<<
>>

§5. Низшие сознания,

В споре о бессознательном возмолено примирение во многих отношениях меисду противными сторонами. [Это возмолено], если сгладить и последнее различие между бессознательной и сознательной психической деятельностью, если признать, что то, что мы называем бессознательной деятельнос-тью, лишено не вообще сознания, а того сознания, которое определяет единство нашей личности, если признать, что порог сознания не указывает конец сознания, что те ощущения, интенсивность которых опускается ниже границы, отвечающей порогу сознания, могут существовать в области низшего порядка сознания.

На этой точке зрения и становится Э. Гельтман в своем учении об относительном бессознательном в противопололсность Абсолютному.

Тот лее вывод делает и Геффдинг, основываясь иа психофизическом параллелизме. "Бессознательное, - по его мнению, - как таковое, по-нятие чисто отрицательное, ничего не объясняющее; пололсительное в этом понятии есть сознательная душевная жизнь в низших центрах сознания, и только после признания этого пололсения, бессознательное становится лололеительным объяснительным принципом. Физиологически это объясняется тем, что каледое раздралеение, доходящее до большого мозга, разветвляясь на пути, вызывает также и в подчиненных нервных центрах возбуждения, которые, отчасти, самостоятельно превращаются в движения, а отчасти вновь посылают модифицированные раздражения к большому мозгу". Того лее мнения придерживается и Паульсен.

Итак, наряду с главным, властвующим, царственным сознанием мы признаем другие сознания низших порядков.

Мы рассматриваем психическую леизнь состоящей из целого ряда психических центров, около которых группируются системы психических актов.

Да не покажется странным признание таких ощущений, которые мы не сознаем, но которые тем ие менее сознаются. Ощущения Павла не сознаются Петром, но тем не менее Петр не имеет основания отрицать ощущения Павла. В то время как то, что называют сознательной психической деятельностью, представляет [собой] систему основного центра С, совокупность низших центров определяет бессознательную или, лучше сказать, подсознательную жизнь.

Взаимоотношения межцу этими центрами следует понимать отнюдь не в смысле какой-либо социалистической общины, каждый член который пользуется равными правами или, лучше сказать, равным бесправием, служа всецело безопасности и благосостоянию этой общины.

С представляет [собой] тирана, захватившего власть, но каждый момент рискующего потерять ее, если не во всем своем царстве, то хотя бы в небольших его частях. Борьба с самим собой - вот главное содержание жизни. Это - борьба ангелов и дьяволов, живущих не вне нас, а в нас самих, это война различных душ, разлггчных сознаний. Это ряд заговоров рабов против повелителей, усмирение их или гибельная для господина и них самих победа! Но даже бесправный раб имеет свое, хотя бы и весьма жалкое, имущество, имеет хотя бы и весьма узкую область, в который уже он является неограниченным владыкой. Низшее сознание, или, как мы будем называть, низшая психика, в силу присущей ей воли к власти, должна захватить ту область, которая оставлена ей господином без внимания. То, что в элементарных актах не определяется г^ептральным сознанием, принадлежит низшим сознаниям. Итак, моим телом владеет не одно Я, а многие, ведя время от времени борьбу за обладание, и не инстинкт самосохранения, а воля к власти - главный фактор этой борьбы. Как богач, заняв квартиру в двенадцать комнат, загоняет бедняка в подвальную каморку, так и центральное Я, овладев главной частью организма, оставляет низшему Я незаметную ему область, которая тем не менее может таить в себе то, что может послужить к его гибели.

<< | >>
Источник: Д.Д. МОРДУХАЙ-БОЛТОВСКОЙ. ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МАТЕМАТИКА. 1998

Еще по теме §5. Низшие сознания,: