<<
>>

Проблема коррупции в свете ее фундаментальных оснований

Данная работа – плод личных размышлений. Ее цель – взаимообмен знаниями и познавательными процедурами. Не собираюсь приводить в обоснование своей мысли «миллионы» ссылок на неопределенные «авторитеты», как это принято в «науке» (словно мнения конечного числа «n» из бесконечного множества живых существ дадут нам что-то, кроме априори неполной индукции).

Коррупция есть необходимое и перманентное следствие такой формы политической организации общества как государства, построенного на принципе приоритета прибавочного продукта, выражающегося в институте собственности (частной или государственной, значения абсолютно не имеет; отсюда капитализм и социализм, образно выражаясь, две стороны одной медали, совершенно тождественные по содержанию, но разные по форме выражения).

В свою очередь государство, построенное на принципе приоритета прибавочного продукта, выражающегося в институте собственности, есть следствие мировоззрения человечества, ставящего доминанту материальных благ перед духовными благами, то есть стремящегося «иметь», «гарантировать», «потреблять», а не «быть», «доверять», «сознавать, служить и понимать».

Отсюда, коррупция есть следствие определенного мировоззрения человечества, в котором высшими ценностями являются догмы «Бога («трансцендентного», «метафизического», «запредельного» и прочие ярлыки) нет», «материя определяет сознание», «интересы части выше интересов целого» и т.п.

Государство в известной мне форме обслуживает изменившийся характер общественных отношений. Прогрессирующая замена духовных отношений, базирующихся на условно высших ценностях предельного характера (Бог, истина, любовь, совершенство и т.д.), материально-производственными, базирующихся на условно низших ценностях (приоритет частного над общим, смысл жизни исключительно в количестве и разнообразии чувственного потребления реальности, конкуренция – война всех против всех, жадность, ненависть, гордыня, тщеславие, коварство, наглость, бездушие и т.д.), вылившаяся в разделение труда, научно-технический «прогресс»[4] и преобладание неэквивалентного обмена (отношения паразитизма, «субъекта» к «объекту»: даю несоизмеримо меньше, чем забираю) вызвана созданием рядом лиц такого способа регулирования, как государство, построенное на принципе приоритета прибавочного продукта, выражающегося в институте собственности.

Взамен гармонии отношений, покоящейся на балансе отношений со средой (симбиоз, справедливый обмен), создается концепция прибавочного, избыточного продукта, ориентация на который дестабилизирует условия человеческого бытия в долгосрочной перспективе. Собственность становится формой выражения избыточного продукта, гарантией материального благополучия части общества за счет всего общества и умаления его стратегических, долгосрочных интересов. Государство в таких изменившихся общественных отношениях является компенсаторным механизмом, не допускающим разрушения общества в текущем коротком промежутке времени, то есть обеспечивает уровень агрессии, достаточный для существования подобных материально-производственных отношений.

Пока доминирует мировоззрение, состоящее в поощрении приоритета материальных благ перед духовными, воплощенное в институтах собственности и публичной власти, коррупция есть естественный элемент общественных отношений, являясь одним из самых легких и безопасных путей приобретения и сохранения собственности. Иначе говоря, собственник потенциально заинтересован в коррупции как схеме, обеспечивающей приоритет его интересов перед интересами других собственников.

Следствия:

1) Коррупция существует, если отсутствует или слабо выражен такой компонент сознания как религия, вера. Только неопосредованное (неважно кем: церковью, сектой, государством и т.д.) личное знание Бога (богов, безличного Абсолюта, Единого, Брахмана, Ра, Неба, Шуньяты и т.д. – терминология и образность находится в зависимости от субъективности, то есть предвзятости, стереотипичности конкретно-исторического мировоззрения отдельных лиц) дает определенность человеческой жизни в категориях поведения, не обусловленных материальной и властной корыстью. При этом нельзя забывать, что любая церковь, секта представляют собой формальный, безжизненный, безсодержательный институт, никогда не тождественный религии, вере, а пользующейся ей и потребляющей ее в корыстных интересах группы лиц.

Поэтому ссылка на существование церквей, сект как признак религиозности человечества не выдерживает никакой критики. Яркий пример: католическая, протестантская и иудейская церковь, адептами которых были народы и нации, совершавшие и совершающие самые страшные преступления против жизни и веры: геноцид и бесчеловечная эксплуатация народов, находящихся в иной культурно-цивилизационной форме (народы Северной и Латинской Америки, Африки, Восточной Европы, Ближнего Востока, Азии, Австралии и Полинезии); религиозные войны и религиозный террор; революции и перевод обществ в формат капиталистических отношений, ориентированных на личную выгоду (прибыль) и обеспечивающую ее институт собственности; уничтожение среды обитания («бэдленд» в Северной Америке, исчезновение видов жизни в результате их истребления, химическое загрязнение, искусственная модификация ландшафта); и т.д.

Поэтому, борьба с коррупцией при условии атеизации человечества – это война с ветряными мельницами, «шапкозакидательство».

2). Коррупция существует, если отсутствует или слабо выражен такой компонент сознания как нравственность (мораль, этика). Нравственность есть конкретно-историческое воплощение религиозных представлений человечества в своем поведении и мышлении. Нравственность выступает не формализуемым внутренним регулятором человеческого поведения, обеспечивающего преобладание интересов общего перед интересами частного. Нравственный человек никогда не будет причастен к коррупции, поскольку сознает или чувствует ущербность такого поведения, противоречие его высшим ценностям и смыслу жизни человека.

Итак, эффективная борьба с коррупцией в современном обществе исключается, пока существуют СМИ, производящие и тиражирующие в сознание массовую культуру с ее псевдо- и античеловеческими ценностями и ориентирами. Яркий пример: рост коррупции в РФ очевидно коррелирует с процессами растления поколений россиян деятелями шоу-бизнеса (Алла Пугачева, Игорь Николаев, участники групп типа «Битлз», «Ролинг-Стоунз», большинство актеров кино и театра, и т.д.).

Как можно не быть коррумпированным, если СМИ тебя прямо или косвенно призывают к такому поведению, которое невозможно без коррупции: роскошь, чувственное пользование женщин и мужчин за счет преимущественного распоряжения материальными благами, чревоугодие, экстремальные чувственные удовольствия и т.д. – все эти формы поведения предполагают огромный доход, получить который без эксплуатации чужого труда, в том числе посредством коррупции, невозможно.

Следовательно, привлекая к ответственности коррупционеров, но, оставляя деятельность СМИ и разного рода культурных атеистических институтов (наука, искусство, светское образование), мы имеем, образно выражаясь, результат, обратный ожидаемому: на место прежних коррупционеров приходят новые, еще более амбициозные и жадные.

В условиях современного мировоззрения (подразумевается мировоззрение западной цивилизации, тиражируемое в условиях глобализации?унификации на все прочие цивилизации) и такой формы политической организации общества, как государство, построенное на принципе приоритета прибавочного продукта, выражающегося в институте собственности (безразлично, частной или государственной), коррупция является обязательным и не устранимым элементом публичной власти, а борьба с ней может быть только средством некоторого снижения ее уровня в текущем промежутке времени или в целях реализации конкретных задач и функций.

Е.А. Кирьянова

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

<< | >>
Источник: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. Традиционные общества: неизвестное прошлое [Текст]: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 25–26 апреля 2011 г. / редколлегия: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро»,2011. – 270 с.. 2011

Еще по теме Проблема коррупции в свете ее фундаментальных оснований:

  1. Н. В. Гоголь
  2. Оглавление
  3. Проблема коррупции в свете ее фундаментальных оснований
  4. Специальные комиссии (а)              зарубежный опыт
  5. ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЛАСТИ
  6. § 3.2 Предпосылки и содержание правового нигилизма