<<
>>

§ 9. Эмбриология современной науки.

Я все говорил о воле и чувстве. Я указывал на то, что интеллектуально средневековье следует поставить ниже эпохи Возрождения. Но можем ли мы сказать, что здесь только пустое место?

Мы можем непосредственно проследить жизнь ребенка начиная с его рождения, но можем ли мы сказать, что до этого ничего не было? Психологический подход к истории подводит нас к вопросам эмбриологии идей.

И все основные научные идеи имеют свою, так сказать, утробную жизнь.

Математические идеи сперва родятся в форме смутных метафи-зических идей и только затем развиваются в математические, ищущие себе обоснования.

Эти эмбрионы всегда вначале имеют эмоциональную окраску, вызываются чувственными переживаниями. Сперва бесплодные, без всяких выводов, они подвергаются только анализу и пока ничего не объясняют. Чтобы они приобрели объясняющую силу, необходимо их дозревание. Более того, необходимо чтобы в борьбе за существование они взяли верх над другими многочисленными эмбрионами-идеями, подымающимися вместе с ними. И эти другие должны заглохнуть, как глохнет молодняк, из которого дорастают до большого дерева только избранные.

Но тонкое исследование средневековой мысли принадлежит будущему.

Ведь здесь приходится выслеживать мелкие ростки, порой очень мало похожие на те растения, в которые они потом обратятся.

И я уверен, что только тогда вместо постоянно подчеркиваемой бедности откроется богатство идеи, правда, находящихся только в эмбриональном состоянии. В иных случаях обнаруживается возможность экстраполирования, т.е. построения дальнейшего возможного развития задержанных в развитии идей.

Обычно стараются представить средневековую мысль совершенно бессодержательной, оперирующей только словами. Но здесь глубочайшее непонимание средневековья, которое оперирует ие словами, а понятиями. Я скажу более, что именно средневековье богато понятиями, что оно владеет тонкими их различиями, которые теряются следующими эпохами. Силлогистические операции рационалистов оказываются возможнымитоль- ко при упрощении этих понятий, при исключении всех тех плоскостей существования, на которых оперирует схоластическая мысль.

<< | >>
Источник: Д.Д. МОРДУХАЙ-БОЛТОВСКОЙ. ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МАТЕМАТИКА. 1998

Еще по теме § 9. Эмбриология современной науки.: