<<
>>

Деятельность параллельных мусульманских структур в Интернет-пространстве (на примере Челябинской области)

История ислама на Южном Урале насчитывает уже несколько столетий. Мусульманские общины, расположенные на территории нашей области всегда находились в ведении Оренбургского магометанского духовного собрания (преобразованного впоследствии в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), а затем в Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ)).

Первые мусульманские общины в Челябинской области стали появляться еще в конце 80-х годов, а в 1989 году мусульманам было возвращено здание «Ак-Мечети» – Соборной мечети Челябинска. По данным на 1 января 1990 года в Челябинской области было зарегистрировано 7 мечетей и молельных домов мусульман [1].

В мае 1993 года был создан отдельный Челябинский мухтасибат, а через год на его базе было создано Региональное духовное управление мусульман Челябинской и Курганской областей в составе ЦДУМ [3].

Долгое время челябинская умма сохраняла свою монолитность, все общины, находящиеся на территории области действовали под юрисдикцией РДУМ ЧО. По данным Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Челябинской области в 1999 году на территории нашей области действовало 6 мусульманских общин [2, л. 1]. Впоследствии количество общин РДУМ стало резко увеличиваться, однако в 2000 году были также зарегистрированы альтернативные (параллельные) общины, относящиеся к юрисдикции других духовных управлений. В частности, появилась община ДУМ «Ассоциация мечетей России», возглавляемая муфтием Исмаилом Шангареевым, организовавшим в 1995 году в Оренбургской области альтернативный местному РДУМ муфтият, названный им Бугурусланским (БМ). Затем появились общины Духовного Управления Мусульман Азиатской части России (ДУМ АЧР), а в 2007 году были зарегистрированы сразу две общины Духовного Управления Мусульман Европейской части России (ДУМ ЕР) [2, л. 2].

Особенно активно происходит экспансия, осуществляемая эмиссарами ДУМ АЧР.

На данный момент на территории Челябинской области действуют 84 мусульманские организации, в том числе: 74 организации при РДУМ, 4-при ДУМ АЧР, 2-при ДУМ ЕР,

3-при ДУМ «Ассоциация мечетей России» и 1 организация – при Мухтасибатском Управлении, которая канонически тяготеет к РДУМ ЧО [2, л. 1].

Для ученых исламоведов давно является очевидным тот факт, что создаваемые в регионах Российской Федерации альтернативные муфтияты имеют своей целью, прежде всего, раскол мусульманского сообщества и привлечение на свою сторону как можно большего числа общин, а также муниципальных и региональных властей. Во многих субъектах РФ это им удается, однако, Челябинская область на сегодняшний день является исключением.

В период с 1998 года между правительством Челябинской области, полпредом УрФО и Центральным духовным управлением мусульман России был подписан ряд стратегических соглашений. Подобные соглашения наглядно свидетельствуют о приоритетности сотрудничества региональных и окружных властей именно с муфтиятами ЦДУМ, которые на протяжении длительного времени демонстрируют лояльность властям всех уровней, а также свою абсолютно пророссийскую позицию.

Однако действующий на данный момент федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» существенно ограничивает возможности областной администрации и традиционного мусульманского духовенства по сохранению целостности уммы, именно поэтому в нашей области существует не одно духовное управление мусульман, а целых четыре.

По мнению большинства мусульманских лидеров одной из основных целей создания параллельных структур является попытка привнести в духовное пространство России чуждые российским мусульманам экстремистские течения, типа ваххабизма, хабашизма, ахмадией и др.

Параллельные муфтияты ведут достаточно активную и агрессивную политику, направленную на дискредитацию местного традиционного духовенства, а порой и представителей государственной власти, нежелающих с ними сотрудничать.

Для того чтобы очернить противников, ими используются все доступные способы – сбор и распространение ложных слухов, раздача специальной литературы и листовок, подготовка заказных материалов в прессе и прямые провокации. Особое внимание уделяется работе в сети Интернет, где большая часть сайтов мусульманской тематики уже контролируется ваххабитами и их союзниками.

Одним из важнейших, и, к сожалению, весьма негативных моментов активности параллельных структур в Интернете является тот факт, что подавляющее большинство пользователей различных сайтов (в том числе посвященных исламу) – молодые люди. Информация, тиражируемая в сети, влияет на взгляды мусульманской молодежи, которая все реже отдает свое предпочтение традиционному духовенству. И, действительно, если верить Интернет-публикациям, размещенным на сайтах islam.ru, islamnews.ru и других подобных электронных ресурсах, облик такой старейшей мусульманской организации как ЦДУМ, как и многих ее муфтиев видится совсем непрезентабельным. Остановимся подробнее на муфтии Челябинской и Курганской областей, главном муфтии УрФО Ринате Раеве и рассмотрим несколько самых распространенных клеветнических заявлений в адрес данной личности, размещенных в Интернете.

На приведенных выше сайтах, а также местных челябинских форумах можно найти значительное количество материалов, рассматривающих деятельность Рината Раева. При этом оценка, которая дается этой деятельности, в большинстве случаев крайне негативная. Ряд статей содержит пропагандистскую информацию, а часть публикаций – откровенную клевету. Муфтию Челябинской области очень часто приписывают те действия и слова, которые он никогда не совершал и не говорил.

Самая известная клевета на челябинского муфтия – это история о том, как Р. Раев якобы призывал жителей села Арсланово найти могилу любого старого мусульманина и каждый год поклоняться этой могиле и совершать к ней хадж. Сельские мусульмане пришли в недоумение от подобных слов и решили обратиться за комментарием к «параллельному» муфтию от ДУМАЧР Вугару Акперову, который, как сообщает islamnews, подверг жесткой критике высказывание Р.

Раева и призвал мусульман поклоняться одному только Аллаху [4].

У несведущего читателя может сложиться представление о некомпетентности и неграмотности главного муфтия по УрФО. На самом же деле Р. Раев ничего подобного не заявлял, а данная сплетня, муссируемая на многих исламских порталах, это часть информационной войны, активно ведущейся против уральского муфтия. Пустив в информационное пространство слух, что Раев призывал совершать хадж к могилам предков, заинтересованные лица получили возможность для оправдания перехода мечети с. Арсланово под юрисдикцию параллельной мусульманской структуры – ДУМ АЧР.

Приведенный выше пример подачи ложной информации не является единственным. На сайте того же информационного агентства «Исламньюс» можно получить искаженную информацию о заключенном соглашении между Р. Раевым и руководством «ВУЗ-банка». В статье, посвященной этому соглашению имам-хатыб другой параллельной структуры – ДУМ ЕР – Габдулла Шаймарданов резко критикует Р. Раева за незнание основ мусульманской юриспруденции [5].

Сюда можно добавить упреки в том, что муфтий Челябинской и Курганской областей постоянно отбирает у местных мусульман просветительскую литературу (часть из которой входит в Федеральный список экстремистской литературы!), обвиняет руководство Совета муфтиев России (СМР) и Духовного управления мусульман Азиатской части России (ДУМ АЧР) в хищении денежных средств и т.д.

К сожалению, на сегодняшний день у Регионального духовного управления мусульман Челябинской области нет собственного Интернет ресурса, что, безусловно, играет на руку параллельным структурам. Пользователь сети лишен возможности получать объективную информацию, у него просто нет выбора, потому что деятельность РДУМ ЧО описывается в Интернете только приведенными выше информационными агентствами, которые, как уже говорилось, дают резко отрицательную оценку всему тому, что связано с личностью Рината Раева и РДУМ ЧО в целом. Отсюда, формирование негативного облика данной организации и муфтия среди достаточно широких слоев населения, прежде всего, среди молодых людей.

Поэтому видится необходимым создание Региональным духовным управлением мусульман Челябинской области собственного сайта, на котором можно было бы найти информацию, исходящую непосредственно от самого актора. Библиографический список

  1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 6 Д. 4186. Л. 146.
  2. Динамика создания мусульманских религиозных организаций. По данным Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Челябинской области // личный архив автора.
  3. Силантьев Р.А. Ислам в современной России. Энциклопедия. – М.: Алгоритм, 2008.
  4. Уральский имам Раев призывал поклоняться «святым мощам» // Статья опубликована на сайте информационного агентства «Исламньюс» http://www.islamnews.ru/ от 28. 04. 2009.
  5. Муфтий надеется собрать банковские проценты c мусульман // Статья опубликована на сайте информационного агентства «Исламньюс» http://www.islamnews.ru/ от 06.07.2010.
А.Р. Ермолюк

Челябинский государственный педагогический университет

<< | >>
Источник: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. Традиционные общества: неизвестное прошлое [Текст]: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 25–26 апреля 2011 г. / редколлегия: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро»,2011. – 270 с.. 2011

Еще по теме Деятельность параллельных мусульманских структур в Интернет-пространстве (на примере Челябинской области):

  1. Оглавление
  2. Деятельность параллельных мусульманских структур в Интернет-пространстве (на примере Челябинской области)