         может
Воображение можно тренировать и развивать как ™ бую сторону психического облика человека        '
Развивать воображение можно разными путями но обя зательно в такой деятельности, которая беГфантазии не может привесТи к желаемым результатам. Над*не насиловать воображение, а увлекать его                           насило-.
Лепить to готовым моделям,' срисовывать с обиазпа подражать Действиям взрослых довольно просто но tS задания работы воображения не требуют   Куда сложней научить детей видеть самые привычные вещи с неожидан ной, новой стороны, что является необходимом SSS" творчества.                                                ищьш у^ловиех}
Л.С. Выготский отмечал, что воображение как основа вся кои творчески деятельности одинаково проявляется во все" решительно СТОронах культурной жизни, делая 2зможнь? художественное, научное и техническое творчество            *
Большое значение для развития творческого вообоаже ния детей имеют различные кружки- художественные" литературные, технические, ю„? натурад^ов        НЫ6'Работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результат своего труда, своего творчества. Вот ответ одного третьеклассника на вопрос, понравилось ли ему в кружке «Умелые руки»: «Нет, там неинтересно. Мы делали фигурки из пластилина и картона, а раскрашивали их какие-то другие ребята. И мы не видели, что получилось».
Младшие школьники с удовольствием придумывают сказки. Можно предложить им придумать рассказ по заданному сюжету, по началу или концу произведения, по картине; в частности, помогают развитию творческого воображения сочинения по картине с каким-либо закрытым ее звеном.
Необходимо учитывать и такие особенности воображения учащихся (причем разных возрастов), которые ярко проявляются при работе над сочинением.
Для одних детей нужна определенно и четко сформулированная тема. Внутри этой темы они проявляют и умение строить сюжет, и воображение. Они идут по теме, как по руслу реки, все время чувствуя берега и не выходя за них. Тема как бы формирует, выстраивает в определенном порядке имеющиеся у них знания, образы, впечатления.
Другим детям мешают подсказки, ограничения. Если они пишут сочинение на конкретную тему, то никак не могут начать его: эта тема идет не от них, она им навязана, чужая. В процессе работы они отходят от темы, расширяя поставленные рамки. Сочинения на свободную тему такие дети начинают писать сразу, как будто в голове у них множество готовых сюжетов и образов.
Если учитель выехал с детьми за город, можно придумать множество заданий на развитие детского воображения: «Представьте, что мы заблудились», «Вообразите, что мы в разведке», «Мы на необитаемом острове», «Наш отряд - первый на необитаемой планете». Дети с готовностью и радостью разыгрывают сюжет, подсказанный учителем. Взрослому остается только тактично, осторожно направлять эту буйную фантазию, учить ребят контролировать свое воображение, сверять с действительностью.
Вопросы и задания
1. Расскажите о самом важном различии между представлениями памяти и воображением.
2. Сравните репродуктивное и творческое воображение, приведите примеры и объясните их психологический смысл.3. Вспомните и приведите примеры воображения в произве- ' дениях народного творчества (сказки, загадки, былины и пр.).
4. Известно, что в своем творчестве художники, писатели, поэты опираются на воображение. Как вы отнесетесь к такому утверждению, что зрители, читатели должны быть тоже развиты в этом отношении, иначе они ничего не поймут в произведениях искусства. Докажите свою точку зрения.
5. Как вы понимаете мысль, которую высказал замечательный педагог и врач Януш Корчак: «Я часто думаю о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».
<< | >>
Источник: Дубровина И.В. и др.. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия»,1999. - 464 с.. 1999

Еще по теме 5.3. Психологические механизмы воображения  :

  1. Названные моменты обусловливают основные социально-психологические механизмы формирования
  2. Основными группами социально-психологических явлений выступают:
  3. 7.3. Психологическая коррекцияи развитие личности как функции психологической службы
  4. Матрица психологических характеристик лидеров
  5. 1.1.1.1.1.2 Физиологическая основа воображения
  6. Психологические механизмы моды
  7. 1. Социально-психологические механизмы писательской деятельности
  8. В. ИЛЬИН. АРХЕОЛОГИЯ ДЕТСТВА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ, 1980
  9. 1. Психологические основы профессионального самоопределения 
  10. 5.3. Психологические механизмы воображения  
  11. 1. ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
  12. АДАПТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПОСТРОЕНИЯ АКТИВНОСТИ
  13. 3. Социально-психологические механизмы сплочения и интеграции малых групп. Группы с антиобщественной направленностью
  14. 17.4. Процедурный, информационный и социально-психологический механизмы действия права
- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -