<<
>>

§3. Мое и не мое.

Всякое сознательное действие слагается из элементарных актов, из которых только часть сознается, большинство же находится под порогом сознания. Когда я иду по дороге к наперед намеченному мною месту, то совершаю рад шагов, из которых большинство совершается бессознательно, как движение смычком музыканта.

Во время ходьбы мое сознание может быть всецело занято каким-либо размышлением, которое прерывается время от времени в те моменты, когда процесс ходьбы всплывает в сознании. Встреченный по дороге человек, перед которым следует посторониться, неровная почва, препятствующая ровной ходьбе и т.д. являются причинами таких разрывов. Независимо от прогресса мышления, протекающего в со-знании, бессознательная мысль свершает свою работу, управляя ходьбой, как бы по данному приказанию или инструкциям сознания, и только в исключительных случаях обращается за помощью к высшей инстанции.

Всю цепь элементарных актов, из которых, слагаются наши действия, можно представить себе в виде неровного дна реки, то поднимающегося над уровнем воды, то опускающегося вглубь.

Направление наших бессознательных шагов, даже, более того, средняя их скорость определяется некоторой сознательной целыо, которая определяет сознательное действие. Но, конечно, сознание заинтересовано только общим направлением шагов, в иных случаях их скоростью, но для него являются безразличными детали, оно допускает произвольность в известных границах', шаги могут быть то меньше, то больше, движение может отклоняться то влево, то вправо, не направляясь с геометрической точностью по одному направлению, отмеченному сознательной волей.

Таким образом, элементарные акты определяются сознанием не вполне, а только частично, Чем определяется эта остающаяся, независимая ог сознания часть? Следует ли предполагать, что бессознательная деятельность только слепо выполняет то, что ей приказывает сознание, что, например при ходьбе, ее деятельность сводится только к производств}' шага в данном направлении и с данной скоростью, намеченными сознанием? Следует ли думать, что, если один из ряда актов отличается от другого, то это только вследствие того, что тот механизм, который находится в распоряжении бессознательной психики, не вполне совершенен и не дает возможности в точности выполнять ей веления высшей инстанции?

Или, наоборот, следует предположить некоторую автономность в деятельности бессознательной психики, признать, что существует некоторая область, на которую не распространяется власть сознания, в которой бессознательное эмансипируется, где направление и характер действий определяется не выставленной сознанием целыо, а другими целями, лежащими ниже порога сознания?

<< | >>
Источник: Д.Д. МОРДУХАЙ-БОЛТОВСКОЙ. ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МАТЕМАТИКА. 1998

Еще по теме §3. Мое и не мое.: