<<
>>

§1. Развитие взаимоотношений Франции и Священной Римской империи в XIV - XVI вв.

Конец XIII - начало XIV вв. - время, когда в Европе происходили процессы образования национальных государств, и вследствие этого, наступал решительный перелом в государственных отношениях: зарождались новые межгосударственные отношения.

Доминирующие до этого времени в Европе папство и Священная Римская империя, основу которой составляли германские земли (см. приложение № 1), теряли значительную часть своей прежней силы, власть императора Священной Римской империи над государствами становится фиктивной[115] [116]. Ha развалинах некогда единой системы католицизма в лице папы и мощной Священной Римской империи возникали соперничавшие с ними национальные церкви и национальные государства, оспаривавшие у них право вмешательства во внутренние дела Церкви и государства.

Первым государством, решившим оспорить права Империи и отстаивать свою независимость от нее, была Франция, которая с не меньшим правом, чем Германия, могла считать себя преемником монархии Карла Великого (768-814). Одновременно, по мере образования своего национального государства, Франция начинает бороться с Германией за обладание рейнскими землями, на которые оба государства заявляли

одинаковые притязания. Эта борьба, по словам французского историка

2

А.Сореля, заполняла историю Европы на протяжении многих веков .

C XIV века Франция в отношении германских княжеств к прежнему методу - завоеванию (хотя можно отметить, что в области внешней политики Филипп IV (1285—1314) отказался от крупномасштабных военных походов) добавляется новый, использовавшийся впоследствии в другие столетия, - это правовое обоснование данного завоевания путем дипломатии и судебных процессов, что открывало широчайшее поприще для деятельности легистов [117].

B момент столкновения между римским папой Бонифацием VIII и французским королем Филиппом Красивым[118] (в его основе лежало стремление Франции быть независимой от папского престола) встал вопрос об отношениях Франции и Священной Римской империи.

Бонифаций настаивал на зависимости Франции в светских делах от империи. Эта точка зрения римского папы нашла отражение в трактатах итальянских богословов Эгиди Ромапо, Икобо Капоси, пытавшихся обосновать подчинение отдельных государей императору[119].

Сторонники французского короля Филиппа Красивого в своих трактатах доказывали независимость французской короны от папы и от императора. Доминиканский монах Иоанн Парижский в трактате «О власти царей и папской» опроверг 40 доводов, приводимых в пользу примата духовной власти, особенно остановившись на «константиновом даре». Дар этот, отмечал он, касался лишь части империи, в которую Франция не входила, и в силу этого дара папа не получил никаких прав в отношении Франции, даже если допустить, что дарение было действительно и относилось ко всей империи, ибо, хотя известно, что галлы находились под властью империи, но франки под её властью никогда не были, а если бы и были, то папа на права в отношении них притязать не мог, ибо он не император. Ho и император никаких прав на Францию не имеет, утверждал Иоанн Парижский, так как истек срок давности - утверждение же, что в отношении к Империи давности нет, неверно, сами же римляне воспользовались ею против Македонии и Греции, так почему же другие народы не могут воспользоваться ею против Рима, особенно в их насильственном подчинении6. Из этого следовало, что не имеет значение довод в пользу империи, будто несогласие возникает чаще при наличии несколько государей.

Доказательства независимости Франции от империи приводились и в других трактатах. Так, в анонимном трактате «Disputatio inter clericiim et militem» говорится, что « как император имеет право создавать законы для всей своей империи, так король французов может занять его место в отношении своих подданных и создавать свои законы, будучи в своем государстве в отношении светских дел верховным и настоящим

H ·

императором» . Автор другого анонимного трактата «Rex pacificus» утверждает, что император не имеет всемирной власти, он стоит не выше королей, а рядом с ними.

Император даже менее независим, чем король Франции, король Испании и даже Англии, ибо короли наследственны, император же утверждается на престол папой; и далее автор, развивая мысль Иоанна Парижского, доказывал, что дарение Константина не имеет отношения к Франции, ибо она не была частью Римской империи, она не зависима от империи не только de facto, по и de jure в силу незапамятной,

O

более 100 лет давности .

Доказательство независимости Франции от Империи французские юристы XIV вывели в формулу, гласившую, что король является [120] [121] [122] императором в своем государстве. Из этой формулы следовало, что если вся полнота государственной власти находится в руках одного лишь императора, то приравнивание власти короля к власти императора было равносильно признанию за ним качественно такой же полноты власти. Различие между королевской властью и имперской заключалось лишь в пространственных пределах той и другой власти; в то время как императорская власть распространялась на весь мир, за исключением государств, специально изъятых из-под его власти, власть королевская ограничивалась пределами собственной территории. Эта мысль прослеживается у французского юриста первой половины XIV века Жана Фора, который полагал, что власть императора распространяется лишь на те народы, которые ему добровольно повинуются[123].

Своеобразное преломление идеи независимости Франции от империи получило отражение в трактатах и письмах юриста Пьера Дюбуа, отстаивавшего идею высокого положения Франции в Европе. Высказанные этим юристом мысли нашли свое продолжение в действиях и идеях XVI- XVII веков. Пьер Дюбуа вместо всемирной монархии предлагал создать союз независимых государств. B союзе должны быть представлены все христианские государства, цель данного союза - установление прочного мира; все участники его дают клятву соблюдать его, нарушителю объявляется блокада. Споры между государствами разрешаются особо избранными судьями, которые урегулируют дела на основании права божественного, канонического и римского[124].

Развивая далее мысль о главенстве Франции, после приобретения королем домена Арля, лежащего по ту сторону Рейна и Ломбардии, Дюбуа мечтает об имперской короне для Франции, которую Филипп Красивый

должен сделать наследственной, а князья - избиратели империи — получат вознаграждение за утраченный ими сан в виде земли и денег, которые можно взять из церковного имущества Германии. По мысли Дюбуа, если королю удастся привести этот план в исполнение, то он удовольствуется тем, что посадит на престол Германии одного из своих братьев, оставив для себя «все земли по ту сторону Рейна»[125] [126].

Претворение идей, высказывавшихся во Франции в первой половине XIV века, в действительность, было прервано продолжительным противостоянием между Францией и Англией, вошедшим в истории под названием Столетней войны (1337—1453 гг.). Несмотря на все бедствия, выпавшие на долю Франции в ходе этого длительного противостояния,

положительным итогом войны можно считать укрепление национального

12

государства .

По мере улучшения положения в стране французские короли устремили свой взор на восток, в сторону Германии, пытаясь решить вопрос о спорных территориях, а также вернуть территории, отошедшие к Империи в период Столетней войны[127]. Тем более что Германия сама предоставляла случай для этого, так как Империя находилась в глубоком кризисе: князья боролись с императором, города - с князьями. Союза с французским королем Карлом ѴП (1422-1461) искали император против швейцарцев, герцог Лотарингский против имперских городов[128]. B этих областях не было ни одного князя, ни одного феодала, который не был бы вассалом короля и императора в одно и то же время. И как рассказывает современник, при французском дворе говорили, что надо воспользоваться благоприятными обстоятельствами, чтобы вернуть старые права французской короны на все земли, лежащие по ту сторону Рейна[129]. Эту попытку и предпринял Карл VII, вступив в 1444 году в Лотарингию, при этом речь не шла ни о каких завоеваниях, а только о возвращении своего.

«Даем знать всем настоящим и будущим поколениям, - объявлял Карл ѴП 1 сентября 1444 года в своем ордонансе, - что мы пришли в мархии Барруа, Лотарингии и в немецкие земли ради важных дел, касающихся нас и нашей королевской власти, а равномерно для того, чтоб помешать дальнейшей узурпации прав нашего королевства и французской короны в землях и городах, и вотчинах, по ту сторону Рейна, издревле принадлежавших нашим предшественникам королям Франции»[130] [131] [132].

Отношения Франции и Священной Римской империи вступили в новую фазу обострения, когда наследница герцогства Бургундии вышла замуж за Максимилиана Габсбурга Австрийского, ставшего императором (1493-1519). Новым военным столкновениям предшествовало бурное обсуждение своих прав на территории как со стороны французских, так и со стороны германских легистов, когда с обеих сторон в спорах они проявили четкую логику и эрудицию, обосновывая свои требования . B этих спорах все пошло в ход: география, астрономия, история и легенды, комментарии Цезаря и эпос Карла Великого, кодекс Феодосия Великого, законы варваров, средневековые

IV

хартии, прецеденты из истории Римской империи . B ходе интриг и открытых военных столкновений Франции удалось завладеть частью

1 O

бургундского наследства , но взаимные претензии остались (см. приложение №2).

Дальнейшему развитию франко-германских отношений на международной арене способствовали возросшие в конце XV века амбиции австрийских Габсбургов, которые в XVI столетии становятся уже безграничными. Император Фридрих III (1440-1493) писал, что австрийские Габсбурги будут выше всего в мире[133] [134] [135]. Начало осуществлению этого плана положил эрцгерцог, а впоследствии и император Священной Римской

империи Максимилиан. Империя создавалась фактически без крови, при

20

помощи политико-династических браков , недаром возникла поговорка

O 1

«пусть воюют другие, только счастливая Австрия заключает браки» .

B результате этих династических комбинаций под властью Габсбургов оказались Нидерланды и Испания с ее американскими колониями, что подкрепило их претензии на европейское господство (см. приложение № 3).

Особенно эти претензии на господство проявились во внешней политике императора Карла V, которая, по словам советского историка С.Д. Сказкина, поражает причудливым сочетанием реальности с

фантастичностью[136] [137] — это была политика, подчиненная идеальной цели

*) ^*

создания единой универсальной католической монархииѴ И эта идея, как ни странно, находила отклик у современников. Поэт Ариаст писал: «Господь Бог приготовил для императора славу более высокую, чем слава Алгуста, подчинив его законам (законам императораКарла V. ~B.B.) землю (имеется в виду Америка. - B.B.\ не известную древним народам. Разве это не служит доказательством того, что настало время, когда народы составят «единое стадо под единым пастырем»[138] [139] [140].

Подкрепляла идею всемирной монархии идея реставрации Священной Римской империи. Несмотря на то, что роль императора фактически была сведена к минимуму, юридически в конце XV - начале XVI вв. император все еще считался властелином мира, вследствие чего Испания, Франция23, Англия и другие европейские государства оказывались вассальными по

Of*

отношению к Священной Римской империи" . И эта идея нашла отражение в определенных германских кругах. При избрании Карла V императором архиепископ майнцский, произнося речь перед курфюрстами, назвал их совещательным собранием целого мира - собранием, компетенции которого подлежало обсуждение вопросов о благе всего рода человеческого; император избирается, по мнению архиепископа, для того чтобы руководить политикой других европейских государей[141] [142].

Идея реставрации Священной Римской империи нашла свое отражение в произведениях представителя немецкого Возрождения Ульриха фон

->o

Гуттена . Взгляды его на внешнюю политику находились в тесной связи с социальными представлениями рыцарского сословия, идеализировавшего Священную Римскую империю, ее мощь и авторитет на международной арене. Гуттен неоднократно подчеркивал, что решение всех противоречий и военных конфликтов возможно только при существовании сильной единой империи, при этом наилучшей формой политического руководства общества Гуттен считал могучую имперскую власть. Идеал Гуттена - грандиозная империя в виде наиболее мощного в Европе политического образования, основу которого составляли бы немецкие земли, но куда были бы включены и территории с иноязычным населением[143].

Образование огромной габсбургской державы неизбежно привело к столкновению с Францией, оказавшейся к концу XV в. окруженной со всех сторон владениями Габсбургов, кроме Северной Италии. Возникла угроза потери национальной независимости. Франко-габсбургское столкновение началось в Италии. Итальянские войны (1494-1559 гг.) явились стержнем международных отношений в Западной Европе конца XV - первой половины XVI в. Начавшись как войны между Францией, Испанией и Священной Римской империей за преобладание в Италии, они в дальнейшем стали войнами между Францией и Империей за гегемонию в Европе[144].

Представителем Священной Римской империи в этой борьбе был Карл V из династии Габсбургов. Интересы Франции отстаивали два представителя Валуа — Франциск I (1515-1547) и Генрих II (1547-1559). Противостояние между ними началось в 1519 r., когда умер император Священной Римской империи Максимилиан I, которому не удалось перед смертью склонить курфюрстов к избранию своего внука Карла. Вопрос о наследовании императорского титула Священной Римской империи оставался открытым, чем решил воспользоваться французский король Франциск I , заявивший свои права на императорский титул.

Оба претендента боролись за этот титул всеми доступными средствами. Co стороны Карла ставка делалась на антифранцузские настроения времен Максимилиана I[145] [146] [147]5 связанные с идеей враждебного отношения Империи к

32

Франции и с надеждой на возвращение итальянских областей, отторгнутых от Империи предшествующими французскими королями ЦЛилан, Генуя,

33

Прованс) . Франциск I, для которого императорская власть означала правовую бесспорность его позиций в Италии, рассчитывал на определенную расположенность немецких князей, сложившуюся при его предшественниках Карле VIII (1483-1498) и Людовике XII (1498—1515)[148], а также использовал средства пропаганды, благодаря которым подчеркивалась франко-немецкая общность и миролюбие французов. Так, в обращении французского короля к немецким князьям говорилось: «Не существует причины, по которой немцы должны избегать или не принимать дружбы французов, потому что французы по своей природе, привычкам и обычаю среди всех людей самые мягкие и кроткие, а также всегда вели себя дружественно и гостеприимно, когда к ним приезжали купцы и другие торговцы, и в большинстве случаев немцы и французы с давних времен имели общую общность и с самого начала их существования протягивали друг другу руку»33. B этой борьбе победил Карл[149] [150], благодаря имперскому патриотизму с антифранцузским акцентом[151] [152], с

38

надеждой получить послушного императора , а также подкрепленному денежными подачками князьям и курфюрстам[153].

Потерпев поражение в политической борьбе, а также в войне 15261529 гг.[154], Франциск I стал проявлять повышенный интерес к германским княжествам. Обостренный интерес Франции к германским княжествам в конце 20-х - начале 30-х гг. XVI века был связан в первую очередь с образованием и конституированием союза протестантских княжеств Германии[155]. Начавшееся во второй половине 20-х годов после подавления Крестьянской войны в Германии наступление Габсбургов на князей, поддержавших Реформацию, вызвало ответную реакцию с их стороны. Французская монархия в связи с этим вполне могла рассчитывать на князей, сторонников Реформации, как своих союзников и стремилась привлечь их на свою сторону. B свою очередь, эти князья могли рассматривать Францию как опору в случае обострения отношений с императором - так складывалась внутренняя и внешняя оппозиция империи Карла V41 [156].

B царствование Франциска I установить прочных взаимоотношений с протестантскими князьями не удалось вследствие негативной политики, проводимой королем в отношении собственных протестантов[157]. Однако контакты с протестантскими князьями Германии не прекращались, хотя о попытках заключения религиозно-политического протестантского союза под патронатом Франции не могло быть и речи[158] [159].

Лишь на чисто политической основе было достигнуто соглашение в начале 50-х гг. XVI века. Этому способствовала обстановка в германских землях, сложившаяся после Шмалькальденской войны (1546-1547 гг.). B результате одержанных в этой войне побед Карл V стал проводить чрезвычайно жесткую политику по отношению к протестантам, известную как политика Аугсбургского инерима43. Эта политика вызвала недовольство ряда германских князей, как протестантских, так и католических, поскольку объективно была направлена на ослабление их власти и ликвидации княжеского сепаратизма[160]. Французская дипломатия начала проводить политику на укрепление непосредственного контакта с германскими князьями с целью создания военно-политического союза.

Ключевой фигурой в этой дипломатической игре был Мориц Саксонский (1541-1552)[161]. Вместе с Вильгельмом Гессенским и герцогами Мекленбургскими он заключил в октябре 1551 г. в Лохау союз[162], который в феврале 1552 г. был ратифицирован французским королем Генрихом II (1547-1559). Союз предусматривал совместные действия Генриха II с немецкими князьями против Карла V. Эти действия были обоснованы справедливой борьбой против «зверского испанского рабства». Франция принимала участие в союзе как защитник «свободы» немецких принцев. Генрих обязался предоставить широкую военную и финансовую помощь. Чтобы обеспечить стратегически французский поход на Империю, немецкие партнеры по договору крайне сомнительным способом, с точки зрения императорского права, передавали Генриху лотарингские имперские города Мец, Туль и Верден, а также Камбре как имперский викариат, что во Франции рассматривалось как возвращение исконных территорий: так, при обсуждении на королевском совете в начале 1552 года договора с германскими князьями маршал Вьельвиль сказал: «Итак, овладевайте понемногу - благо представляется случай - вышеназванными городами, что составит сорок лье земли, которую мы приобретем, не теряя ни одного человека и не утратив ни одной крепости в Шампани и в Пикардии; кроме того, мы откроем себе прекрасный путь в герцогство Люксембург и страны, лежащие ниже, до самого Брюсселя. Мало того, это даст возможность овладеть современными прекрасными и большими городами, оторванными от вашей короны, и завладеть верховною властью во Фландрии, которую у вас изменнически похитили, и которая принадлежала королям Франции более тысячи лет, с незапамятного древнего времени»48 [163] [164] [165]. Кроме того, имперские принцы пообещали при следующих выборах императора поддержать приемлемого для Франции кандидата или кандидатуру самого короля Франции30.

Участие Франции в этом союзе германских государств позволило ей к началу 1552 года начать расширение своей территории за счет закрепления за собой городов Меца, Туля и Вердена, а также независимого Лотарингского герцогства, находившегося под французским влиянием: его

несовершеннолетний герцог был формально отдан под опеку французской короны и послан для дальнейшего воспитания ко французскому двору31. Тем самым Франция, овладев стратегическими линиями между Маасом и Рейном, вышла на «естественные границы» империи Карла Великого, чьей наследницей она себя считала.

Ho французскому королю Генриху II не удалось закрепиться на этих границах из-за политики Морица Саксонского, который сначала был против императора, а затем сблизился с братом императора Фердинандом, римским

S7

королем и регентом австрийской страны . B результате Генриху пришлось довольствоваться утверждением французского присутствия в форме протектората в городах Мец, Туль и Верден[166] [167].

B последующие годы (1554-1559) Франция была занята войнами в Италии и во Фландрии. После поражения в 1557 г. в битве при Сен-Кантене стало ясно, что только при помощи немецких князей она сможет усилить свой военный потенциал. Однако надеяться на прямую помощь со стороны германских протестантов королю Генриху II, преследовавшему протестантов у себя в стране[168], было не просто[169].

Като-Камбрезийский мир (3 апреля 1559 г.)[170] [171] положил конец борьбе Франции с Габсбургами за европейское лидерство. Франция отказалась от всех своих итальянских владений и теряла на долго роль доминирующей европейской державы. Эта потеря усугубилась религиозными войнами во

57

Франции второй половины XVI века . Мец, Туль и Верден остались за Францией de facto, без всякого юридического обоснования, так как это были не испанские, а имперские земли. Священная же Римская империя после отречения Карла V в 1556 году фактически с Францией не воевала и мира в Като-Камбрези не подписывала.

Начало формирования внешнеполитических отношений между Францией и Священной Римской империей по вопросу делимитации границ пришлось на конец XIII - начало XIV вв., когда шел процесс формирования устойчивых территориальных границ европейских стран. Этот процесс сопровождался крушением «универсальной идеи», сложившейся в период Средневековья и обосновывавшей единство приоритета христианских ценностей. Начиная с конца ХПІ века, принадлежность к единому христианскому миру под покровительством Святого престола перестает рассматриваться как необходимое условие существования государства.

Прямым следствием крушения средневековой государственной идеологии стало то, что Франция, в которой в этот период (конец ХІП - начало XIV вв.) шел процесс образования единого централизованного государства (см. приложение № 4), в лице своих королей стремится избавиться от наследия средневековья в виде верховной власти над странами императоров Священной Римской империи. Добиваясь независимости от Священной Римской империи, французские короли пытались решить территориальный вопрос, неизбежно возникавший при образовании новых государственных территорий.

Французские короли направляли свои усилия на достижение независимости от императора Священной Римской империи и на расширение территории королевства за счет Империи, подводя под свои действия теоретическое обоснование, для выработки которого французские правители использовали юристов - богословов, опиравшихся на имевшиеся церковные и светские документы, начиная со времен Карла Великого, а иногда и античности, доказывавших правоту действий королей Франции.

Эта теоретическая борьба во Франции, как и процесс образования централизованного государства, была прервана событиями Столетней войны.

Пройдя через драматические события Столетней войны, укрепив государственную власть к концу XV - началу XVI века, Франция вернулась к решению проблемных вопросов со Священной Римской империей: территориального и главенства в Империи.

Потерпев поражение в легитимной борьбе с представителями Габсбургов за титул императора Священной Римской империи в начале XVI века, французские короли перешли к новой тактике во взаимоотношениях с Империей, которая была сведена к следующему: ослабление влияния Габсбургов в Священной Римской империи путем поддержки сепаратизма немецких князей; достижение доминирования в германских землях и расширение территории за счет рейнских областей. Эта тактика осуществлялась Францией посредством интриг и военной силы.

He добившись намеченных целей в отношении Священной Римской империи, Франция со второй половины XVI века вступила в очередную полосу испытаний своей государственной целостности в ходе религиозных войн. Несмотря на неудачи, Франции удалось добиться одного важного результата: средневековая идея верховенства власти императора Священной Римской империи над странами окончательно ушла в прошлое, идея Священной Римской империи стала ассоциироваться только с германскими княжествами.

<< | >>
Источник: Баскаков Вячеслав Иванович. Проблема «естественных границ» во взаимоотношении Франции со Священной Римской империей в период Великой Французской революции. 2009

Еще по теме §1. Развитие взаимоотношений Франции и Священной Римской империи в XIV - XVI вв.:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -