§ 4. Папство.
При оценке папства следует различать сам идеал высшей теократической власти и его осуществление. Никто не будет спорить с тем, что этот высокий идеал не мог осуществляться полностью.
Земные условия таковы, что чистая власть от Бога не может осуществляться. Идеал оказывается слишком высоким, и человечество срывается при его осуществлении. Душа, поднявшись очень высоко, падает с этой высоты в темную пропасть. Со святостью всегда живет и грех, и чем выше святость, тем ниже опускается грех. Маятник колеблется с большей амплитудой. Не содержит ли всякая власть элементы имморальности?Не правы ли частично анархисты, объявляя всякую земную власть аморальной?
Конечно, дальнейший их вывод о возможности существования безвластия - детская наивная утопия. Но если согласиться с этим, то это можно отнести только к земной власти, но не той, которая идет от Бога, т.е. не к теократической.
Не лучшие ли властители те, которые не избираются народом, а ставятся самим Богом, т.е. вернее те, которые считают себя ставленниками Бога и отвечают за народ тол ько перед Богом?
Вглядитесь в мумии фараонов, этих божеских ставленников - Сети, Рамзеса и других. Не говорят ли их лица о чувствах, ими владевших, о том, что над каждым из них был только Бог, что только перед Богом они отвечают за вверенный их власти и заботам народ?
Положите на одну чашу весов Борджиа (хотя ои и ие принадлежит средневековью) и других пап-развратников, а на другую всю ту пользу, которую принесли папы, стоявшие выше грубых и жестоких феодалов и нравственно на них влиявшие, и вторая чаша перетянет. Уже один "Божий мир", шедший от папы и удерживавший феодалов от взаимной резни, ука-зывает, в каком направлении могла бы пойти папская власть, если бы ей удалось приобрести всю полноту своей божественной власти над воюющими королями и феодалами. Вне сомнения, такое теократическое интернациональное государство сделало бы возможным уничтожение международной войны больше, чем Лига Наций и ООН.